![]() | ![]() |
+ Новости и события Одессы![]() Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! ![]() ![]() |
Номер 49 (845), 15.12.2006 "ЕСЛИ КТО-ТО КОЕ-ГДЕ У НАС ПОРОЙ..."В конце марта сего года в московском Доме кино состоялась церемония вручения премий "КиноВатсон". Этот проект придумала известная группа "Доктор Ватсон". А премии вручаются за музыкальные заслуги в области кино. Среди прочих призы были вручены композитору Марку Минкову и поэту Анатолию Горохову. И хотя у каждого из них в творческом багаже немало известных произведений, но всем было ясно, свою награду эти авторы получили прежде всего потому, что 30 с лишним лет назад сочинили песню для телесериала "Следствие ведут знатоки"... С Анатолием Гороховым мне довелось встретиться при довольно забавных обстоятельствах. Это было весной 1985 года, когда мой приятель Петя Дубинский, бывший в ту пору главным режиссером Одесского цирка, ставил к 40-летию Победы юбилейное цирковое представление. Писать сценарий, а если говорить точнее, то стихотворные связки между номерами, он пригласил Анатолия Горохова.
Именно его, подтвердил Петя, удивившись моей осведомленности. Но как мне было не знать, кто такой Анатолий Горохов, если еще в школьные годы я не засыпал по воскресеньям, не дождавшись радиопрограммы "После полуночи". В этой передаче звучали все шлягеры того времени, а пели их все тогдашние "звезды". А. Горохов был не только автором и ведущим, он еще и неизменно заключал программу песней в собственном исполнении, и, как правило, на собственные стихи. Среди этих песен были "Королева красоты" Арно Бабаджаняна, которая считается чуть ли не первым советским твистом, "Пингвины", "Эхо", "Хоровод", "Шахерезада" и многие другие. Стоит ли говорить, с каким нетерпением я ждал возможности встретиться с этим человеком. Наконец позвонил Петя и сообщил, что поэт будет ждать меня вечером в цирковой гостинице. В назначенное время я стучался в двери указанного номера. Но после нескольких безуспешных попыток дождаться реакции, вдруг обнаружил, что дверь не заперта. Слегка толкнув ее, я вошел в темную комнату. Кто там? внезапно раздался сонный раздосадованный голос. Мне нужен Анатолий Горохов! А вы кто? Я журналист. После этих слов зажглась настольная лампа и тут я понял, что попал не совсем "ко времени". Мой предполагаемый собеседник пребывал в состоянии, в описании которого я не берусь равняться с классиками русской, советской и мировой литературы. Тем не менее, он снизошел до диалога. А какие вы мои песни знаете? Я тут же принялся перечислять: "Королева красоты", "Пингвины", "По вечерам на опушке...", "Вновь под шорох звездопада", конечно, "Наша служба..." После этого, человек проснулся и, кажется, даже слегка протрезвел. Такого знатока собственного творчества, да еще в провинции, он явно не ожидал встретить. Я тут с утра общался с местным населением, объяснил поэт причину состояния, в котором пребывал. Интересный у вас город! Еще бы! В одесских "винарках" советских времен народ собирался и в самом деле интересный. Особенно для приезжих. Одессита, понятное дело, подобной "спецификой" удивить было невозможно, потому я решительно отверг предложение "классика" продолжить его знакомство с местными достопримечательностями. Меня интересовал он сам. И вот что я узнал. А. Горохов оказался профессиональным певцом, более того, выпускником Московской консерватории. Но потом он ушел на эстраду, благо прорезался талант слагателя стихов. "Первой ласточкой" нового поэта-песенника, а заодно и его "визитной карточкой" на годы вперед стала "Королева красоты". Музыку в модном в начале 1960-х ритме твиста сочинил Арно Бабаджанян, после чего стал одним из главных советских "шлягерников" ("Чертово колесо", "Свадьба", "Сердце на снегу" и проч.). Впрочем, надо сказать, что многие советские композиторы в ту пору сумели перестроиться на новый лад, перейдя от гимнов к твистам, шейкам, леткам-енкам и прочим модным ритмам. А. Горохов же, что называется, "клепал" тексты. Особенно удачным был его тандем с композитором Виктором Купревичем, руководителем популярного джаз-ансамбля "Балалайка", с которым они сочинили, среди прочего, забавные песенки "Два веселых гуся" и очаровательных "Пингвинов". А поскольку В. Купревич являлся еще и главным музыкальным редактором очень модного журнала "Кругозор" (выпускался с пластинками), то песни со стихами А. Горохова и в его исполнении быстро доходили до народа. А вскоре и сам А. Горохов получил чудное для автора местечко редактора музыкальных программ Центрального радио. Вот тут он уже мог развернуться "на всю катушку" и как автор, и как исполнитель. Чем небезуспешно (судя по популярности передачи "После полуночи") и занимался. Конечно, было у А. Горохова немало завистников, недоброжелателей. А как же иначе, ведь от редактора на радио зависело в ту пору очень многое: он мог ставить или не ставить песню в программы, а ведь именно радио во времена, когда телевизоры были далеко не всем по карману, приносило исполнителям популярность. Например, очень модный в 1960-х певец Эмиль Горовец прямо утверждает, что на эмиграцию его толкнул никто иной, как А.Горохов. Я записал песню "Дрозды" Владимира Шаинского, рассказывает Э. Горовец, когда я исполнил ее для художественного совета, поднялся Анатолий Горохов, он тогда был редактором на радио, и говорит: "А кто будет эту песню записывать на радио?" На него зашикали: "Ты же видишь, что композитор пришел с Эмилем, значит, он хочет, чтобы песню пел Эмиль". Горохов тогда возмущенно спрашивает: "Вы хотите сказать, что русские "Дрозды" будет записывать Эмиль Горовец?" Полагаю, что тут певец, что называется, "возвел напраслину". Трудно поверить в шовинизм А. Горохова, если учесть, что он сотрудничал с армянином А. Бабаджаняном, белорусом В. Купревичем, русским Г. Гладковым, азербайджанцем М. Магомаевым "детьми разных народов". А свою самую знаменитую песню он вообще создал с евреем Марком Минковым. Правда, на мою просьбу рассказать подробнее, как родился "Незримый бой", поэт пожал плечами: Дали мне ноты, рассказали, о чем пойдет речь в сериале, ну, я и написал... Более детально историю создания этой песни я узнал несколько лет спустя из интервью композитора Марка Минкова, которому тоже следует уделить внимание в нашем рассказе. У М. Минкова интересные "родовые корни": его дед по материнской линии купец первой гильдии, а по отцовской пролетарий. Папа и мама в музыкальных привязанностях замечены не были, но пианино сыну в пятилетнем возрасте купили, потому что кто-то из знакомых сказал, что у него есть музыкальные способности. Пианино было фабрики им. Молотова, которое впоследствии, в хрущевские времена, окрестили "антипартийным". На нем Марик начал играть и даже что-то сочинять, в результате чего его отвели в музыкальную школу. Но мальчику скучно было играть гаммы и этюды и он совсем уже собрался бросить занятия музыкой, да, к счастью, узнал, что музыкальной школе при консерваторском училище есть отделение композиции. Ему повезло с педагогами: по фортепиано М. Минков занимался в классе у замечательного пианиста Павла Меснера, по композиции у энциклопедически образованного музыканта Николая Сидельникова. А после окончания училища его взял в свой консерваторский класс сам Арам Хачатурян классик советской музыки и превосходный педагог. Сочинять песни будущий автор шлягеров начал еще в училище. Он даже умудрился получить вторую премию на конкурсе патриотической песни "Нам нужен мир" (обладателем первой стал знаменитый Вано Мурадели). Но директор училища сказала новоиспеченному лауреату: "Или ты будешь заниматься делом, или этой ерундой, но тогда уже не в нашем училище". После такой отповеди "этой ерундой" М. Минков долго не занимался. После окончания консерватории начинающего композитора распределили в музыкальную редакцию телевидения, откуда он довольно скоро ушел попросту было скучно. Но связи остались, и однажды ему позвонили из литературно-драматической редакции и предложили написать музыку к фильму "Следствие ведут знатоки", точнее, песню, которая должна была стать лейт-темой картины. Что интересно слов в ту пору еще не было. Тему я сочинил быстро, вспоминает композитор, но на телевидение долго не звонил, опасаясь, что меня за эту быстроту заподозрят в халтуре. Стихи и вправду принесли позднее и сказали, что менять в них ничего нельзя, потому что они одобрены "там", и возвели очи к потолку. Песню на стихи Анатолия Горохова записал оркестр Госкино под управлением дирижера Эри Клааса. Исполнил ее сам автор текста в дуэте с Эдуардом Лабковским. Вот так в заочном сотрудничестве композитора и поэта родилась песня, которая тут же приобрела широкую популярность. На телевидение мешками приходили письма, в которых просили ноты и слова. Но, что важнее всего, песню признали "своей" сотрудники милиции; фактически она стала "гимном" советских милиционеров. Долгое время этой песней завершались традиционные концерты 10 ноября в честь Дня милиции, собиравшие "цвет" советской эстрады. Правда, после смерти министра Н. Щелокова эту песню заменили другой, которую сочинили композитор Давид Тухманов и поэт Леонид Дербенев (Он меня вовек не победит, /Не уйдет, пусть будет ночь темным-темна./ Потому что он один, всегда один, /А со мною вся моя страна). Песня получилась неплохая, но сердца "стражей порядка" уже навсегда принадлежали "Незримому бою"... Вторично с Анатолием Гороховым мы встретились уже на премьере циркового спектакля. Он рассказал мне несколько интересных историй. Все, конечно, помнят знаменитую мультдилогию о приключениях бременских музыкантов. Там во второй части есть сцена, когда перед дворцом Короля выступает "заезжая группа" и поет песни: "Мы к вам приехали на час..." и "Баю-баюшки-баю...". Так вот, предполагалось, что эти песни будут исполнять знаменитые "Песняры", но то ли режиссер, то ли композитор не нашли общий язык с В. Мулявиным, и песни спел Анатолий Горохов с вокальным ансамблем. Также он стал первым вместе с Аидой Ведищевой исполнителем другого мультшедевра чудной песенки "Чунга- чанга". А потом... Что-то не сложилось на радио, на эстраде появились новые "звезды", короче, ко времени нашего знакомства некогда весьма богатый человек, автор популярнейших песен перешел в разряд литературных поденщиков, не гнушаясь и заработками на цирковой ниве... Долгое время об Анатолии Горохове ничего не было слышно. Но вот летом 2001-го в "Московском комсомольце" появилась заметка, что поэт Анатолий Горохов обратился в Останкинский межмуниципальный суд с иском к телекомпании ОРТ. Причиной иска стала показанная на канале ОРТ передача "Королева красоты", в которой дважды прозвучала песня с таким названием. А. Горохов, не обнаруживший своего имени в титрах, потребовал от ОРТ выплатить ему компенсацию за нарушение авторских прав. Чем завершилась судебная тяжба, понятия не имею. Зато, узнав о присуждении ему премии "КиноВатсон", искренне порадовался за своего давнего знакомого. Александр ГАЛЯС. Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.
|
|
|||||||||||||||
|