Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 19 (1066)
27.05.2011
НОВОСТИ
Культура
Наше будущее
Детская страничка
История
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 19 (1066), 27.05.2011

НУЖНА ЛИ ТЕМА О ТАЛАНТЕ?

"Россия является рекордсменом по количеству одаренных детей, особенно в области творческих направлений. По мнению специалистов, подобный "креативный бум" может быть отчасти связан и с непростыми условиями существования в суровой российской среде". Так интригующе начинается статья, найденная нами на одном из сайтов. В принципе, то же самое можно сказать и об украинских детях. И мы предложили прокомментировать основные положения данной статьи нашему постоянному автору Раисе Краевой. Раиса Васильевна - социальный педагог с более чем 25-летним стажем, мать троих детей, каждый из которых достиг определенных успехов. 20-летний Алексей - один из самых первых членов телеклуба "Самый умный". 12-летний Александр недавно поучил диплом второй степени на международной интернет- олимпиаде по математике. Самая младшая, 11-летняя Наташа, регулярно и не без успеха участвует в школьных турнирах по интеллектуальным играм.

Вот я читаю: "Общий индекс творчества для российских детей выше, чем для представителей других стран. Так, к примеру, средний уровень креативности для российской выборки выше, чем для американской. Возможно, это связано с не самыми лучшими условиями существования". Так пишет Виктория Юркевич, московский профессор, заведующая лабораторией "Психология одаренных детей". Позволю себе не согласиться с этим утверждением сразу по нескольким линиям.

Во-первых, "хромает" сравнение с уровнем американских детей. Надо же учитывать их происхождение, социальный статус, вид школ, в которых они учатся. Да, выходцы из бывших союзных республик в самом деле по статистике показывают высокие результаты в американских школах и университетах. Это в целом. Но, к примеру, делал ли кто-нибудь выборку, оценивающую детей "новых русских"?

Второе. Все-таки традиция "читающей нации" и престиж образования даже в глубинке еще сильны.

И третий, по-моему, крайне важный фактор - креативность, инициативность и самоотверженность учителей все того же постсоветского пространства. Там, где американский учитель будет старательно соответствовать стандарту, работать качественно, но ровно, наш учитель зачастую - "и швец, и жнец, и на дуде игрец".

Еще бытует мнение в среде специалистов, что одаренных детей на Руси всегда было много, просто сейчас их научились лучше выявлять. Снова тезис бездоказателен. Выявлять - как и в каком возрасте? По каким параметрам, и какая одаренность имеется в виду? Бесконечные конкурсы для одаренных и талантливых, включая те, где за участие нужно выложить некую сумму, по моему глубокому убеждению, наносят большой вред самому понятию.

Что мешает вернуться к теме детских праздников и фестивалей, где определяющим был олимпийский принцип участия, а не гонки за победными очками и местами, где улыбающиеся родители обсуждали цвет бантиков и школьные новости, а не оттачивали мастерство закулисного противостояния? Талантливые и одаренные - по определению - это превосходящие средний уровень. Статистически такие "превосходящие" не могут превышать некий процент, ибо если одаренными признать, к примеру, 70 % детского населения, то впору задуматься о методиках определения или чьей-то заинтересованности.

Возьмем детский спорт. Уже много лет ни к чему не приводит дискуссия мудрых спортсменов и педагогов о том, что не стоит путать детский спорт, массовый и прекрасный, со спортом высших достижений. То же отнесу и к проблеме вундеркиндов. Нужны конкурсы, олимпиады - как интеллектуальные, так и творческие, и, особенно, прикладные. Но не более чем в качестве "тренажеров", помогающих следить за "биометрическими" параметрами таланта.

Ведь в каждой мало-мальски стоящей затее есть предшествующий пьедесталу достойный путь намерения, старта, преодоления, взаимодействия, минуты отчаяния и разочарования, поиск помощников или обретение самости и лишь затем - краткий миг результирующей точки, после которой, если не обрезать процесс ложными ликованиями, - новые намерения, старты, интересы и вызовы, которые по сумме баллов и создают Личность, независимо от придуманных кем-то шкал и уровней. И не секрет, что главная опасность, подстерегающая истинного или мнимого гения, - это люди, старшие и ровесники, особенно последние, которым, в большинстве случаев, важно в каждом новом "энштейне" совсем не то, что талдычат ему окружающие "чудо-ребенка" взрослые, амбиции которых могут нанести огромный вред "герою".

И, наконец, хочется успеть сказать еще одну принципиальную, с моей точки зрения, вещь: очень важно, чтобы в жизни "чудо- ребенка" было место... нет, не подвигу, а юмору, улыбке, иронии и Ее Величестве Игре.

Лично я, со всем своим многолетним опытом, давно пришла к выводу, за который меня, возможно, не поймут и даже осудят коллеги. Но я считаю, что в современной Украине и в Одессе, в частности, вообще не нужна эта тема - одаренность и талант. Оценивать следует результат: стихотворение, музыку, картину, решение задачи, спортивные достижения. Затем следует просто воссоздать (или усилить имеющуюся) систему пошаговых курсов, каждый из которых дает некий исчисляемый результат. А если уж речь идет о суперодаренности, когда обычные параметры зашкаливают, тут уж, простите, граждане взрослые специалисты, ваша единственно правильная позиция и миссия - служить таланту и обслуживать его любыми доступными методами. А это уже вопрос менеджмента. Впрочем, мы ничего нового не изобрели: все те же школы для одаренных детей советского периода "расставляли сети" и пользовались услугами "рекрутеров", которые отыскивали талантливых детей и завлекали их в Москву, Киев или Новосибирск.

И в конце еще немного "дегтя". Где наши былые бесплатные кружки для действительно одаренных и увлеченных? Особенно нужны кружки прикладные, где можно конструировать и программировать, защищать не теоретические доклады, а действующие модели, мечтать и дерзать, независимо от суммы, которые тебе могут выделить родители на досуг или карманные расходы. Ведь дело не в деньгах - вот оно, новое возвращение к теме бедности и креативности. Дело в умении принимать трудности и преодолевать их. Ведь если на простой вопрос: "Как поместить икс мегабайт на диск, где недостаточно места?" есть единственный и всегда готовый ответ: "Купить новый диск на папины деньги", то мы зря поднимали вопрос в начале статьи.

А на нашем веселом семейном суденышке, как всегда, не скучно. Теснота и скученность "умников", вечная конкуренция и неуспокоенность старших делают свое дело: младшие не столько играют в игры, предлагаемые новой реальностью, сколько оказываются вовлеченными в не всегда формулируемые правила жизни именно в нашем сегменте реальности. И вот уже еще десяток интереснейших сайтов развивающе-образовательной направленности в мой дневник-каталог подбрасывают мне мои дети. Вот мы на полном серьезе и сами сражаемся, и друзей "подсаживаем" на бациллу интеллектуального досуга, и в преддверии лета облизываемся на конкурсы и проекты, в которых мы тем или иным составом примем участие или же проведем их для себя сами. Благо, идеи имеются.

Раиса КРАЕВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.