Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Читайте в разделе ГОРОД

Номер 25 (770)
01.07.2005
НОВОСТИ
Культура
Земляки
Город
Компетентный собеседник
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 25 (770), 01.07.2005

ТРАМВАЙ – НЕ ПРОШЛОЕ, А БУДУЩЕЕ

Не так давно в прессе промелькнуло сообщение, что в Киеве создан общественный "комитет защиты трамваев", члены которого категорически против намерения местных властей убрать трамваи из центральной части города, полностью заменив маршрутными такси. Оказывается, подобная ситуация весьма характерна для других городов Украины, как, впрочем, и для ряда других стран СНГ. Не случайно Международный союз общественного транспорта, включающий представителей около 140 стран, принял т.н. "Дрезденскую декларацию", в которой высказал озабоченность фактами ликвидации трамвайного движения в странах СНГ и призвал власти этих стран не допустить подобных вещей. Почему мировое сообщество так остро реагирует на попытки убрать трамваи с улиц наших городов? Этот вопрос мы задали заместителю председателя Европейского комитета МСОТ – директору коммунального предприятия "Одесгорэлектротранс", заслуженному работнику транспорта Украины Дмитрию Полунину.

Из разговора с Дмитрием Борисовичем выяснилось, что трамвай как средство передвижения в городских условиях имеет ряд существенных преимуществ перед другими видами транспорта. Во-первых, это самый экологически чистый транспорт. Во-вторых, у него наибольшая пропускная способность: стандартный трамвайный вагон в час способен перевезти пассажиров в полтора раза больше, чем троллейбус, и в три раза больше, чем микроавтобус. В-третьих, трамвай наиболее экономичен. В-четвертых, если трамвайные линии проложены в стороне от мостовой, то почти исчезает риск попадания в "пробки". В-пятых, трамвай – наиболее безопасен: с ним связано наименьшее количество дорожно-транспортных происшествий. Наконец, трамвай – социальный вид транспорта, поскольку т.н. "льготный контингент" составляет более трети от потенциального количества пассажиров.

Эти преимущества (за исключением разве что последнего пункта) хорошо осознают и на Западе. Там ведь тоже полвека назад переживали "трамваефобию", в чем сейчас горько раскаиваются. Например, в Лос-Анджелесе, где после войны была самая разветвленная трамвайная сеть мира, ее ликвидировали, построив взамен множество автострад. Но потом, когда "пробки" на трассах приняли угрожающий характер, решили вновь построить трамвайные линии. Схожая ситуация наблюдалась в Лондоне и других городах Западной Европы, США и Канады. В Штатах за последние сорок лет количество городов, на улицы которых вернулись трамваи, выросло в пять раз. Суперсовременные вагоны выходят на линии во Франции, ФРГ, других странах...

У нас, к сожалению, все происходит с точностью до наоборот. Когда в развитых странах проходил процесс трамвайного "ренессанса", в Украине производство резко свернулось. Одесса, к примеру, последний раз получала трамвайные вагоны в 1986 году! В одной из киевских газет промелькнуло признание директора Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства Украины Геннадия Щербины, что за все 14 лет независимости украинские электротранспортные предприятия получили меньше новых вагонов, чем прежде получали всего за один год. Причина вроде бы понятна – экономический кризис. Ведь чтобы наладить производство современных трамваев, требуются огромные капиталовложения. Государство в это производство денег не вкладывает. Для городского бюджета трамвай в силу своей "социальности" – транспорт убыточный, потому и местные руководители не горят желанием "раскошеливаться". И это – тоже одна из причин, по которой в Украине наблюдается стойкая тенденция к сокращению трамвайных маршрутов.

Одесса, чем особенно гордится Дмитрий Полунин, один из очень немногих городов, где трамвай "удерживает позиции". Здесь пошли путем модернизации старых вагонов, что примерно в 3,5 раза дешевле покупки новых. При этом "начинка" вагонов, т.е. аппаратура – вполне современная. Благодаря этому экономится до 40 % электроэнергии. В год КП "Одесгорэлектротранс" обновляет около 16 вагонов, так что сейчас каждый шестой вагон на линии выглядит, как новенький. Все это приходится делать своими силами, поскольку в стране не осталось ни одного (!) специализированного ремонтного предприятия. Потому ставится вопрос о необходимости воссоздать в Одессе вагоноремонтные мастерские.

По другому пути пошли специалисты, создавшие в Одессе совместное украино-чешское предприятие "Татра-Юг". Тут освоили производство вагонов, взяв за основу чешский проект, причем к этому делу привлечен знаменитый днепропетровский "Южмаш". Перспективы развития этого производства очень велики: ведь трамвайные вагоны производятся всего в семи странах мира, в то время как только лишь в странах СНГ без малого 200 городов нуждаются в новых трамваях. Но чтобы решить эту проблему, необходима государственная поддержка. Хочется верить, что и на самом высоком уровне поймут наконец-то, что трамвай – это не "пережиток" прошлого века, а транспорт, у которого, судя по опыту развитых стран, весьма привлекательное будущее.

На фото:
Пуск в Одессе первого трамвая 24 сентября 1910 г.
Трамвай в Хельсинки.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.