Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 29 (825)
28.07.2006
НОВОСТИ
Культура
Город
Имена
Компетентный собеседник
Вопрос - ответ
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 29 (825), 28.07.2006

К 265-летию со дня смерти Антонио Вивальди

"ПОД МУЗЫКУ ВИВАЛЬДИ..."

(ИТАЛЬЯНСКИЙ МАЭСТРО)

История музыки богата парадоксами. Пожалуй, они не обошли судьбу ни одного выдающегося художника. Что же касается биографии знаменитого итальянца Антонио Вивальди, то она просто пестрит всякого рода неожиданностями. Мог ли думать музыкант, имеющий славу одного из первых скрипачей Европы, композитор, чьи оперы ежегодно ставились в разных городах Италии, а произведения издавались в лучших издательствах, что ему суждено умереть в нищете и быть похороненным в могиле для бедных, что его музыку ожидает почти полуторавековое забвение, и лишь в начале XX века вновь заговорят молчавшие нотные страницы? Мог ли предполагать художник, жизненный путь которого завершился более двух с половиной столетий назад, что в эпоху рационализма его открытое, эмоциональное искусство снова обретет невероятную популярность, что его сочинения станут "лакомым кусочком" для авторов бесчисленных современных обработок, а поклонники неведомой маэстро авторской песни будут по ночам у костра вспоминать его имя...

В чем же секрет второго рождения музыки Вивальди? Почему ее звуки ныне привлекают к себе не только любителей классики, но и тех, кто интересуется, скажем, поп- и рок-музыкой? Почему каждый уважающий себя филофонист считает необходимым иметь в своей коллекции цикл концертов "Времена года"?.. Причины, безусловно, кроются в характере вивальдиевского искусства. Вся его музыка – будь то соната или симфония, сольный концерт или концерто гроссо (концерт для нескольких солистов и оркестра) – пронизана особым нервным пульсом, в котором как бы совместились биение беспокойного сердца и жизненный ритм противоречивого времени.

В эпоху барокко, когда творил Вивальди, были сделаны величайшие научные открытия. Но, познавая Вселенную, ощущая ее необъятность, человек вдруг почувствовал себя песчинкой в огромном мире. Все более привычным стало для него состояние потерянности, внутренней тревоги, гнетущего беспокойства. Эти настроения не могли не отразиться в музыке Вивальди. (Вспомним хотя бы концерт "Зима" из упоминавшихся "Времен года"). Весьма близки они и современному человеку. Немало противоречий было в самой натуре Вивальди. Например, такое: глубоко светский по взглядам и убеждениям человек, он принял священнический сан (за что и получил свое прозвище "Il prete rosso" – рыжий поп). И следы духовных блужданий, поисков, конечно, заметны в его творчестве.

Напряженно-терпкие звучания и неизменный ритмический пульс, способствующий длительному нагнетанию определенных душевных состояний, особая энергетическая сила, построение больших музыкальных эпизодов на многократном повторе коротких звуковых ячеек – все это близко современному слуху, настроенному на ритмически-активную, гармонически-острую звуковую волну. Но в музыке Вивальди есть и иное, столь же властно притягивающее к себе качество – неиссякаемая мелодическая красота. Бесконечность мелодической фантазии в медленных частях его инструментальных сочинений – словно символ бесконечных открытий в самой личности.

Наряду с мрачными, тревожными настроениями в вивальдиевском искусстве много солнца, света, оно тесно связано с реальным миром, с природой, в нем запечатлелась своего рода "игра жизненных сил". (Живой интерес композитора к окружающему миру проявляется и в том, что многим сочинениям он давал программные названия. Так появились концерты "Времена года", "Буря на море", "Ночь"...) Впрочем, можно было позавидовать жизненной энергии и самого маэстро. О скорости его творческой работы ходили легенды. По рассказу одного из современников, музыкант признавался, что способен сочинить концерт быстрей, чем переписчик сумеет его переписать. Трудно перечислить все, что оставил Вивальди потомкам. Это 23 симфонии, 76 сонат, около 500 концертов, более 40 опер, оратории и многое, многое другое. Невероятная природная одаренность и чуткое слышание времени помогли композитору стать, по существу, родоначальником жанра сольного инструментального концерта.

Музыкальная деятельность Вивальди отнюдь не ограничивалась сочинительством. Да и вообще при жизни его считали прежде всего скрипачом-виртуозом. Помимо сольного концертирования он выступает и как дирижер, руководитель одного из лучших оркестров Италии – оркестра женской консерватории де ля Пьета. Очевидно, музыкант обладал еще и педагогическим даром, ибо современники поражались, с каким блеском женщины-исполнительницы играют на всех оркестровых инструментах, вплоть до духовых. Загадочный облик итальянского маэстро до сих пор волнует исследователей, так как о жизни его мало что известно. Но музыка Il prete rosso, которая все чаще звучит сегодня на концертных эстрадах, постепенно приоткрывает для нас двери в неизведанный и прекрасный мир Антонио Вивальди.

Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.