+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 22 (869), 15.06.2007 КЕЛЬЯ НЕФОРМАЛАХризоcтом (в миру Владимир) - иеородиакон Свято- Ильинского мужского монастыря. Владимиру 23 года, он закончил Одесскую духовную семинарию, учится в Киевской духовной академии. Одновременно со всем этим он неформал - "ролевик" и "реконструктор". - Я пришел на Поляну, будучи еще студентом семинарии, и попросил: "Научите меня немножко фехтовать". ("Поляна" среди одесских неформалов - топоним, название одного из неофициальных клубов под открытым небом, место тусовки. - Прим. авт. ) Я любил фехтование, немного владел шпагой и европейским клинком. Реконструкторы научили меня и ролевым играм. Мы регулярно тренировались, выезжали на турниры и на игры. (Неформалы из движений исторической реконструкции и ролевых игр внешне похожи, потому их часто путают, чему способствует и то, что большинство ребят участвует в обоих движениях. - Прим. авт. ) Я пытался понять и реконструкторов, и ролевиков. Но реконструкцию не потянул: собирать полностью доспехи - это очень дорого. Я по мере сил сделал себе сам кое-какие доспехи, мы пытались собрать свою команду, создать клуб, оборудовать кузницу, чтобы ковать доспехи, но это все материально не по силам, особенно "выбить" помещение. Однако мы все равно поднимали молодежь. Когда на Поляну приходили молодые люди, мы учили их не только фехтовать. Не тупо махать палками, а стать нормальными людьми, воспринять добрые традиции. Если у человека выпал клинок, его нельзя бить. Если человек повернулся к тебе спиной, это невежливо - ударить его в спину. У нас есть идеалы! Ты берешь в руки клинок, не для того, чтобы покалечить человека или выместить свою злобу, а для того, чтобы отработать технику в случае защиты другого человека. Но и фехтование - это не главное в нашем движении. Главное, чтобы человек себя ощущал частью той силы, которая там присутствует. Я рассматривал это все через призму православия и со своей точки зрения - как это соотносится с моими идеалами. В каждом человеке, в особенности в тех, кто называют себя неформалами, живет дух естествоиспытателя, дух человека, который стремится что-либо познавать, пытается узнать новое, испытать новое. Эти люди в наше время - редкость. Хотя они очень молоды, но они - представители вымирающего поколения романтиков, взыскующих понять! Что на сегодняшний день современный человек? Это человек, который 8 часов отработал, пришел, "воткнул ящик" и просто сидит... Неформал же всего себя отдает познаванию. Он не пытается собрать вокруг себя очень много материальных благ. И в этом есть какой-то момент аскезы. Общение с такими людьми развивает личность. Познание естественных сил, познание природы и общение с людьми еще больше убеждает человека в том, что Творец всемогущ. Да, в игре надо притворяться кем-то. Но религия этому не помеха. Во-первых, можно выбрать для себя роль, которая не будет противоречить убеждениям. Во-вторых, есть такие правила в церкви, что верующий, будучи актером, может изображать на сцене кого угодно, кроме Христа. Ролевая игра в этом смысле - вид самодеятельного театра. Играть отрицательных персонажей можно, в том числе темные силы. В некоторых играх по литературным сюжетам участвуют "оборотни", "вурдалаки", "маги". Я к этому отношусь спокойно. Человек воспринимает это как игру, он входит в игровой образ с целью получить удовлетворение от того, что и он играет с полной отдачей, и другие играют так же. Ролевая игра требует глубокого изучения исторического или литературного материала. Если человек с таким рвением изучает темную сторону, ему придется изучить и противовес темной стороны - он должен знать, кому он собирается противостоять. В любом случае в его душе что-то останется. Естественно, мои духовные наставники обо всем этом знали. Я тогда еще не принял сан, но был воцерковленным православным - исповедовался, принимал причастие, соблюдал посты. И одновременно был неформалом, ролевиком, реконструктором. Одно другому не мешает. Я пришел к своему духовнику и испросил благословения. Сказал, что я буду участвовать в турнирах, выездах, играх... Что буду просто вести такой образ жизни. Духовник сказал: "Да, пожалуйста, я разрешаю, главное, чтобы твой разум не мутился, чтобы это не занимало главенствующее место, чтобы это было толчком к тому, чтобы ты развивался как личность". Так оно и получилось. Каждое утро - гимнастика, силовые упражнения, чтобы держать себя в форме. И духовное развитие в том, что ты постоянно пытаешься понять что-то новое. Ролевые игры, историческая реконструкция - часть мирской жизни, способствующая как физическому, так и духовному развитию личности. Не все православные это понимают. Было пару раз, когда я говорил, что принадлежу к движению любителей книг Толкиена, поддерживаю отношения с Поляной, мне говорили: "А, так ты язычник?". Люди зачастую видят человека в армейских ботинках, в черных штанах либо в камуфляже, с длинными волосами - и у них уже стереотип: это очень плохой человек. Простые люди по незнанию так рассуждают, им надо просто объяснить, почему это неверно, надо вести разъяснительную работу, потому что многие на сегодняшний день не отличают одного неформала от другого. Если рядом будут стоять гот и скинхед, такие люди не отличат их друг от друга. Потому что они просто не знают, в чем суть того или другого течения, а человек инстинктивно боится неизвестного, пытается себя от этого оградить. И назвать, как бывало в российской провинциальной прессе, ролевиков или других неформалов сектантами или, тем более, сатанистами мог только малограмотный журналист, но не клирик с духовным образованием. Можно вырвать из контекста любой факт, например, фотографию актера, играющего нечисть, и дальше манипулировать, как угодно. За это журналистов и не любят. Вот и структура секты строится на одном из этапов в вырывании из контекста. Сатанистами можно назвать неофашистов и то образно, в качестве метафоры. Строго говоря, сатанисты - это культ, обладающий определенными наблюдаемыми признаками, например, они проводят определенные обряды. Это легко узнать из справочников по религиоведению. Ролевики же вообще - не культ. В литературном сюжете некоторых игр бывает какая-то мистика, в исторических сюжетах иногда реконструируются конфликты на религиозной почве. В этих случаях ролевики, изучая роль, оказываются теоретиками. Но никакой культовой практики у них нет. Это мирская жизнь, любительское увлечение. Секта - это очень обобщенное понятие. То научное богословское определение, которому учат в семинарии, очень четко: секта - это религиозная организация, и далее перечень свойств. По сути, оно совпадает со светскими академическими словарями и энциклопедиями - они это и заимствуют у богословов. У Дворкина есть два определения: "секта" и "тоталитарная секта". (Александр Дворкин - профессор богословия, один из главных авторитетов христианской науки по вопросам сектоведения. Возглавляет Информационно- консультационный центр св. Иринея Лионского, созданный при РПЦ Московского патриархата по благословению Святейшего Патриарха Алексия II для изучения проблем новых религиозных движений, сект и культов. - Прим. авт. ). Но в бытовом языке на сегодняшний день сектой можно назвать любую коммерческую организацию, которая пытается внутри себя создать какой-то стержень и вокруг этого стержня собрать людей, построить для них определенную идеологию, чтобы их на этой идеологии четко "подвязать", чтобы они "крутились" вокруг этого стержня. Если то, что человек делает, ограничивается его кругом служебных обязанностей и не уводит его от Христа, то это не будет противно церкви. Противно Богу то, что удаляет человека от церкви. И противно церкви то, что удаляет человека от Бога. Тоталитарная секта - это организация, которая настолько привязывает людей, что не дает им уже возможности выйти. Она всеми силами поглощает их. Коммерческая организация просто дает человеку какой-то потенциал, чтобы он работал. А тоталитарная секта забирает всего человека полностью, истощает его духовные силы и в конце концов, когда человек уже духовно истощен и ей материально не нужен, она его выбрасывает. Тоталитарная секта - это религиозная организация. Каждая из них основывается на религии не потому, что это обязательное условие, а потому, что на почве религии легче человека притянуть к себе. Потому что любой человек искони в душе религиозен. Как говорил один известный протестант: хочешь заработать миллион - создай свою религию. (Это слова Рона Хаббарда, создателя сайентологии, которую православие считает тоталитарной сектой. Он был протестантом до того, как создал свою религию. - Прим. авт. ) Любая тоталитарная секта - это коммерческая организация, которая зарабатывает деньги и в то же время держит вокруг себя людей, которые даже не догадываются о том, что же они делают, - "нижний круг". "Высший круг" - это уже люди более посвященные. Вовлечение человека в секту - это попытка духовно сломать человека, духовно его подчинить себе. Секта пытается сжечь все мосты между человеком и его бывшим окружением. Она пытается уничтожить его, пытается вовлечь его в новое движение, из которого уже нет выхода. Она утверждает, что обратной дороги нет, там, позади, все "не такие", там все "плохие", а здесь у тебя рождается истинный свет. Идет промывка мозгов, и человек после этого теряет себя... Он думает, что потерял все, что у него было, и пытается строить что-то новое. А вокруг оказываются лишь те, кто пытается ему показать путь, выгодный для секты. Часто это кончается трагически. Неформальные движения, наоборот, подразумевают внутреннюю свободу человека. Неформал сам по себе - это человек свободный. Он сейчас убежден в чем-то - он это делает. Через пять минут он в этом не убежден, он этого уже не будет делать, как его ни заставляй. Это и есть то, что отделяет неформалов от других людей, - их внутренняя свобода. В том числе и ОЧЕНЬ далеко отделяет от сект - это противоположные полюса социального мира. Александр Дворкин приезжал к нам в семинарию читать лекции, у нас была возможность с ним общаться и мы ему задавали самые разные вопросы. Я его прямо спрашивал про неформалов вообще, ролевиков, толкиенистов. Дворкин сказал, что это миролюбивые люди, которые не являются сектантами, что неформальные движения - это нормально. Любое неформальное движение - это ответ времени. Нет, я не читал Тойнби и впервые слышу это имя. (Арнольд Тойнби - британский историк и общественный деятель, один из крупнейших представителей философской мысли XX в. Ввел в историческую науку понятие "ответ на вызов времени" - Прим. авт. ) Я сам к этому пришел путем своих размышлений. Я читал много книг, но идеи других людей уже высказаны, а я стараюсь высказывать свои. Неформалы - это порождение нашего времени. Духовный вакуум, который был при коммунизме, сказался на том, что они не знают, куда идти. Неформал пытается показать, что он "не такой". Он думает по- другому, он действует по-другому. Инакомыслящий. В ролевых играх и исторической реконструкции они видят естественные силы и корни, упирающиеся в древность, в нашу историю. Каждый человек ищет Бога по-своему. Один его находит в разуме, другой в какой-то естественной среде. Они приходят в храм не потому, что это модно, - они пытаются понять, они задают сложные вопросы. Первое время бабушки пугались, когда стали приходить молодые люди - здоровенные, патлатые, в ботинках, все немного такие странные. Сейчас эти люди уже соизмеряют свою жизнь с Христом. Неформалы - люди особого склада, и я уверен, что они своим путем придут к Богу. Беседовали
|
|
||||||||||||||
|