Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 45 (841)
17.11.2006
НОВОСТИ
Культура
Тема номера
Быт. Как быть?
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 45 (841), 17.11.2006

РЕПОРТЕР МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ

C КАМЕРОЙ НА ПЛЕЧЕ

"Чудо техники" – видеокамера Panasonic 9000. Быстро разобравшись с функциональным назначением кнопок, я решила уже не расставаться с этим орудием труда и начала снимать. Сначала получалось все из ряда вон плохо, камера постоянно дергалась, весь отснятый материал представлял собой сплошные панорамы или наезды с отъездами. Но постепенно все наладилось. Моим первым учителем по мастерству видеосъемки стала известный журналист и телеведущая Нина Зайцева, которая и объяснила мне, что такое равновесие кадра.

Глядя в видоискатель, я старалась больше следить за изображением, практически не обращая внимания на звук. Потом долгое время смотрела телевизор, замечая одни лишь кадры, а для того, чтобы послушать, о чем идет речь, приходилось закрывать глаза.

Снимать приходилось много и разное. И простых рабочих, и важных начальников, которые при всей своей напыщенности могли совершенно растеряться перед камерой, как молодой отец перед новорожденным. Иногда снимать было интересно, иногда скучновато. Какое-нибудь праздничное зрелище или производственный процесс на фабрике сами просились в кадр, а на однообразных выступлениях или пресс-конференциях приходилось изощряться – придумывать интересные планы, ракурсы, чтобы потом "заклеивать" ими "говорящие головы".

На улицах города, в официальных учреждениях человек с камерой никого не удивляет. Совсем по-другому относятся к оператору в местах, не избалованных вниманием прессы. Тут вам покажут все, проведут по самым отдаленным закоулкам. К примеру, в офисном здании Одесского коньячного завода завхоз попросил меня уделить особое внимание комнате личного пользования.

— Нет, вы посмотрите, посмотрите! Такого умывальника вы еще не видели! Это обязательно нужно заснять!

А на предприятии "Эксимнефтепродукт" мне предложили залезть на резервуар для хранения нефти.

— А, что! – невозмутимо говорил провожатый. – У нас все операторы сюда лазили. И женщины тоже.

Приходилось снимать и с крыши, и с высотного крана на судоремонтном заводе – мало ли что придет в голову режиссеру!

Такие мероприятия, как концерты, КВНы, праздничные выступления иногда приходилось снимать полностью. Длится все это, как правило, не менее трех часов. Стояние на одном месте и постоянное лавирование за бегающими на сцене людьми очень утомляет. Но если режиссерская постановка оказалась удачной, от съемки получаешь одно удовольствие! Так было во время показа моделей Валентина Юдашкина. Представление длилось 40 минут. Снимала я в согнутом положении, установив камеру на штатив на уровне пояса. Все было отснято, как на одном дыхании. Мне показалось, что прошло минут 15, не больше. И только выпрямившись, я почувствовала, что у меня болит спина.

Матерые операторы, как правило, деликатностью не отличаются. Слова "пожалуйста", "извините" почему-то напрочь отсутствуют в их лексиконе. Поэтому на публичных мероприятиях приходилось не отставать, буквально локтями расталкивая своих более пронырливых коллег, чтобы оказаться поближе к происходящему. Хорошо, что невысокий рост позволял мне оказываться в первых рядах, не загораживая при этом стоящих за мной операторов повыше.

Думаю, что нет таких операторов, которые хоть раз в жизни не снимали бы свадьбу. У меня их было немного, но и этого достаточно, чтобы понять все тяготы профессии свадебного оператора. Приезжать в этот день приходится раньше всех – часам к семи утра. В это время невеста уже на ногах и вовсю наряжается, делает макияж, прическу. Далее по сценарию – приезд жениха, выход, ЗАГС, прогулка по городу. К праздничному столу добираются не раньше пяти вечера. А ведь оператор таскает за собой еще и запасные аккумуляторы, и вместе все сооружение, с кофром, штативом и т.д. весит около 12 кг. Застолье начиналось не сразу, а уж оператор садится в самую последнюю очередь. Был такой случай, когда весь обслуживающий персонал – оператора, фотографа, музыкантов и тамаду – вообще забыли покормить. Спохватились только к часу ночи, когда гости стали расходиться.

Особая статья – это съемки наших знаменитостей. Не только местных, но и столичных гостей. Одесская пресса в их восприятии нечто провинциальное. Так, московскому актеру Олегу Янковскому я сразу поставила диагноз "звездная болезнь".

"А для кого вы снимаете? А зачем?" – набивал себе цену актер.

Зато совершенно свойским оказался наш земляк Роман Карцев. Мало того, что вел себя, как настоящий сорванец, в конце интервью он еще и кукиш мне в камеру показал.

Случались и курьезы. Перед началом торжественной презентации группы компаний "Золотой Дюк", которая проходила в Театре музкомедии, по сцене бегала взволнованная девушка и кричала: "Где режиссер? Как его можно найти?". И тут появляюсь я. Зная эту суету и нервозность, которая происходит на генеральной репетиции, я попыталась оградить режиссера от назойливой девушки: "А вы кто такая? Зачем он вам нужен?". Девушка опешила: "Я ведущая вечера, актриса Ольга Дроздова. Вы что, не смотрели сериал "Остановка по требованию"?". По украинскому телевидению этот сериал в то время еще не показывали, а жену известного актера Дмитрия Певцова я тогда еще просто не знала.

На журналистские же подвиги меня подвигнул мэтр украинского телевидения, каковым я его считаю, Влад Ряшин. Это было в Киеве на одной пресс-конференции. Он немного опоздал, подошел и сел рядом с тем местом, где стояла я. Оторвавшись от камеры, я не поверила своим глазам: рядом со мной сам Влад Ряшин! И я решила: чего бы мне это не стоило, обязательно взять у него интервью. После пресс-конференции и нескольких скучных интервью с официальными лицами, я отыскала глазами Влада, но он куда-то подевался. Тогда я поймала первого проходящего мимо человека, всучила ему в руки микрофон и отправилась брать интервью. Влад Ряшин оказался очень высоким. Чтобы его голова не оказалась на фоне потолка, мне пришлось встать на небольшой подиум. Вопросы были, честно говоря, неимоверно глупыми: "Давно ли вы были в Одессе? Что вам там больше всего понравилось? Когда собираетесь приехать еще раз?" Но отвечал он на них профессионально, так что мою импровизацию даже включили в сюжет. Но после этого эпизода я окончательно поняла, что журналистика – это дело, которому надо серьезно учиться.

Ольга КОРШИКОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.