Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 34 (1030)
3.09.2010
НОВОСТИ
Культура
Образование
Юбилей
Событие
Детская страничка
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 34 (1030), 3.09.2010

ЗА ЧТО МЫ ЛЮБИМ АЛЕКСАНДРА ГРИНА

Однажды Вера Павловна Абрамова, первая жена писателя А. С. Грина, спросила его вторую жену, Нину Николаевну: "За что вы любите Александра Степановича?" - "И когда я ответила, что, видимо, за внутреннюю созвучность, за умение быть ласковым, бережным и нежным, - вспоминала потом Н. Н. Грин, - она сказала: "Да, Александр Степанович очень ласков и нежен, теперь моя жизнь в этом черствее".


23 августа исполнилось 130 лет со дня рождения Александра Степановича Грина (А. С. Гриневского). Познакомиться с яркими страницами биографии известного писателя, полистать уникальные издания начала XX века - первый сборник его рассказов "Шапка- невидимка", 1908 г., который был в свое время запрещен царской цензурой; первые издания сборников: "Рассказы" 1923 г., "Сердце пустыни" 1924 г., "История одного убийства" 1926 г., "Капитан" 1926 г., а также первые публикации Грина на страницах периодических изданий - в журналах "Трудовой путь" за 1907 год, "Образование" за 1908 год (где также печатались произведения А. Толстого, Ф. Сологуба, А. Луначарского, А. Блока, и других маститых литераторов того времени) или же открыть своего Грина, - иными словами ответить на вопрос: за что вы любите Александра Степановича? - можно в стенах Одесской национальной научной библиотеки имени М. Горького на книжной выставке "Алые паруса: курс на XXI век".

Нет смысла отрицать, что автор "Алых парусов", "Бегущей по волнам", "Золотой цепи", да и многих других не менее захватывающих произведений, хорошо знаком и любим... Но природа этой любви не то чтобы странная, а, скорее современна, на булгаковский манер (когда одиозный управдом Пушкина не читал, но знал, - "А за квартиру кто платить будет? Пушкин, что ли?"). Страдал Грин от такой горе-популярности в далекие 1920 годы и доверительно сетовал: "Вы меня как писателя совсем не знаете. И всего меня вы не читали. А если прочтете, будете лучше и знать, и понимать меня..." И, как ни парадоксально это сегодня звучит, - читать, знать и понимать Грина необходимо хотя бы потому, что в жестком хитросплетении событий, когда, казалось бы, развенчаны все духовно-ценностные ориентиры современного мира, человек (потому что еще человек!) испытывает острую необходимость в романтике, в мечте и той уникальной животворящей чистоте, которую, как особый "блистающий мир", создал А. Грин. Создал на жестких реалиях бурного начала XX века - революция, война, голод, грязь, разруха. Создал из череды испытаний - аресты, ссылки, бродяжничество, болезни, которые прошел честно и мужественно, не озлобившись и не омрачив внутренней чистоты. Поэтому образы его произведений при всей своей романтичности не эфемерны, а реальны, ощутимы и, думается, очень нужны сегодня в нашем сложном XXI столетии.

Несмотря на огромный пласт произведений, первое, с чем ассоциируется имя писателя, - повесть "Алые паруса". Именно эта феерия покорила и продолжает покорять многих. Кто из юношей не мечтал стать капитаном или путешественником, покорять морские просторы, окунаться в авантюры? Кто из девушек не грезил алыми парусами? Романтика - лекарство на все времена! Помимо чистых, светлых оттенков, освещающих душу читателя, "Алые паруса" явились вдохновением для многих художников - иллюстраторов феерии. Поэтому отдельным разделом книжной выставки являются как раз "Алые паруса" с иллюстрациями Ю. Бельковича, Е. Штанко, И. Эстиса, П. Алексеева, В. Солдатова, В. Савченко, М. Виденского, О. Чернакова, М. Цветкова, Т. Толстой, В. Стильве, А. Векслера и многих других. Работы художников не только уносят нас в полную чудес страну Гринландию, но и позволяют увидеть и точнее понять сегодняшнюю художественную транскрипцию романтического символа прошлого века.

Интересные, малоизвестные моменты биографии писателя живо и увлекательно изложены в книге жены писателя Нины Николаевны Грин "Воспоминания об Александре Грине". Это одно из последних изданий, где читателям предоставляется замечательная возможность познакомиться с ранее не опубликованными дневниковыми записями автора, письмами и стихами, а также уникальными фотографиями и... легендами. Трудно поверить, но в 1920 годы по литературному Питеру весьма уважаемые люди передавали из уст в уста следующее предостережение на счет писателя: "Берегитесь его, он опасный человек: был на каторге за убийство своей жены. И вообще прошлое его очень темное: говорят, что, будучи матросом, он где-то в Африке убил английского капитана и украл у него чемодан с рукописями. Знает английский язык, но тщательно скрывает это, а рукописи постепенно печатает как свои..."

Представлены на выставке произведения писателя, среди которых полное собрание сочинений 1965 года. В чем его уникальность? Дело в том, что это практически первое полное собрание сочинений А. С. Грина. Хотя хорошо известно, что уже при жизни в 1913 году питерское издательство "Прометей" выпустило на тот момент полный трехтомник его рассказов. Затем в конце 1920-х издательством "Мысль" решено было издать 12- томник, из которого свет увидели только восемь, и, как утверждают современные гриноведы, там содержался ряд неточностей и ошибок в тексте. В основу издания полного собрания сочинений А. С. Грина 1965 года был положен проект самого писателя (сохранившийся в ЦГАЛИ) и подготовлено оно было при участии вдовы писателя Н. Н. Грин.

На экспозиции не менее интересные отдельные издания 1920 годов, а также периодика с первыми публикациями его рассказов. Только окунувшись в это безграничное писательское море, можно раскрыть полифонию одаренности Грина, все разнообразие его творчества как романтика и сказочника, как реалиста и психолога.

Конечно же, особый интерес у одесситов вызывает пребывание Александра Грина в нашем городе. Именно с Одессы начинается его "хождение в мир". В 1896 г. Грин, в возрасте 16 лет, изрядно наломав дровишек в родной Вятке, начал собираться в дальние страны, т. е. в Одессу. Однако здесь не оправдались его романтические мечты и ожидания - получить работу матроса на корабле ему не удалось. Один внешний вид - слабогрудый юноша в охотничьих сапогах, ученической куртке и широкополой шляпе - давал понять, что он не справится с тяжелой профессией матроса, от капитанов чередой следовали отказ за отказом. Жить было не на что. Но упрямым романтикам везет, и Грина все же берут матросом на пароход, совершающий рейс Одесса-Батум-Одесса. Однако по прибытии в Одессу он понял, что жизнь моряка, увы, не для него. На этом заканчивается пребывание Грина в Одессе, но не заканчивается связь писателя с городом, его жителями.

Замечательно, что именно Одесса положила начало или, вернее, утвердила родившуюся в юности любовь к морю. Особо отмечал и любил Александр Степанович шум и грохот порта, его неповторимый корабельно-морской запах. Это осталось в нем с юности, читаем в воспоминаниях Н. Н. Грин: И именно "с Одессы, когда, работая или ища работу и пищу, целые дни толкался он по порту, его закоулкам, припортовым кабачкам и харчевням, острые запахи моря, крики и песни моряков и грузчиков, ароматы выгружаемых товаров, фруктов, суета работы, дали неизвестных, впереди лежащих путей, песней вошли в его душу и остались там навсегда".

Многие события, приключившиеся с Грином в Одессе, нашли свое художественное отображение в его произведениях. Так, знакомый Грина Силантьев, как явствует из воспоминаний, "в Одессе одевает юного Александра в свой старый, но еще хороший костюм и ботинки. Эта действительность поэтизирована в "Золотой цепи" образом Санди (уменьшительное от Александра) - разная по качеству благ, но равная по ощущениям бедной, усталой юношеской души. И как хорошо, что Грин всегда помнил эти чувства".

Не обходилось и без курьезов. Так, в свое время Александр Степанович поведал одну историю, связанную с Одессой. В 1920 годы в нашем городе жил врач-венеролог по имени А. Грин, который занимался (совершенно по-одесски) переделкой для театра произведений какого-то популярного в то время французского писателя и среди прочих написал пьесу "Проститутка", которая, как и другие его работы, печаталась и шла в театре под авторством А. Грин. Многие за автора приняли Александра Степановича и обращались к нему по различным вопросам и с поздравлениями. Поначалу Грин обиделся: как люди, знакомые с его творчеством, стилем изложения, могли принять его за другого, занимающегося столь "грязным" делом? И чуть было не отправил одесскому Грину письмо с предложением сменить псевдоним. Но, узнав, что это настоящая фамилия врача- венеролога, отказался от этой идеи, сказав: "Черт с ним! Ведь не виноват же он, что родился А. Грином".

Несмотря на то, что Грин грезил морем, мечтал о профессии моряка, в реальности он был более железнодорожным путешественником. Собственно, и мир путешествий - поездка в Одессу на паровозе - начинается для него железнодорожными странствиями. Именно встреча на железнодорожном вокзале буквально спасает ему жизнь. Случилось это в 1919 году. Тогда красноармеец А. Грин - изголодавшийся, грязный, завшивевший, обросший бородой, в замызганной красноармейской шинели, с маленьким мешком за спиной - тусклым зимним утром сидел в небольшой красноармейской чайной, битком набитой разговаривающими, поющими, ругающимися и смеющимися людьми. Он сидел в углу за маленьким столиком и читал книгу "Поглотители" итальянской писательницы Анни Виванти. Окончив чтение, оглянулся вокруг: шум, гам, суета, клубы махорочного дыма, грязь. "И я понял, что так больше не могу, что я должен уйти отсюда совсем, пусть лучше меня расстреляют как дезертира", - рассказывал Александр Степанович. Положив книгу в мешок и, выйдя из чайной, он поплелся в сторону железной дороги. На станции поездов не было, и лишь на третьем пути стоял санитарный поезд. На одной из вагонных площадок Грин увидел врача. "Ваш поезд куда уходит?" - спросил он. "В Петроград", - лаконично ответил врач. "Не возьмете ли вы меня с собой?" - прошептал Александр Степанович. "А чем вы больны?" - спросил врач и, внимательно осмотрев, буркнул: "Туберкулез", затем приказал санитару вымыть, остричь и положить красноармейца в больничную койку. Ночью поезд двинулся. По заключению врачебной комиссии, Александр Степанович получает двухмесячный отпуск по болезни. Довезли до Петрограда. "Ты спас меня, ты спас меня...", - шептал Грин не то врачу-латышу, не то поезду.

Позднее, поселившись в Крыму и будучи уже известным писателем, он все равно не изменял железной дороге. Тогда Грин предпочитал путешествовать всегда вместе с женой, Ниной Николаевной, в тихом, спокойном купе, не вмешиваясь в различные разговоры, тем более споры. Билеты брали всегда в третьем классе, поскольку на большее средств не хватало. Умея ценить маленькие бытовые радости, они запасались разными вкусностями и наслаждались поездкой. В одну из таких поездок произошла интересная встреча. К ним в купе подсел молодой человек, и в незатейливой беседе поведал, что сам библиотекарь и очень жалеет, что, будучи в Феодосии, не познакомился или хотя бы не увидел живущего там А. Грина. "Очень люблю его книги, - разоткровенничался спутник, - а вы читали их?" Грин с супругой переглянулись. Нина Николаевна уловила в глазах мужа и смущение, и иронию. "А вы случайно не знакомы с ним, - не унимался попутчик, - ведь живете в Феодосии?" Нина Николаевна, желая переключить разговор, стала спрашивать о всяких пустяках, но собеседник, как бы и не слышал, и, все более и более увлекаясь, начал перечислять произведения Грина и восторженно отзываться о них. Как только начались восторги, Александр Степанович остановил собеседника: "Я принужден извиниться перед вами, что сразу не сказал, кто я. Я - Грин и мне неудобно слышать о себе такие пылкие отзывы, так что давайте прекратим разговор о Грине и поговорим о многих других хороших вещах". Попутчик смутился, стал трогательно извиняться. Постепенно разговор вовсе стих, и еще целый час они ехали в напряженном молчании, пока спутник не сошел на нужной ему станции.

Читательское суждение всегда ценно и важно как для автора, писателя, так не в меньшей степени и для самого читателя. В этом суждении определяется, выкристаллизовывается то личностное, а стало быть, искреннее отношение к писателю, к произведению и рождается осознание себя уже в общем контексте творческого. А потому, невзирая на всегдашнюю, уже ставшую хронической, занятость, попытайтесь поразмышлять: за что вы любите Александра Степановича? А поможет вам в этом богатейшая книжная экспозиция "Алые паруса: курс на XXI век".

Людмила АНТИПОВА,
Тамара КУХАРУК,
сотрудники ОННБ им. М. Горького.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.