Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 43 (1039)
5.11.2010
НОВОСТИ
Культура
Память
Интернет
Событие
16-я полоса
Криминал
Баскетбол
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 43 (1039), 5.11.2010

НУЖНА ЛИ АНИМАЦИИ РЕАНИМАЦИЯ?

В анонсе данной статьи было рассказано, как создавался Международный фестиваль анимационного кино "КРОК". Напомню, что XVII МФ "КРОК" проходил на корабле "Виссарион Белинский", совершавшем рейс по Волге: Нижний Новгород - Волгоград - Нижний Новгород.

Рейтинг фестиваля "КРОК" настолько высок, что российско- украинской экспертной комиссии пришлось отсмотреть 800 фильмов, чтобы отобрать из них 150 конкурсных, в том числе студенческих, дипломных и сделанных уже вне учебного заведения. В конкурсе участвовали режиссеры-аниматоры из 40 стран, включая Украину и Россию (обе Америки, Ближний и Дальний Восток, Европа, Австралия, Новая Зеландия и др. экзотические страны).

Что представляет собой рабочая программа фестиваля "КРОК"? Это просмотры конкурсных программ. Ретроспективы фильмов и мастер-классы известных мастеров анимации. Пресс-конференции и организация детских праздников в портах захода корабля: в Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Волгограде и Казани, где состоялось торжественное закрытие фестиваля. Информационные программы. "Круглый стол" "Влияние современной анимации на развитие детей", который провели психологи из компании "Мир детства" - главного партнера фестиваля "КРОК". ("Мир детства" - группа компаний, создающая уникальные продукты и предоставляющая услуги для детей и родителей).

И одно из самых интересных и полезных молодым аниматорам мероприятий - так называемые "РАЗБОРЫ ПОЛЕТОВ" - анализ просмотренных конкурсных фильмов.

Словом, "КРОК" - это плавучая школа анимации. И в этом его главное достоинство.

Здесь я хотела бы сделать небольшое отступление и хотя бы коротко рассказать об участии украинских аниматоров в фестивале, созданном в Украине, и о положении анимации в нашей стране.

В 2006 году фильм классика украинской анимации Евгения СИВОКОНЯ занял первое место в номинации "Лучший анимационный фильм" на Международном фестивале короткометражных фильмов в Клермон-Ферране (Франция). Это не единственная награда, полученная мастером за этот фильм, да и сам фильм далеко не единственная отмеченная призами работа Е. Сивоконя (а его фильмография насчитывает почти 30 наименований).

А если к этим призам прибавить награды, полученные его учениками?! Ведь почти все современные украинские режиссеры- мультипликаторы - ученики Евгения Яковлевича Сивоконя. Назову только нескольких из последней когорты. Это и Степан Коваль, которого называют "пластилиновым гением" за фильмы "Шел трамвай №  9" ("Серебряный Медведь" на Берлинале), и Александр Шмыгун, который, еще будучи студентом, дебютировал кукольным фильмом "Пьеса для трех актеров", заняв первое место на "КРОКЕ". Это и Анатолий Лавренишин, чьи работы "Зяблики и другие" и "NEXT" принесли ему признание в Украине и за рубежом и множество призов, и Наталия Скрябина, получившая на последнем "КРОКЕ" специальный приз Татарского министерства культуры за очаровательный, забавный фильм "Царевич и тайна волшебной лягушки".

Из 150 конкурсных фильмов восемь созданы украинскими режиссерами, правда, три из них были сделаны вне Украины и представляли другие страны. Но, согласитесь, быть отобранным из большого числа претендентов - это уже победа. Так что, как сказал в одном из своих интервью Евгений Сивоконь: "Наша анимация не пасет задних". Об этом говорит и еще один интересный факт. Российское телевидение купило всю коллекцию мультфильмов 1960 года, а это значит, что украинская анимация по сей день котируется на постсоветском пространстве. Так что тот же Евгений Яковлевич Сивоконь и другие украинские аниматоры свои лучшие фильмы могут теперь смотреть только на российских каналах. Но, TV - это одно, а широкий прокат - другое. Что по этому поводу говорят российские мэтры анимации:

Э. НАЗАРОВ: "У нас кричат: больше анимации! Больше полнометражных картин! Америка выпускает более 500 тысяч метров в год. Давайте догонять. Но как только мы собираемся опережать кого-то и забегаем вперед, оказывалось, что у нас голая задница. Невозможно сейчас создание полнометражных фильмов. Российская душа к полному метру в мультипликации никогда не была склонна. И вообще мультипликация по природе своей к полному метру не склонна. Полный метр психологически предполагает спокойное сидение в зале, чтобы не ежиться и смотреть. А природа мультфильмов такова, что она сокращает, сплющивает события, концентрирует, в том числе изображение и музыку. А смотреть два часа концентрат невозможно. Поэтому мультфильмы существуют в коротком метре. И в этом красота. Но беда в том, что сейчас короткий метр стал не нужен. Он не нужен продюсерам, так как государство его не прокатывает. Мультипликация находится в хаосе. И все наше государство находится в хаосе, несмотря на крики, что у нас все хорошо. Нам предлагают искать деньги самим, но мы воспитаны по-другому, пусть это дурно. У нас все было в руках, но мы должны были за полученные деньги хорошо отчитаться. Сейчас субсидии сокращаются до минимума. Люди, которые могли бы дать деньги на культуру, вообще не имеют привычки кому-то что-то давать. Они жадны до ужаса.

Е. СИВОКОНЬ: "Укранимафильм" с 2005 года вроде бы стал хорошо субсидироваться государством, мы, аниматоры, воодушевились. Потом возникли бюрократические препоны. На каждую авторскую идею требовали оформить авторскую заявку, как на изобретение. Кончилось тем, что год назад студия закрылась".

В Украине, так же, как и в России, анимация создается в небольших частных компаниях и мастерских. Или же...

Здесь уместно рассказать об одном мастер-классе, который проходил в этом году на "КРОКЕ". Это мастер-класс уникального киевского мастера-кукольника, режиссера и сценариста Олега ПЕДАНА ("Светлая личность", "Никого нет дома", "Домик для улитки", "Ключ" и др.)

Куклы Олега Педана чаще всего не похожи на кукол других мастеров. Они выглядят настолько неожиданно, что диву даешься, как из винтиков, колесиков, разных металлических деталей или монет и вообще любого подручного материала можно создавать такие образные персонажи. И дело даже не в том, что все эти ножки, ручки, крылышки, клювики движутся, дело в неудержимой фантазии автора.

Вот воры, забравшиеся в дом. Каждый ворюга собран из... отмычек. Вот милиционеры, пришедшие их ловить. А милиционеры всегда ходят по двое. И пара милиционеров предстает перед ошеломленным и очарованным находчивостью зрителем в виде пары наручников. Как наручники приобретают недвусмысленный вид несколько пузатеньких блюстителей порядка, имеющих головы, глаза, ноги и руки, - описать невозможно, это надо увидеть. Кстати, весь уникальный инструмент, при помощи которого Педан создает своих кукол, сделан им самим.

Так вот, Олег Игоревич вынужден в настоящее время создавать свои шедевры, придавая им утилитарный смысл. Педан начал делать оригинальные куклы-светильники и другие применимые в быту "живые" игрушки для продажи.

Участники фестиваля "КРОК" не могли не обсудить еще одну жгучую проблему. И снова я передаю слово мэтрам.

Э. НАЗАРОВ: "Наши высшие курсы режиссуры почили в Бозе еще в 2000 году. Все переехало на платное образование. Бедным и талантливым оно не по карману. Курс был закрыт. Но лет 20 мы успешно с Юрием Борисовичем (Норштейном - Е. К. ) поработали. Здесь, на корабле, много наших учеников: Александр Петров, Иван Максимов, Миша Тумеля, Михаил Алдашев..."

Ю. НОРШТЕЙН: "Это выпускники наших курсов 86-88 года. Это был замечательный набор. Саша Петров даже "Оскара" получил за свою картину "Старик и море", хотя фильм делал не в России. Это тоже говорит не в пользу нашей страны. Сейчас, по идее, должна была бы появиться новая волна. Но ситуация такова, что эта страна не дает возможности получать образование. Я давно перестал говорить "наша страна". Страной руководят невежды, которые не понимают, что без культуры общество будет дичать. Пока эстрада является у нас самым ярким выражением наших художественных пристрастий, страна будет дичать. В культуру надо вкладывать деньги. Деньги не должны лежать в кармане или тратиться на приобретение домов, островов и черт знает чего еще, на теннисные корты... А культура - это не только число просмотренных фильмов и прочитанных книг, это чувство сострадания и сочувствия. Эти слова уходят из словаря. Сейчас есть только слова "БАБЛО. СКОЛЬКО? БУДУ Я ТЕБЕ ЗА ЭТИ ДЕНЬГИ РАБОТАТЬ!" и т. д. И в результате начинается одичание общества. Это относится и к интеллигенции. Если бы они себя уважали, то не пошли бы сниматься в той дряни, которую им предлагают режиссер и продюсер. Такого себе представить лет 40 назад было невозможно. Если проставлять очки тому, что сейчас, и тому, что было в советское время, то счет будет не в пользу нашего времени. И эта тенденция разрушительная. Она только усугубляется, и остановить ее можно только одним путем. Путем создания нормальных учебных заведений. И не должно быть платных учебных заведений, готовящих режиссеров, писателей, актеров. Когда талантливый человек не способен найти деньги на образование, то погоду в нашей культуре делают другие ребятки, за которыми стоят их хорошо зарабатывающие отцы".

Э. НАЗАРОВ: "Вот тем и ценен "КРОК", что это лаборатория, где происходят поиски новых интересных решений, где идет обмен мнениями, где люди смотрят фильмы друг друга, помогают друг другу, критикуют друг друга и учатся. Фестиваль - это праздник искусства и талантов. И добавлю: такой корабельный вариант фестиваля на территории двух стран - уникален. Да здравствует "КРОК"!"

Ю. НОРШТЕЙН: "Да и для меня ожидание "КРОКА", как в детстве, когда я намазывал лыжи и ждал, когда выпадет снег. Ожидание того, что что-то случится. Какое-то художественное явление. Такое тоже бывало. Все же закон генетической устойчивости работает в обществе. Сама возможность поговорить, хотя разговоры бывают и нелицеприятными. Не потому, что хочешь кого-то уесть. Но это честный разговор о творчестве. Здесь выясняются вопросы, которые не всегда могут быть затронуты критиками. "КРОК" - это все. Слово-то какое короткое - шаг!"

А. ПЕТРОВ: "Здесь счастье увидеть своих коллег, друзей. Решать вместе с ними проблемы. Для меня показать фильм на "КРОКЕ" - большая радость, честь и страх".

Прежде, чем назвать победителей, несколько слов о самих конкурсных фильмах. За исключением отдельных работ, впечатление от их сюжетов безрадостное. Как отметила режиссер и киновед Наталья Лукиных, рост профессионального мастерства у выпускников знаменитых киношкол сочетается с традиционной мрачностью молодой анимации и с наивной потребностью удивить мир глобальными темами или детским черным юмором.

Хотя, еще раз повторю, есть и приятные забавные исключения. Пример тому - уже упомянутая в связи с присуждением спецприза юмористическая сказка киевлянки Натальи Скрябиной о царевиче и лягушке. А вот спецприз жюри был отдан трагической истории, блистательно и поэтично переведенной в анимацию без слов (как сформулировано в дипломе) - фильму болгарки Велиславы Господиновой "Маяк". (В картине бесчисленная стая совершенно хичкоковских птиц, обезумев от страха перед грозой, летит на свет маяка, а, налетев, разбивается о его стены. Сторож, спасая птиц, гасит огонь маяка, что приводит к гибели судна).

"Гран-при" и приз зрительских симпатий единогласно были присуждены фильму Бастьена Дюбуана (Франция) "Мадагаскар". Это путевые впечатления молодого француза, переложенные на язык анимации с использованием всех художественных возможностей, которые дает применение всего спектра современной анимационной техники. По поводу этой работы Юрий Борисович Норштейн, не признающий компьютера, сказал: "Я впервые увидел, как заработали 2Д и 3Д. За компьютером сидел творец. Это настоящее мужское кино".

Фильм "Еще раз", получивший вторую по значимости награду - приз имени Александра Татарского "Пластилиновая ворона", с формулировкой "За высший пилотаж" сделали семь девушек из Ярославля (мастерская А. Петрова). Под мелодию "Рио-риты", раз за разом прокручивающейся патефонной пластинки, старик вспоминает свое пионерское детство, свою комсомольскую юность, свою жизнь.

Приз за лучшую студенческую работу - фильм "Мальчик из жевательной резинки" - был отдан Масаки Окуда (Япония).

Приз за лучшую дипломную работу увезла в Великобританию Вики Мэзер - фильм "Стенли Пикл".

Приз за лучший профессиональный фильм "Дерево детства" получила россиянка Наталья Мирзоян.

В каждой из трех категорий присуждались также дипломы.

Призовой фонд по традиции бескорыстно обеспечил гражданин Франции Франсуа СОЛОМОН. А сами призы представляли собой разного размера колокола, что вполне соответствовало тому, что фестиваль проходит на корабле.

Одновременный звон колоколов в руках всех призеров известил о закрытии фестиваля.

Но по анимации колокол еще не звонит. И реанимировать нужно не этот удивительный вид искусства, а отношение к нему тех, у кого в руках власть и деньги.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото автора:
- украинский аниматор Евгений Сивоконь;
- Юрий Норштейн во время мастер-класса.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.