Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 22 (1415)
6.07.2018
НОВОСТИ
Острая тема
Образование
Проблемы и решения
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Литературная страница
Официально
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 22 (1415), 6.07.2018

ОДЕССА ДОКАЗАЛА,
ЧТО ЛЮБИТ КЛАССИКУ

Завершился Четвертый Международный фестиваль классической музыки "Odessa Classiсs", проходивший десять дней на разных площадках - в оперном театре, в зале филармонии, в школе имени Столярского.

По традиции, первым фестивальным мероприятием стала выставка в зале Музея западного и восточного искусства, на сей раз это был проект именитого киевского художника Виктора Сидоренко "Атональная реальность" (в этой реальности все вертелось вокруг стройного персонажа в кальсонах, взыскующего гармонии). В первом фестивальном концерте участвовали скрипач Максим Венгеров и пианистка Полина Осетинская. Со сцены Одесского национального академического театра оперы и балета участников, организаторов и публику приветствовал Президент Украины Петр Порошенко.


- Приятно и то, что открытие фестиваля совпадает с Международным днем защиты детей и в рамках Odessa Classiсs проходит творческий конкурс среди учащихся музыкальных школ памяти известного профессора Серафимы Могилевской. Желаю удачи всем участникам! - сказал Петр Порошенко.

Параллельная программа новой академической музыки проходила в Urban Music Hall под названием New Ukrainian Soundscapes-2: Hand made. Классика в чистом, как говорится, виде, либо перезагруженная, обогащенная новыми тембрами или видеорядом, правила бал все десять дней. Бах, Рахманинов и Прокофьев в интерпретации Алексея Ботвинова и турецкого перкуссиониста в оперном театре вызвали споры у меломанов, впрочем, все сошлись на том, что Бурхан Очал - истинный виртуоз, и скучной такую программу точно не назовешь. Венгерские цыгане во главе со "скрипачом дьявола" Роби Лакатошем буквально "порвали" зал филармонии популярной классикой и "Очами черными" с "Темной ночью", а цимбалист Жено Лиштес умудрился перезагрузить "Полет шмеля" Римского-Корсакова, причем от цимбал впору было прикуривать... К этому концерту необыкновенно подходило дополнение в виде бесплатного шампанского, которым потчевал гостей фестиваля спонсор Роберт Гулиев.

Опен-эйр на Потемкинской лестнице собрал 10 тысяч зрителей, подтвердив, что отныне Одесса для любителей классической музыки стала таким же привлекательным фестивальным центром, как Верона и Зальцбург. Такую уверенность высказала известная украинская журналистка Соня Кошкина, чей мастер-класс состоялся в галерее Invogue в рамках образовательной программы.

Одной из наиболее ожидаемых встреч в галерее была презентация новой книги известного украинского критика и журналиста Олега Вергелиса "Театр, где разбиваются сердца" и его же мастер-класс "Украинская сцена между прошлым и будущим". Поскольку в эти дни ушла из жизни кинорежиссер Кира Муратова, Олег начал разговор с собравшимися с просьбы почтить ее память минутой молчания, а затем сказал:

- Вчера на фестивале исполняли Вивальди, "Времена года". И где-то в девять часов вечера, когда душа Киры Муратовой уже отлетала, своевольная скрипка Хоупа даже не плакала, а мистически "вопила". Как будто знала. Что закончилось - время жизни... Сказать, что Даниэль Хоуп виртуоз - все равно, что утверждать, будто небо синее. Не только виртуоз, а, кажется, мистический "пленник" своей скрипки. Написать бы об этом новеллу в духе Цвейга или Кафки.

Три концертные программы прошли с участием Берлинского камерного оркестра. Посол Германии в Украине Эрнст Вольфганг Райхель отметил большое количество немецких музыкантов на одесском фестивале и резюмировал:

- Это и есть распространение настоящего представления об Украине, стране высоких культурных традиций, стране с гостеприимным населением.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Украине Давиде Ла Чечилия, представляя дуэт сестер Наташи и Рафаэллы Гаццана (скрипка и фортепиано), которые участвовали в программе "Ностальгия по Вечности" в память об Андрее Тарковском, произнес:

- В прошлом году я был на фестивале и восхитился той атмосферой, которую создал Алексей Ботвинов, его президент, - рассказал Давиде Ла Чечилия. - Он попросил поддержать проект, и Италия не могла пропустить такой фестиваль в таком итальянском городе, как Одесса. Надеюсь, наше присутствие на фестивале станет традицией. Идеей фестиваля было показать европейский характер Одессы, с чем мы согласны.

Сам концерт продемонстрировал связь Тарковского с мировой музыкальной классикой и Италией, служивших ему источниками вдохновения наряду с Россией. На фоне подготовленного сыном кинорежиссера, Андреем Тарковским-младшим, видеоряда из фрагментов фильмов "Ностальгия", "Зеркало", "Иваново детство" итальянки исполняли музыку Баха, Пярта и Сильвестрова, тексты создателя фильмов читал Дмитрий Черченко.

Многолетний депутат Бундестага Мария-Луиза Бек призналась:

- Для нас, европейцев, очень важна Восточная Европа, и это не просто сближение культур, это взаимопроникновение. Я считаю, музыкальное искусство, литература гораздо быстрее развиваются, чем политика, и мы должны сами многое сделать для грядущих отношений наших государств.

Выступали на фестивале блестящие солисты, например, британский скрипач Даниэль Хоуп, главный дирижер Цюрихского камерного оркестра, лучший музыкант Европы-2015, эксклюзивный артист Deutsche Grammophon. Хоуп входит в пятерку лучших скрипачей Европы. Его педагог, ныне работающий в Германии профессор Захар Брон - одессит, и кроме двух концертных выступлений, подарил одесским юным скрипачам бесплатный мастер-класс. Надо было видеть, с каким восторгом малышка с косичками Рита Почебут внимала советам маэстро, и как тут же повторяла за ним сложные пассажи с нужными акцентами и штрихами!.. Пианист Себастиан Кнауэр, вибрафонист Паскаль Шумахер, скрипач Майкл Гуттман, виолончелист Антонио Менезес и открытие конкурса имени Серафимы Могилевской, юный пианист из Киева Роман Федюрко буквально купались в овациях.

- Любая сказка имеет начало и конец. К сожалению, сегодня наша сказка под названием "Odessa Classiсs" должна закончиться. Это было непревзойденно. Трудно объяснить словами звучащую музыку в исполнении таких мастеров. Надеюсь, пятый фестиваль будет еще масштабнее, - произнес со сцены филармонии перед завершающим концертом губернатор Одесской области Максим Степанов.

- Залы были полны каждый вечер, это был вызов для нас, и мы его приняли, - подвел черту президент фестиваля, пианист, народный артист Украины Алексей Ботвинов. - Более двадцати тысяч человек побывали на фестивальных концертах. Благодарю всех, кто был с нами!

В первом отделении заключительного концерта прозвучала рахманиновская Соната для фортепиано и виолончели, которую исполнили Ботвинов и Менезес. Элегическое Трио памяти Чайковского, которое Рахманинов посвятил своему духовному учителю, Ботвинов и Менезес играли с Майклом Гуттманом. "Эта внезапная смерть нашего любимца, нашего бога, явилась такой неожиданной, несправедливой и жестокой, что буквально все в консерватории плакали, как по родному", - писал композитор, и точно так же плакали рояль, виолончель и скрипка в этот вечер. "Вокализ" Рахманинова в переложении для скрипки и фортепиано, Вила Лобос и Пьяццолла для поднятия настроения - на этом фестиваль в Одессе закончился. Но предстояла еще фестивальная экспансия в Батуми, правда, это тема отдельного разговора...

На фото Л. Бендерского:
Ренато Бизотто.

Материалы полосы подготовила Виолетта СКЛЯР.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.