Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 21 (1017)
4.06.2010
НОВОСТИ
Культура
Точка зрения
Юные авторы
Расследование
16-я ПОЛОСА
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 21 (1017), 4.06.2010

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ МОРСКИХ ПЕРИПЕТИЙ

Одесские моряки все чаще встречаются с проблемами не только выплаты зарплаты, но и свободы, и жизни. Захват в плен сомалийскими пиратами, неприятности в африканских странах, захват судна другими государствами делают моряков заложниками ситуации. Только за последний год десятки одесситов обращались к правительству Украины, в различные инстанции за помощью. Некоторые ее так и не дождались.

Моряк "Фаины"
покончил жизнь самоубийством
из-за того,
что с ним не рассчитался судовладелец

4 дня никто не знал, что Юрия Лисютина, моториста, побывавшего в плену судна "Фаина", уже нет в живых. Жизнь в дворике в Вознесенском переулке текла тихо и спокойно. Но соседи заметили, что Юрий давно не появлялся на улице.


- Он позвонил мне в четверг, в 11 вечера, - рассказывает Лидия Минанова, которая видела и слышала его в последний раз, - попросил денег одолжить. Я поругалась с ним. И зря, - сетует соседка, - не хотела, чтобы он выпивал. Я знаю его с детства. Все тут вместе росли. Юра - всегда тихий, спокойный, добрый. Если бы в это время с ним кто-то рядом был...

В воскресенье к Юрию пришла его 18-летняя дочь Виолетта. С женой Викторией у моряка не сложилось, разошлись почти сразу после свадьбы. Пытались наладить жизнь. Но не получалось. Решили жить отдельно. В дочке Юра души не чаял, помогал, чем мог. Потом познакомился с Татьяной. Но с первой семьей продолжал поддерживать отношения.

- Я забыла ключи, - поделилась Виолетта, - и хорошо. Иначе бы не выдержала этого.

Она постучала, а потом оставила записку, что приходила.

В понедельник соседи решили позвонить брату Юрия Геннадию, который смотрел за квартирой, когда Юра был в плену у сомалийских пиратов. Он открыл дверь...

Юра сидел на стуле с веревкой на шее. Он оставил записку, в которой писал, что никого не винит и просил прощения у дочки.

- Хотя мы с ним жили недолго, но я чувствую себя настоящей вдовой, - плачет Виктория, - кто бы мог подумать, что все так будет.

Во всем черном, с заплаканными глазами, Татьяна. Они встречались 11 лет. Но ее не оказалось рядом с ним в тот роковой момент.

- Ему нужна была помощь, хотелось выговориться, - считают соседи, - остался сам в четырех стенах. Когда Таня приходила, все было спокойно. А тут никого. А сам в долгах, денег нет, даже покушать не на что.

- Он не получил ни копейки от судовладельца, - заявила Татьяна, - ничего. Сколько ни обращался. Мы подали иски в прокуратуру. Считаю, что все это случилось из-за безденежья.

Друзья Юрия тоже говорят, что у него были долги и надо было расплачиваться. А нечем.

- Он собрался в рейс, - сообщил племянник, - уже документы подготовил, - вот-вот уже должен был уходить. После плена Юра немного изменился. Но потом снова стал таким как прежде.

После освобождения судна "Фаина" Юрий, как и все моряки, проходил обследование у врача. У всех пленников было не в порядке со здоровьем.

- Когда нас только освободили, пообещали бесплатное лечение в Киеве, - рассказал Руслан Ступак, - некоторые члены экипажа поехали. Делали массаж. Кажется, больше ничего. У всех были проблемы с желудком. Когда мы были в плену, нас кормили раз в день рисом или кашей какой-то. Сказали, что все здоровы.

В то же время, по словам моряка Руслана Ступака, ни одно обещание судовладельцев "Фаины" и крюинговой компании "Томакс Тим" после освобождения судна не было выполнено. "...Нам выплатили зарплату, которую задержали на три недели, и никакой страховки".

- После плена власть поддерживает моряков только обещаниями, - отметил Алексей Кочерга. - Уже больше пяти месяцев жду помощи от морехозяйственного комплекса. Обратился с заявлением в управление труда и социальной политики, у них в бюджете на такие цели предусмотрено до 10 тысяч гривен. Месяц прошел. Ничего. Из всего экипажа лишь пятеро моряков, в том числе Юрий Лисютин, предъявили материальные претензии к оператору "Фаины". Мы ждали ответ из прокуратуры. Состав преступления есть - это невыплаченная зарплата. Тем более она была выплачена, потом ее опять сняли, То есть каждый месяц приходила четвертая или пятая часть той суммы, которая должна была приходить. Тут расчет на то, что люди будут биться головами о бюрократические стены. Вот и опустились руки у человека, не выдержал, психанул, взрыв эмоций - взял и повесился. У меня тоже был момент, когда хотел наложить на себя руки. Спасибо, родственники спасли.

Делом гибели моториста "Фаины" занялась уполномоченная по правам человека в Верховной Раде Украины Нина Карпачева.

- Сейчас идет сбор информации об обстоятельствах смерти члена экипажа судна "Фаина" Юрия Лисютина, - сообщили в пресс- службе омбудсмана, - комментарии по факту будут даны позже.

На похороны Юрия, моториста "Фаины", отца, мужа, собралось очень мало народа. В основном родственники и друзья. Не все успели узнать и приехать. Буквально на следующий день, как его обнаружили, похоронили. Не стало еще одного фаинца, героически прошедшего через пиратский плен, но не справившегося с жестокими буднями.

Украинское судно "Фаина" было захвачено пиратами 25 сентября 2008 года в нейтральных водах вблизи Кении. На борту "Фаины" 21 член экипажа: 17 из них - граждане Украины, трое - граждане России и один гражданин Латвии. Капитан судна, гражданин России Владимир Колобков, скончался вскоре после захвата судна от сердечного приступа. Судно следовало под флагом Белиза и перевозило военную технику, в частности, около 30 танков Т-72, запчасти к бронетехнике. 5 февраля 2009 украинское судно "Фаина" было освобождено.

Моряков от пиратов
отбили военные

Сегодня украинские моряки занимают пятое место в мире среди экипажей торговых судов и второе место в мире по числу заложников, ежегодно попадающих в руки морских пиратов. При этом Украина не в состоянии провести полноценную силовую операцию по освобождению своих граждан из плена вдали от своих границ. Причиной является как отсутствие необходимого законодательного регулирования для проведения таких операций за рубежом, так и недостаток финансовых ресурсов для доставки спецназовцев и создания для них операционных баз за рубежом. В частности, оснащение подразделения украинского спецназа для операций в Индийском океане обойдется, по данным источников, в 6 миллионов долларов. Снаряжение корабля для перевозки спецподразделения и другие средства для проведения подобной спецоперации требуют значительных финансовых ресурсов в размере еще 22 миллионов долларов.

Что остаются делать нашим морякам? Но на всякое действие есть свое противодействие. Благодаря военной охране суда, проходящие опасные зоны, могут быть обезопасены от нападений. Так, украинскому экипажу сухогруза Lady Juliet удалось избежать плена пиратов в Аденском заливе (часть Аравийского моря Индийского океана). Пираты на двух лодках атаковали сухогруз с экипажем в 23 человека, обстреляли судно из автоматов и гранатометов.

На сухогрузе находились военные службы безопасности. Они открыли ответный огонь. Пираты немедленно прекратили атаку и ушли к судну-базе, с которого они десантировались. Никто на сухогрузе не пострадал, среди пиратов также не было замечено раненых или убитых.

Выжить морякам в Индии
помогли местные
благотворительные организации

Одесские моряки и другие члены экипажа сухогруза "Леди Алла" (флаг Камбоджи) на три месяца застряли у берегов Индии. Рейс, рассчитанный на 24 дня, затянулся на 7 месяцев из-за крайне неудовлетворительного технического состояния сухогруза, который был вынужден останавливаться на ремонт в каждом промежуточном порту. Как оказалось впоследствии, определить грузополучателя так и не удалось, а компания-владелец практически отказалась от сухогруза. В итоге "Леди Алла" попала под двойной арест: по иску моряков и представителей ITF. Выносил санкции суд индийского города Мадрас. За время вынужденной стоянки у берегов Индии на борту судна закончились еда и питьевая вода. Dенег у моряков тоже не было. Расчет с моряками также не осуществлялся.

- Нам приносили продукты местные жители, - рассказывает третий помощник капитана судна Анатолий Жоловагу, - можно сказать, что выжить нам помогли местные благотворительные организации.

Было опасение, что экипаж может задержаться в Индии на неопределенное время, ведь первоначально предполагалось, что моряки получат свою заработную плату и деньги для возвращения в Украину только после продажи груза и самого сухогруза. Но, к счастью, международный профсоюз ITF, арестовавший судно, наконец-то нашел покупателя на груз, находившийся на борту, - глину из Мариуполя. С моряками был произведен расчет. Экипажу оставалось только разгрузить судно, после чего они могли сразу же отправиться домой. Однако процесс выгрузки осложнился. Глина за время долгого путешествия спрессовалась и превратилась в монолит. Морякам пришлось еще некоторое время оставаться у индийских берегов. Благо, все завершилось для них удачно.

Плен украинцев в Венесуэле
затянулся на годы

Три года назад швейцарский сухогруз под украинским командованием стал на якорь в порту Маракайбо (Венесуэла). Но отшвартоваться команда уже не смогла. Местная полиция обвинила моряков в перевозке наркотиков. С тех пор командир корабля Устименко и его помощник Датченко находятся под арестом. Три года моряки ждали суда в комфортабельной квартире на полном обеспечении работодателя. Но месяц назад местный суд решил перевести украинцев в федеральную тюрьму Венесуэлы. Чтобы там выжить, надо заплатить.


- Каждый месяц здесь нужно платить деньги за спокойную жизнь, - сообщил Юрий Датченко. - Я видел, как одного из заключенных застрелили в тюрьме. Он должен был выходить через неделю, потому отказался платить за последний месяц. Местная полиция приходит к нам только вечером, чтобы пересчитать заключенных и забрать трупы. В остальное время за порядком следят сами преступники. У них есть и винтовки, и автоматы.

- Долго мы не протянем, - сказал Владимир Устименко, - нам не дают воды, а температура воздуха в камере - плюс 45. Нас не кормят, спать приходится прямо на бетоне. Кроме нас, в камере 80 человек - все уголовники, которые сидят за убийство, насилие или наркотики. Повсюду бегают крысы. Заключенные болеют гриппом и малярией...

Родственники моряков утверждают: выжить матросам удалось лишь потому, что судовладелец (из Швейцарии) выплатил нужную сумму. В ином случае венесуэльские преступники угрожали убить их. Однако этой сумы хватит лишь на полгода. Дальше предприниматель платить отказывается. Родственники моряков обратились к украинским политикам и Президенту Виктору Януковичу.

В то же время представители МИД заявили, что меры они будут принимать только тогда, когда местный суд докажет невиновность украинцев. Но, как видно, суда нет и может долго еще не быть. Те же протесты, которые МИД направляет в Венесуэлу, только раздражают их. Неужели наше правительство не может взяться за освобождение соотечественников, как должно, чтобы защитить своих граждан?

СМИ помогают морякам отстоять свои права

Уходя в рейс, моряки должны заручиться на всякий случай помощью профсоюзных и других организаций, которые прилагают все усилия, чтобы защитить своих соотечественников. В то же время, попав в трудную ситуацию, многие стараются решить ее своими силами. Не прибегая ни к общественности, ни к СМИ. И в итоге остаются ни с чем. Так, прошлым летом приехали домой без гроша украинские ребята с судна "Смарти", судовладелец которого отказался выплачивать зарплату. Девять наших моряков не получили ни копейки за несколько месяцев работы.

Проблемы у наших соотечественников возникли в порту Дубай, где осталось брошенным судно немецкого судовладельца "Магдалена". На протяжении пяти месяцев судовладелец не выплачивал зарплату экипажу, задолжав 300 тысяч долларов.

Ребята были на грани жизни и смерти - у них закончилась пресная вода и продовольствие.

Благодаря прессе, поднявшей шумиху вокруг этой истории, судовладелец через посредника доставил на судно топливо, воду и еду.

Оказавшись вдали от Родины, нашим морякам остается рассчитывать на себя и близких. Но чем больше информации они дадут миру, тем легче будет решить проблему. Благодаря телевидению, радио, газетам, электронным СМИ к этому вопросу можно подключить украинские и международные организации, политиков. И общими усилиями добиться справедливости. Главное, не падать духом. И делать все возможное для спасения.

Подготовила Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.