+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 21 (817), 02.06.2006 К 225-летию со дня рождения Джорджа Стефенсона ОТЕЦ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Англичанин Джордж Стефенсон "отец железных дорог" принадлежит к числу наиболее популярных представителей техники. Стефенсон родился в бедной горняцкой семье в Уилэм; работать начал с десяти лет жизни, сначала пас коров, потом служил погонщиком лошадей на шахте, а затем, в возрасте семнадцати лет, был приставлен к обслуживанию парового насоса. Юноша быстро ознакомился с действием всех механизмов и устройств, находившихся на шахте, так что в случае нужды умел быстро исправить их повреждения. Вскоре н научился даже чинить часы. Сэкономленные деньги он расходовал на обучение чтению и письму. Необыкновенные технические способности и изобретательность Стефенсона обратили на него внимание начальства. Поэтому уже к 1812 году руководстве шахты назначило его главным механиком Киллингуортских угольных копий с жалованием 100 фунтов в год. Наибольшие трудности в те времена представлял транспорт угля молодой инженер посвятил много времени этой проблеме. Первое его достижение на этом поприще установка паровой машины, которая с помощью каната передвигала вагоны по пути из шахты в Киллингуорт, в порт, находящийся на расстоянии около 14 километров. В своих работах по использованию пара на транспорте Стефенсон опирался на труды Ричарда Тревитика (1771-1833), который еще в начале XIX века утверждал, вопреки господствовавшему тогда мнению, что будущее принадлежит железнодорожному транспорту. Стефенсон был убежден в правоте Тревитика и на протяжении всей своей жизни последовательно внедрял железнодорожное сообщение в практику промышленности. Результаты превзошли самые смелые ожидания. В 1814 году Стефенсон построил первый паровой локомотив "Блюхер", который тянул за собой поезд из восьми вагонеток общим весом 30 тонн со скоростью 6,4 км/час. Этот результат со всей очевидностью показал рентабельность нового транспортного средства, и вскоре примеру Киллингуорта последовали другие угольные копи Англии. Что касается Стефенсона, то он, постепенно улучшая и совершенствуя свои паровозы, стал известен в промышленных кругах Англии. В 1823 году Стефенсону поручили строительстве общедоступной железной дороги с конной тягой для перевозки пассажиров и товаров между городами Стоктон и Дарлингтон. Стефенсон убедил акционеров, финансировавших это строительство, допустить кроме конной тяги паровую. Строительство было закончено в 1825 году, причем на дороге одновременно существовали три вида тяги: конная, паровозная и канатная при помощи стационарной паровой машины. На этой же линии Стефенсон впервые в истории техники построил в 1823 году железный железнодорожный мост. Новая линия был открыта 27 сентября 1825 года. Поезд из 34 вагонеток общим весом 90 тонн с паровым локомотивом Стефенсона "Актив" прошел со скоростью, доходящей до 20 км/час. Этот день считается днем основания железнодорожного сообщения. Стефенсон дал на этой линии ширину колеи 1435 мм. Эта ширина принята теперь на большинстве железных дорог мира. Первая железная дорога работала превосходно, поэтому Стефенсону предложили построить новую железнодорожную линию Ливерпуль-Манчестер и провести соответствующие изыскания. Стефенсон превратился в высококвалифицированного инженера путей сообщения: он определял будущую трассу железнодорожных линий, предельный и поперечный профили, решал вопросы преодоления препятствий. В 1826 году на линии Ливерпуль-Манчестер он построил первый железнодорожный туннель. Являясь одновременно конструктором паровозов, Стефенсон стал универсальным экспертом по всем проблемам нового вида транспорта. Однако на пути к дальнейшему развитию железных дорог выросло неожиданное препятствие. Товарищества пароходства по водным путям сообщения на участке между Ливерпулем и Манчестером, опасаясь за свои прибыли, развернули пропаганду против железной дороги. В печати появилось множество резких статей. Выдвигались, например, такие аргументы, что будто бы железная дорога помешает выпасу скота, повредит молочности коров и носке яиц курами; возможность взрыва котлов грозит жизни пассажиров, паровозный дым затянет небо и отравит птиц, искры станут причиной возникновения пожаров и т. п. Впрочем, последний из этих аргументов не лишен оснований. Дело о строительстве железнодорожной линии Ливерпуль-Манчестер стало предметом обсуждения в парламенте. Однако в конце концов результаты, полученные новым локомотивом Стефенсона "Ракета" на специальном конкурсе, организованном 8 октября 1829 года на равнине вблизи Рейнхилла, окончательно убедили общественное мнение в преимуществах паровозной тяги над конной. "Ракета" развила скорость до 48 км в час. Железнодорожная линия Ливерпуль-Манчестер поступила в эксплуатацию в 1830 году и тем открыла эпоху блестящего развития железных дорог. Спустя всего лишь десять лет, в 1840 году, общая протяженность железнодорожных линий в мире превысила 9000 километров. В том числе в Англии 3500 км, Германии 580 км, Франции 500 км, в Соединенных Штатах Америки 4500 км. В развитии железных дорог деятельное участие принимал Стефенсон. Вместе со своим сыном Робертом (1803-1859) он построил многочисленные железнодорожные линии в Англии, консультировал подобные строительства в Бельгии и Испании. Кроме того, Стефенсон усовершенствовал паровоз Еще в 1831 году он построил паровоз "Планета" с двумя цилиндрами, размещенными симметрично по обеим сторонам котла, в котором находилось 129 жаровых труб. В 1837 году Стефенсон применил примитивное устройство, а в 1842 году улучшил его; устройство это позволяло давать на паровозе задний ход и свободно регулировать поступление пара в цилиндры. Стефенсон поставил несколько паровозов в Соединенные Штаты Америки. Последние годы жизни Джордж Стефенсон привел в уютном Тептон Хоуз, где занялся садоводством и сельским хозяйством. Сын Джорджа, Роберт Стефенсон, не только сотрудничал с отцом при строительстве железных дорог и локомотивов, но и сам создал много инженерных конструкций, в основном железнодорожных мостов. В частности, в 1850 году он построил мост Британия Бридж, коробчатого сечения, пролетом 153 м через пролив Менай. Кроме того, Роберт Стефенсон занимался горной промышленностью. В 1847 году он стал членом парламента. Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
||||||||||||||
|