+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 45 (1041), 19.11.2010 КИНОФЕСТИВАЛЬ БЕЗ ИНТРИГИДумаю, не надо объяснять, что главная интрига фестиваля - это конкурс, а пик интриги - Гран-при. На юбилейном XL Международном кинофестивале "МОЛОДОСТЬ", проходившем в Киеве в последней декаде октября, интрига отсутствовала. С первого дня всем было ясно, что на этот раз в конкурсную программу вошел фаворит, реальный претендент на Гран-при. Этот фаворит - фильм режиссера и сценариста Сергея ЛОЗНИЦЫ "Счастье мое" (производство Украина - Германия - Нидерланды). Об особом месте, которое занял фильм Лозницы в конкурсной программе фестиваля, свидетельствовало многое. Во-первых, разговоры. Те, кто видел ленту на других фестивалях (в Каннах, Карловых Варах, Торонто, Нью-Йорке, Гамбурге и на "Кинотавре" в Сочи), твердили, что картину надо обязательно посмотреть, что это выдающийся фильм. Сам генеральный директор "МОЛОДОСТИ" Андрей Халпахчи в интервью "Газете по-киевски" от 15 октября (практически, за неделю до открытия фестиваля) на вопрос, что стоит посмотреть на "МОЛОДОСТИ", назвал фильм Лозницы. Интерес к фильму подогрел один из почетных гостей фестиваля знаменитый режиссер и директор Мосфильма Карен Шахназаров, заявив на пресс- конференции, что, как глава жюри на "Кинотавре", он голосовал против фильма Лозницы, посчитав его антирусским. Более того, в программе фестиваля значилось, что картина "Счастье мое", показ которой в конкурсе полнометражных фильмов был назначен на 29 октября, будет демонстрироваться в кинотеатре "Киев" (основной к/т, где в трех кинозалах проходил фестиваль) не на одном, как все прочие конкурсные картины, а на пяти сеансах. Такое я наблюдала лишь однажды, когда в конкурсную программу фестиваля был включен фильм Олеся Санина "Мамай" (он шел одновременно в двух залах Дома кино). На него тогда делалась большая ставка. Была надежда, что на Международном кинофестивале в Украине Гран-при получит украинский фильм. Но надежде не суждено было оправдаться. Гран- при в тот год взял российский фильм "Старухи". На этот раз все вышло прекрасно, на юбилейном XL МКФ "МОЛОДОСТЬ" впервые Гран-при получил украинский фильм "Счастье мое". Если учесть, что много лет в конкурсной программе полнометражных фильмов украинских дебютов практически не было, то это был настоящий подарок к юбилею фестиваля. И принять этот подарок можно было с чистой совестью. Картина действительно оказалась достойной высшей награды фестиваля "МОЛОДОСТЬ" - "Скифского оленя". В общем, на эту тему обычных для кулуаров дебатов не возникало. Дебаты, выросшие до скандала на проводимом на фестивале "круглом столе", посвященном развитию и перспективам украинского кино, коснулись другого вопроса, можно ли с чистой совестью считать фильм украинским. С формальной стороной все ясно. Любая страна, внесшая деньги на производство фильма (хоть 10 %) имеет право считать его своим. Какой же расклад мы имеем в действительности? Львиную долю денег внес продюсер с немецкой стороны Хейно Декерт. Украинскую сторону представлял известный украинский продюсер Олег Кохан. То, что он частично рассчитывал на поддержку Министерства культуры Украины, наложило на съемочную группу некоторые обязательства. В частности, съемки должны были проводиться в Украине. Они и проводились на Черниговщине, хотя, по сюжету фильма, действие его происходит где-то в российской глубинке, куда попадает герой фильма - водитель грузовика. (Кстати, деньги от Министерства культуры Украины так и не поступили.) Теперь об авторе фильма. Удостоенный многих наград, в том числе на престижных международных фестивалях, документалист Сергей Лозница родился в 1964 году в Белоруссии. Однако вырос в Киеве. Окончил Киевский политехнический университет (инженер- математик). Работал в Киеве в НИИ кибернетики. В 1991 году поступил во ВГИК, окончил в 1997. Последние годы живет в Германии. Словом, уже не говоря о финансовой стороне вопроса и месте съемок, можно смело сказать, что Сергей Лозница человек в Украине не случайный. Что касается того, что сюжет фильма разворачивается в России, то в наше время копродукций - не это главное. Впрочем, место действия никогда не было определяющим. Иначе фильм "Встреча на Эльбе" следовало бы считать германским, а сериал о Шерлоке Холмсе - английским. Что касается мнения, что фильм получился антирусским, то страшная действительность русской глубинки, где ходят практически зомбированные отморозки, где царствует беспредел людей в милицейских и прочих погонах, могла с таким же успехом быть действительностью и украинской. Лично я еще во время просмотра вспомнила, что в интернете наткнулась на ряд вопиющих фактов гибели в райотделах милиции задержанных людей. Я поискала в интернете эту страшную хронику и вот что нашла. Почти одновременно с премьерой фильма на Каннском фестивале в одном из отделений милиции в Киеве погиб студент Игорь Индило. Где-то через месяц в другом отделении милиции в том же Киеве повесился 25-летний наркозависимый Дмитрий Ящук, который проходил по делу о превышении полномочий милицейскими служащими. Следующей жертвой стал в Вышгороде отец троих детей Виктор Маяченко. Во Львове после ночи в милиции умер мужчина, на теле которого была зафиксирована 51 травма. Харьковщина, Одесса и другие города тоже фигурируют в этом вопиющем списке. Сам же Лозница, отвечая на вопросы журналистов, заметил, что действие фильма могло происходить и в Белоруссии, и в Украине... Однако задумка картины родилась тогда, когда он ездил по российской глубинке. Во всяком случае, история молодого парня, заблудившегося на проселочной дороге, попавшего в глухомань, из которой нет выхода, ограбленного, избитого, потерявшего память, не более антирусская, чем истории, рассказанные в таких российских фильмах, как "Волчок" Сигарева, "Бубен-барабан" Мизгирева или "Где-то в провинции" Шагаловой. Лозница снял свой фильм в документалистской манере, снимая камерой "с рук" без штатива. При этом и манера освещения, использованная при съемках, тоже приближает фильм к документальному. И дело здесь не в том, что картину делал режиссер-документалист, а в том, что, как он сам несколько раз подчеркнул, его целью было снять фильм-предупреждение. Предупреждение о том, что ЗЛО возвращается ЗЛОМ. В финале картины несчастный, потерявший память парень, случайно завладевший пистолетом, расстреливает и "винных", и "невинных". И если его первый выстрел в бандитствующих гаишников вызывает в зале аплодисменты, на втором - аплодисменты становятся пожиже, а после следующих выстрелов наступает напряженная тишина. Шок! Я воспринимаю картину как притчу. Ведь не просто так в начале пути к герою в кабинку грузовика подсаживается какой-то невесть откуда взявшийся старик и рассказывает свою историю о том, как его, молоденького лейтенанта, возвращавшегося с фронта, нагло ограбил на вокзале полковник-комендант. Он застрелил мародера, но с тех пор скитается по земле без имени... Конец фильма возвращает нашу память к этому эпизоду. Таких "закольцованностей" в картине много. Поэтому и конструкция фильма сложная. То и дело зритель переносится из дней сегодняшних то в первые месяцы войны, то в 45-й год. Не всегда можно сразу увидеть прямую связь между событиями прошлыми и сегодняшними. Ее скорее ощущаешь как некую неразрывность временных связей. Интересно, что сам Лозница в одном из интервью сказал, что и сегодня наши страны до сих пор ситуационно находятся на уровне 17-го года. Хотела бы остановиться еще на одном моменте. В картине есть эпизод 1941 года, когда в дом к вдовствующему учителю, живущему с маленьким сыном, приходят два окруженца. Учитель кормит, поит солдат, устраивает их на ночлег, но говорит, что не пойдет воевать с немцами, во-первых, потому, что ему нужно еще поднимать маленького сынишку, во-вторых, он не способен убивать, а в третьих, "немцы - культурная нация. Откроют здесь, в глуши, школу, и снова можно будет учить детей". Обозлившись, солдаты, уже хлебнувшие фунт лиха на войне, зверски убивают хозяина, грабят дом и уходят, оставив на произвол судьбы малыша. Но зло возвращается злом. Мальчик, потерявший способность говорить и выросший местным дурачком, это один из тех, кто нападает с целью ограбления на героя фильма, искалечив и его жизнь. Я упоминаю об этом эпизоде, так как на встрече с Лозницей прозвучала реплика, что немецкая сторона решила продюсировать фильм из-за фразы "немцы - культурная нация". Это мнение прозвучало и в ряде печатных материалов, хотя немецкий продюсер заверил, что немецкая культура в рекламе не нуждается, и свои деньги немецкие продюсеры вкладывают тогда, когда предвидят коммерческий успех фильма и уверены в художественных достоинствах проекта. Я же хочу добавить, что мне самой не раз приходилось слышать горькие воспоминания о людях, твердивших, что "немцы - культурная нация", и поэтому оставшихся на оккупированных территориях, а свою жизнь закончивших в гетто или лагерях смерти. Я много места уделила фильму-победителю фестиваля не только потому, что он победитель, а потому, что этот непростой фильм требует большого разговора. Об остальных фильмах конкурса, интересных событиях и гостях фестиваля "МОЛОДОСТЬ" будет рассказано в следующих номерах нашей газеты. (Продолжение следует.) Елена КОЛТУНОВА. На фото: кадры из фильма "Счастье моё"; режиссер Сергей Лозница Виктор Немец - исполнитель главной роли.
|
|
|||||||||||||||
|