Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 25 (1072)
8.07.2011
НОВОСТИ
Культура
Проблемы
Событие
История
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 25 (1072), 8.07.2011

ДУША В ЗАВЕТНОЙ ЛИРЕ

Ровно 33 года назад на сцене ДК политеха состоялась премьера рок-оперы молодого талантливого одесского музыканта и композитора Жени Лапейко "Девушка и Смерть". Поставил оперу тогдашний руководитель Молодежного музыкального театра Владимир Подгородинский.

Эта была первая рок-опера, написанная Евгением Лапейко. Позже были созданы рок-оперы "Ромео и Джульетта" и "Сказка о мертвой царевне" (совместно с В. Калле), мюзиклы "Пеппи - Длинный чулок", "Степан Разин", "Вий", балеты "Она" (по А. Грину) и "Валентина". Но тогда, в конце семидесятых, для Лапейко толчком к созданию своей первой рок-оперы послужило всеобщее увлечение рок-оперой Ллойда Эндрю Уэбера "Иисус Христос - суперстар". Это было не подражание. Это было желание сказать свое слово, использовать все возможности рока. Сюжет сказки в стихах Максима Горького "Девушка и Смерть" как нельзя лучше соответствовал задуманному.

Можно много говорить о неповторимом даровании Евгения Лапейко, о его участии в качестве музыкального руководителя университетской команды КВН, о ВИА "Магелланы", о рок-группе "Провинция". Можно говорить о его остроумии, о расположении к людям... Недаром каждое 5 апреля (день безвременного ухода Евгения из жизни в 2007 г.) и 19 мая (день рождения) собираются почтить память друга кавээнщики и одесские рокеры.

Но это лучше меня делали и делают те, кто близко знал Евгения Лапейко. Я, к сожалению, этим похвастать не могу. Могу только признаться, что сам Евгений и его музыка оставляли у меня впечатление какой-то стихийной мощи.


Такое же впечатление произвела на меня рок-опера "Девушка и Смерть", вновь увидевшая свет на той же сцене ДК политеха. Нынешнюю версию постановки осуществил заслуженный деятель искусств России, народный артист Татарстана Георгий Ковтун - близкий друг Евгения Лапейко и режиссер-постановщик его произведений в Одесском театре музыкальной комедии и Одесском русском драматическом театре.

Почему речь идет о новой версии? Потому что иное время. Потому что появились новые инструменты, новые технические возможности. Поэтому, как пояснил Георгий Ковтун, показалось интересным расширить музыкальную партитуру оперы. Ее расширили из музыкального наследия Евгения Лапейко. Лидер, занятой в спектакле группы "Оверхит" ("Overheat") Сергей Дмитриев создал современную аранжировку оперы.

Хотя "Оверхит" - это хард-рок, но он не заслоняет мелодичности арий, написанных Евгением Лапейко.

- Лапейко замечательный проникновенный мелодист. Он - золотой запас Одессы, - говорит Георгий Ковтун. - Мы с Женей дружили с детства. Я всегда в него верил. Мне было непонятно, почему театры не ставят, не берут его музыку. Женя мечтал, чтобы его спектакль поставил Оперный театр (родители Евгения были артисты одесской оперы). Он шутил, что если такое событие состоится, он второй раз в жизни наденет костюм (первый раз в костюме он был на своей свадьбе, а в остальных случаях одевался, как настоящий рокер).

И действительно, Евгений Лапейко на премьеру своего балета "Валентина", поставленного на сцене Одесского театра оперы и балета Георгием Ковтуном, пришел в костюме. Балет, в основу сюжета которого лег подлинный факт, связанный с трагической судьбой оперного артиста, шел недолго. Вынужден был уйти из театра Ковтун. И ушел из репертуара балет Лапейко.

Но вернемся к нынешней постановке оперы "Девушка и Смерть". Как всегда, все, что ставит Георгий Ковтун, отличается блистательно поставленными массовыми сценами (в спектакле заняты 60 человек), взаправдашними боями, бешеными танцами с элементами айкидо, сценографической изобретательностью. Музыканты, сидящие на кубах (сохранившихся с первой постановки) в глубине сцены, спецэффекты световые и пиротехнические, создают особую атмосферу спектакля.

В главных партиях заняты три состава. Партию Девушки исполняют артистка Музкомедии Мария Зейбель, студентка музакадемии Вероника Сазонова и студентка ОНУ Вероника Борисова. Смерть играют Роман Глущенко и Сергей Дмитриев. На партию Рассказчика приглашены лидер рок-группы "Аграфена" Сергей Кистеров и актер Музкомедии Дмитрий Богаченко. В спектакле участвуют и актеры Русского театра Дмитрий Жильченко и Ярослав Белый. Интересно, что когда-то в спектакле принимал участие и сам Евгений Лапейко. Он исполнял партию Иуды. Сегодня эта партия досталась Руслану Герасименко.

В спектакле заняты также детский хор "Забава" (руководитель С. Смирнова), балет Алены Степановой и Антона Кибы "Crosspoint", одесская команда "Майданс" и танцевальный ансамбль "Рио-Рита".

Как рассказывает Георгий Ковтун, стоило объявить о возобновлении спектакля "Девушка и Смерть", как пришли десятки театральных актеров Одессы, не спрашивая ни копейки. Пришли те, с кем он никогда не работал. Пришли его подросшие "дети" из одесских спектаклей. Актеры сами монтируют декорации, берутся за черную работу...

Эта постановка посвящена памяти Евгения Лапейко не только декларативно, на словах. Перед началом спектакля неожиданно звучат аккорды из "Ромео и Джульетты", а затем коллаж из мелодий ко всем спектаклям Лапейко, идущим на одесских сценах. А в конце спектакля Рассказчик поворачивает лицом к залу мольберт, к которому он время от времени подходил, делая мазки. И мы видим портрет молодого Жени Лапейко...

И сами собой в памяти возникают слова Поэта:

Нет, весь я не умру.

Душа в заветной лире

Мой прах переживет

И тленья убежит.

И славен буду я...

Материалы полосы подготовила
Елена КОЛТУНОВА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.