Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 45 (1041)
19.11.2010
НОВОСТИ
Культура
Юбилей
Обратная связь
Событие
16-я полоса
Криминал
Баскетбол
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 45 (1041), 19.11.2010

КИНОФЕСТИВАЛЬ БЕЗ ИНТРИГИ

Думаю, не надо объяснять, что главная интрига фестиваля - это конкурс, а пик интриги - Гран-при. На юбилейном XL Международном кинофестивале "МОЛОДОСТЬ", проходившем в Киеве в последней декаде октября, интрига отсутствовала. С первого дня всем было ясно, что на этот раз в конкурсную программу вошел фаворит, реальный претендент на Гран-при. Этот фаворит - фильм режиссера и сценариста Сергея ЛОЗНИЦЫ "Счастье мое" (производство Украина - Германия - Нидерланды).

Об особом месте, которое занял фильм Лозницы в конкурсной программе фестиваля, свидетельствовало многое. Во-первых, разговоры. Те, кто видел ленту на других фестивалях (в Каннах, Карловых Варах, Торонто, Нью-Йорке, Гамбурге и на "Кинотавре" в Сочи), твердили, что картину надо обязательно посмотреть, что это выдающийся фильм.


Сам генеральный директор "МОЛОДОСТИ" Андрей Халпахчи в интервью "Газете по-киевски" от 15 октября (практически, за неделю до открытия фестиваля) на вопрос, что стоит посмотреть на "МОЛОДОСТИ", назвал фильм Лозницы. Интерес к фильму подогрел один из почетных гостей фестиваля знаменитый режиссер и директор Мосфильма Карен Шахназаров, заявив на пресс- конференции, что, как глава жюри на "Кинотавре", он голосовал против фильма Лозницы, посчитав его антирусским.


Более того, в программе фестиваля значилось, что картина "Счастье мое", показ которой в конкурсе полнометражных фильмов был назначен на 29 октября, будет демонстрироваться в кинотеатре "Киев" (основной к/т, где в трех кинозалах проходил фестиваль) не на одном, как все прочие конкурсные картины, а на пяти сеансах. Такое я наблюдала лишь однажды, когда в конкурсную программу фестиваля был включен фильм Олеся Санина "Мамай" (он шел одновременно в двух залах Дома кино). На него тогда делалась большая ставка. Была надежда, что на Международном кинофестивале в Украине Гран-при получит украинский фильм. Но надежде не суждено было оправдаться. Гран- при в тот год взял российский фильм "Старухи".

На этот раз все вышло прекрасно, на юбилейном XL МКФ "МОЛОДОСТЬ" впервые Гран-при получил украинский фильм "Счастье мое". Если учесть, что много лет в конкурсной программе полнометражных фильмов украинских дебютов практически не было, то это был настоящий подарок к юбилею фестиваля.


И принять этот подарок можно было с чистой совестью. Картина действительно оказалась достойной высшей награды фестиваля "МОЛОДОСТЬ" - "Скифского оленя".

В общем, на эту тему обычных для кулуаров дебатов не возникало. Дебаты, выросшие до скандала на проводимом на фестивале "круглом столе", посвященном развитию и перспективам украинского кино, коснулись другого вопроса, можно ли с чистой совестью считать фильм украинским.

С формальной стороной все ясно. Любая страна, внесшая деньги на производство фильма (хоть 10 %) имеет право считать его своим. Какой же расклад мы имеем в действительности? Львиную долю денег внес продюсер с немецкой стороны Хейно Декерт. Украинскую сторону представлял известный украинский продюсер Олег Кохан. То, что он частично рассчитывал на поддержку Министерства культуры Украины, наложило на съемочную группу некоторые обязательства. В частности, съемки должны были проводиться в Украине. Они и проводились на Черниговщине, хотя, по сюжету фильма, действие его происходит где-то в российской глубинке, куда попадает герой фильма - водитель грузовика. (Кстати, деньги от Министерства культуры Украины так и не поступили.)

Теперь об авторе фильма. Удостоенный многих наград, в том числе на престижных международных фестивалях, документалист Сергей Лозница родился в 1964 году в Белоруссии. Однако вырос в Киеве. Окончил Киевский политехнический университет (инженер- математик). Работал в Киеве в НИИ кибернетики. В 1991 году поступил во ВГИК, окончил в 1997. Последние годы живет в Германии.

Словом, уже не говоря о финансовой стороне вопроса и месте съемок, можно смело сказать, что Сергей Лозница человек в Украине не случайный. Что касается того, что сюжет фильма разворачивается в России, то в наше время копродукций - не это главное. Впрочем, место действия никогда не было определяющим. Иначе фильм "Встреча на Эльбе" следовало бы считать германским, а сериал о Шерлоке Холмсе - английским.

Что касается мнения, что фильм получился антирусским, то страшная действительность русской глубинки, где ходят практически зомбированные отморозки, где царствует беспредел людей в милицейских и прочих погонах, могла с таким же успехом быть действительностью и украинской. Лично я еще во время просмотра вспомнила, что в интернете наткнулась на ряд вопиющих фактов гибели в райотделах милиции задержанных людей. Я поискала в интернете эту страшную хронику и вот что нашла. Почти одновременно с премьерой фильма на Каннском фестивале в одном из отделений милиции в Киеве погиб студент Игорь Индило. Где-то через месяц в другом отделении милиции в том же Киеве повесился 25-летний наркозависимый Дмитрий Ящук, который проходил по делу о превышении полномочий милицейскими служащими. Следующей жертвой стал в Вышгороде отец троих детей Виктор Маяченко. Во Львове после ночи в милиции умер мужчина, на теле которого была зафиксирована 51 травма. Харьковщина, Одесса и другие города тоже фигурируют в этом вопиющем списке. Сам же Лозница, отвечая на вопросы журналистов, заметил, что действие фильма могло происходить и в Белоруссии, и в Украине... Однако задумка картины родилась тогда, когда он ездил по российской глубинке.

Во всяком случае, история молодого парня, заблудившегося на проселочной дороге, попавшего в глухомань, из которой нет выхода, ограбленного, избитого, потерявшего память, не более антирусская, чем истории, рассказанные в таких российских фильмах, как "Волчок" Сигарева, "Бубен-барабан" Мизгирева или "Где-то в провинции" Шагаловой.

Лозница снял свой фильм в документалистской манере, снимая камерой "с рук" без штатива. При этом и манера освещения, использованная при съемках, тоже приближает фильм к документальному. И дело здесь не в том, что картину делал режиссер-документалист, а в том, что, как он сам несколько раз подчеркнул, его целью было снять фильм-предупреждение. Предупреждение о том, что ЗЛО возвращается ЗЛОМ.

В финале картины несчастный, потерявший память парень, случайно завладевший пистолетом, расстреливает и "винных", и "невинных". И если его первый выстрел в бандитствующих гаишников вызывает в зале аплодисменты, на втором - аплодисменты становятся пожиже, а после следующих выстрелов наступает напряженная тишина. Шок!

Я воспринимаю картину как притчу. Ведь не просто так в начале пути к герою в кабинку грузовика подсаживается какой-то невесть откуда взявшийся старик и рассказывает свою историю о том, как его, молоденького лейтенанта, возвращавшегося с фронта, нагло ограбил на вокзале полковник-комендант. Он застрелил мародера, но с тех пор скитается по земле без имени...

Конец фильма возвращает нашу память к этому эпизоду. Таких "закольцованностей" в картине много. Поэтому и конструкция фильма сложная. То и дело зритель переносится из дней сегодняшних то в первые месяцы войны, то в 45-й год. Не всегда можно сразу увидеть прямую связь между событиями прошлыми и сегодняшними. Ее скорее ощущаешь как некую неразрывность временных связей. Интересно, что сам Лозница в одном из интервью сказал, что и сегодня наши страны до сих пор ситуационно находятся на уровне 17-го года.

Хотела бы остановиться еще на одном моменте. В картине есть эпизод 1941 года, когда в дом к вдовствующему учителю, живущему с маленьким сыном, приходят два окруженца. Учитель кормит, поит солдат, устраивает их на ночлег, но говорит, что не пойдет воевать с немцами, во-первых, потому, что ему нужно еще поднимать маленького сынишку, во-вторых, он не способен убивать, а в третьих, "немцы - культурная нация. Откроют здесь, в глуши, школу, и снова можно будет учить детей". Обозлившись, солдаты, уже хлебнувшие фунт лиха на войне, зверски убивают хозяина, грабят дом и уходят, оставив на произвол судьбы малыша. Но зло возвращается злом. Мальчик, потерявший способность говорить и выросший местным дурачком, это один из тех, кто нападает с целью ограбления на героя фильма, искалечив и его жизнь.

Я упоминаю об этом эпизоде, так как на встрече с Лозницей прозвучала реплика, что немецкая сторона решила продюсировать фильм из-за фразы "немцы - культурная нация". Это мнение прозвучало и в ряде печатных материалов, хотя немецкий продюсер заверил, что немецкая культура в рекламе не нуждается, и свои деньги немецкие продюсеры вкладывают тогда, когда предвидят коммерческий успех фильма и уверены в художественных достоинствах проекта. Я же хочу добавить, что мне самой не раз приходилось слышать горькие воспоминания о людях, твердивших, что "немцы - культурная нация", и поэтому оставшихся на оккупированных территориях, а свою жизнь закончивших в гетто или лагерях смерти.

Я много места уделила фильму-победителю фестиваля не только потому, что он победитель, а потому, что этот непростой фильм требует большого разговора. Об остальных фильмах конкурса, интересных событиях и гостях фестиваля "МОЛОДОСТЬ" будет рассказано в следующих номерах нашей газеты.

(Продолжение следует.)

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: кадры из фильма "Счастье моё";

режиссер Сергей Лозница
с главным призом фестиваля -
статуэткой "Скифский олень";

Виктор Немец - исполнитель главной роли.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.