Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 21 (817)
02.06.2006
НОВОСТИ
Культура
Город
Имена
Проблема
Детский мир
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 21 (817), 02.06.2006

К 240-летию со дня смерти Ивана Ивановича Ползунова

"МУЖ, ДЕЛАЮЩИЙ ЧЕСТЬ СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ"

Ползунов Иван Иванович (1728-1766), русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 году разработал проект универсального парового двигателя – первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия. Проект осуществить не удалось. В 1765 году по другому проекту построил первую в России паросиловую установку для привода воздуходувных мехов плавильных печей. Русский ученый-естествоиспытатель Э.Г. Лаксман писал, что Ползунов – "муж, делающий честь своему отечеству. Он строит теперь огненную машину, совсем отличную от венгерской и английской"...

Каждый день тянулись к амбарам у пристани обозы с рудой – серебряной и свинцовой – со Змеевского и Чагирског рудников, черной меди – с Колыванского. Приемкой руды и горного камня и сплавом их в Барнаул руководил на Кабановской пристани унтер-шихтмейстер Иван Иванович Ползунов.

Заводы в то время строились на берегах рек, так как заводские механизмы приводились в действие о помощью водяного колеса. Рудники от рек отдалены, да и леса на берегах быстро истощаются. Вот и выходило: завод к реке привязан, а перевозка леса и руды требует затрат. Ползунов предложил строить заводы в безводных местах и силою огненной машины приводить в действие меха и другие механизмы.

Одноцилиндровая пароатмосферная машина Томаса Ньюкомена была машиной прерывного действия. Ползунов же изобрел первую пароатмосферную машину непрерывного действия, двухцилиндровую, со встречным движением поршней. Два поршня, работающих непрерывно, делали огненную машину пригодной для работы с воздуходувными мехами при плавильных печах. Ползунов вместо качающегося коромысла придумал новый передаточный механизм, а вместо громоздких рычажных приспособлений английской машины – остроумный механизм для распределения пара и воды, а также особый прибор для непрестанного питания котла подогретой водой. Как правило, раньше огненные машины использовались для отлива воды из шахт.

Ползунов, не видевший ни одной английской водоотливной машины, создал чертеж своей воздуходувной машины "выкладками и исчислениями". Он был уверен, что движущая сила двухцилиндровой огненной машины может приводить в действие "все, что потребно в заводах". Огненная машина Ползунова предназначалась для дутья в плавильные печи – такого в мире нигде не было. Это позволяло избежать постройки плотин, которые стоили вдвое дороже, чем завод со всеми механизмами, с пильной и мукомольной мельницами и даже с барнаульской крепостью.

Проект создания машины был принят. В 1764 году началась подготовка к ее строительству. Вся работа по созданию машины была взвалена на плечи Ползунова и его нескольких учеников. 27 мая 1766 года он умер от скоротечной чахотки, тридцати восьми лет от роду.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.