+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 18 (814), 12.05.2006 "МАРИАМПОЛЬСКАЯ ИЗМЕНА"I. Если о судьбе евреев во Второй мировой войне в связи с Холокостом писали и пишут много и часто, то об их положении в Первой мировой войне 1914 года написано не так много. Некоторое представление об этом вопросе дает книга Макса РОНГЕ "РАЗВЕДКА И КОНТРРАЗВЕДКА", изданная государственным военным издательством наркомата обороны СССР (М., 1937 г.). Эта книга интересна тем, что, во-первых, она была написана начальником контрразведки Австро-Венгрии полковником М. Ронге (он назвал свою книгу "Военный и промышленный шпионаж", перевод назван по-другому); во-вторых, это издание дает нам возможность взглянуть на интересующую нас проблему "с той стороны", глазами непосредственного участника событий. Итак, глава десятая книги Ронге называется "Сараевское убийство", а уже в следующей "Мобилизация разведывательного аппарата" мы находим то, что нас интересует: "...Одесский военный округ наблюдался нашим военным атташе в Бухаресте. Для майора Ранда эта задача была не из легких... Военный атташе в Константинополе генерал-майор Помынковский имел задачей использовать турецкую разведку в черноморских областях и на Кавказе. В интересах разведки можно было использовать настроения среди евреев, созданные русскими погромами. Мне было рекомендовано привлечь к разведывательной работе раввинов из Садагора и Белжеча. Еврейская религиозная община в Будапеште предложила использовать в разведывательных целях ее связи с раввинами из русской Польши. Позже предложила свои услуги еще одна еврейская организация. Однако этой доброй воле мало отвечали ничтожные результаты, которые эти организации дали". Подчеркнуто мной. Запомните резюме полковника Ронге с учетом того, что это происходило не на территории Российской империи, а в Румынии, которая вступила в войну на стороне Антанты лишь 27 августа 1916 г. Интерес представляет и глава 13-я "Бои на Сане и наша радиоразведка". Из-за ненадежности русинов австро-венгерские войска должны были отложить предполагавшееся наступление через Сан. И дальше идет такой любопытный абзац: "Осведомительный отдел рекомендовал не смешивать патриотически настроенных украинцев с руссофилами, но нам нередко трудно было отличить одних от других. Что касается массы польского и еврейского населения, то они неохотно подчинялись вражеским властям, занявшим территорию. Дело доходило даже до вооруженных нападений на русских во Львове, но русские сумели восстановить порядок". Так было во время русского наступления. Совершенно обратная картина наблюдалась в том же Львове во время русского отступления: "Многие шпионы были арестованы во время нашего продвижения на русском фронте. Львов в этом отношении дал богатую добычу... Многие ушли с русскими и, само собой разумеется, прежде всего "главные агенты": Иуда Вейнбаум, Генрих Пистол, Ионас Гальберштадт и доктор Хаим Вольфрам..." В главе 29-й "Внутреннее положение Австро-Венгрии" полковник Макс Ронге пишет: "Обращало на себя внимание чрезмерно большое количество немецких, польских и венгерских евреев, дезертировавших в Голландию, в связи с чем весной 1916 г. нами был назначен в качестве военного атташе в Гаагу подполковник Ишковский. По полученным им сведениям, дезертирство было организовано Англией при помощи сионистских организаций. Вне всякого сомнения, глава сионистов в Шевенингене Генрих Грюнцвейг поддерживал тесную связь с сионистами в Кракове и Львове". Конечно, это была не война евреев. У евреев были свои проблемы образование еврейского государства. В то же время каждая из сторон и это тоже совершенно ясно и закономерно старалась использовать еврейские проблемы в своих целях. В этом смысле весьма характерен такой эпизод из главы 16-й "Подготовка к сражению в Карпатах", которую мы уже цитировали: "Среди множества перехваченных радиограмм имелась одна в чисто русском духе: "Предлагается эвакуировать еврейское население из района операций, невзирая на возраст и пол". Верные кайзеру евреи были бельмом на глазу у руссофилов. И наоборот, верные русскому правительству были бельмом на глазу у кайзера... Что ж, у евреев были свои проблемы, что еще раз и подтверждает М. Ронге в главе 36-й "Оценка разведывательной службой обстановки, создавшейся в момент мирного выступления папы": "В связи с развалом русской армии, опубликованное 1 августа 1917 г. предложение папы римского о мирном посредничестве приобрело крупное значение... Впрочем, в лагере центральных держав тоже не все было благополучно. Еще в мае 1917 г. мы узнали, что Турция вела в Швейцарии переговоры о сепаратном мире. Международные еврейские финансисты в Лондоне имели связь с министром финансов Джавид-бей и хлопотали о сепаратном мире, против чего не возражало и английское правительство. Об этом нам сообщили 22 мая 1917 г. из Константинополя. Против сепаратного мира с Турцией боролись сионисты, считавшие его угрозой для их надежд на создание самостоятельной Палестины". Думается, что фактов, приведенных в ронговской книге, вполне достаточно, и читатели сделали для себя необходимые выводы. Мы же, в свою очередь, повторим то, что было сказано ранее: это была, конечно же, многим народам мира ЧУЖАЯ ВОЙНА. И каждая из военных коалиций пыталась использовать евреев коль скоро речь идет о них в своих интересах. II. В период Первой мировой Одесса, опять же наверное, в первый и последний раз удосужилась быть обвиненной чуть ли не в шовинизме. А случилось это так. В начале сентября 1917 г. сын А.М. Горького Максим Пешков возвращался в Россию из Италии. Конечно, морем через Одессу на пароходе "Экватор". В письме отцу семнадцатилетний Максим пишет: "Когда мы приехали в Одессу, то при высадке на нас было обращено "особое внимание" (он жил в Италии с матерью Е.П. Пешковой А.Ш.), и все наши вещи пересматривали самым тщательным образом... Мне очень не нравится русское отношение к войне. Русские как бы хотят показать себя англичанами на суше. Говорят, "с австрийцами уже покончено" и т.д. (Имеются в виду победы русских войск в Галиции 26-31 августа 1914 г. А.Ш.). Очень неприятна травля, которую создает русское правительство, помещая в газетах статьи о зверствах немцев. (Кстати, австрийское правительство делало то же самое, о чем пишет Ронге в своей книге). В Одессе в отелях и ресторанах висят надписи "Просят не разговаривать по-немецки". Как это глупо..." Впрочем, глупые выходки одесских рестораторов ура-патриотов были бледными цветочками перед теми черносотенными ягодками, которые созрели в антисемитской среде реакционной части русской военщины. Речь идет о приговоре военного суда евреям г. Мариамполя и местечка Куж, обвинявшимся в государственной измене. В житомирской газете "Жизнь Волыни" (1916, 14 октября) повторялась версия об измене евреев в местечке Куж. Все эти инсинуации возникли не вдруг. Еще в январе-феврале 1915 г. А.М. Горький в письме к С.В. Малышеву, рабочему-большевику, сотруднику "Искры" и секретарю редакции "Правды" писал: "... Много растет дурного, например, антисемитизм. Он принимает столь яростные формы, что необходимо тотчас же вступить в драку с ним, каковая и начинается". Здесь Горький имеет в виду организацию протеста против антисемитизма писателей и общественных деятелей, в котором участвовали М. Горький, Л. Андреев, Ф. Сологуб. Их письмо "К гражданам России" о положении евреев и анкета по еврейскому вопросу рассылались по инициативе журнала "Отечество". В декабре 1915 г. "Русское общество изучения еврейской жизни" предлагало передовым русским писателям издать сборник исторических и литературных произведений под заглавием "Евреи на Руси". Поднявшаяся волна антисемитизма была вызвана неудачами царизма в войне: как всегда самыми удобными козлами отпущения были евреи. Что касается "еврейской измены", то В. Г. Короленко написал гневную статью против данного судебного фарса "О мариампольской измене", которая была помещена в "Русских ведомостях" 30 августа 1916 г. Кроме того, 5(16) сентября 1916 г. Горький обратился к Короленко с просьбой прислать его статью для вышеупомянутого сборника "Евреи на Руси" и отдельного издания, а также перепечатать ее в четвертом издании сборника "Щит". 18 октября 1916 г. В.Г. Короленко ответил Горькому из Полтавы: "Сегодня, чтобы не задерживать, посылаю статью, совсем проредактированную в двух экземплярах (Мазе, в Москву и Вам в Петроград), хотя еще не знаю, как Вы с ним сговорились..." Одновременно с А.М. Горьким председатель "Общества распространения правильных сведений о еврействе" московский раввин Яков Исаевич Мазе предложил Короленко издать статью "О мариампольской измене" для распространения в земских и уездных библиотеках. Алексей Максимович в письме Владимиру Галактионовичу писал: "Общество распространения правильных сведений" мешает нам; наши издания различны по типу. Общество издает небольшой сборник, куда, кроме Вашей статьи и речи О. Грузенберга войдут еще кое-какие материалы, а мы издаем только Вашу статью в количестве 100-150 тысяч для бесплатной раздачи "местам и лицам". Как видим, передовая общественность в лице Горького, Короленко, еврейской диаспоры выступила активно против ложного обвинения в измене. После речи адвоката Оскара Осиповича Грузенберга (1866-1940, после 1917 г. в эмиграции) на военном суде по делу о "мариампольской измене" 28 июля 1916 г. и многочисленных протестов в печати, суд отменил первоначальный приговор. Я.И. Мазе издал статью В.Г. Короленко вместе с речью адвоката О.О. Грузенберга "Дело Гершановича" со вступительной статьей профессора М. Гернета отдельный брошюрой в Москве в начале 1917 года. Так закончилось это нашумевшее в свое время дело "О мариампольской измене". III. Если активное участие евреев во Второй мировой войне было обусловлено всемирной борьбой против фашизма, то в Первую мировую таких привходящих обстоятельств не было. Поэтому вполне закономерен вопрос: каково было участие украинского, российского и белорусского еврейства в Первой мировой войне? В №№ 334-335 американского русскоязычного еженедельника "КОНТАКТ" (Лос-Анджелес) в ноябре 1998 г. была опубликована прелюбопытная статья Ильи ЛЕВИТАСА "ЕВРЕИ ГЕОРГИЕВСКИЕ КАВАЛЕРЫ", где он пишет следующее: "О количестве евреев Георгиевских кавалеров косвенно говорит тот факт, что в составе еврейского "Союза Георгиевских кавалеров" в начале 1918 года состояло почти 2500 человек. Характерно, что этот Союз выступал против ленинского Брестского мира (март 1918 года), призывая к войне до победного конца до полного освобождения России". И дальше идет очень интересный абзац: "Удивительно, к ношению на груди "вражеского символа" верующих иудеев креста, спокойно относились и твердокаменные раввины. Они не запрещали носить этот крест, на тыльной стороне которого было выбито "За веру, царя и отечество". Это тем более удивительно, что во время Отечественной войны 1812 года такое ношение запрещалось. В книге Ф.А. Гарина "Кутузов" об Отечественной войне 1812 года под редакцией старшего преподавателя Высшей военной академии им. Ворошилова генерал-майора Н.Ф. Гарнич с предисловием академика Е. Тарле, (М., 1948) приводится рассказ лихого поэта-партизана Дениса Давыдова: "...Один из улан, с саблей в руке, гнался за французским егерем. Каждый раз, как егерь прицеливался, улан отъезжал в сторону и вновь начинал преследовать, когда егерь обращался в бегство. Заметив это, я закричал улану: "Улан, стыдно!" Не ответив ни слова, он поворотил лошадь, выдержал выстрел французского егеря, бросился на него и рассек ему голову. После этого, подъехав ко мне, он спросил меня: "Теперь довольны ли вы, ваше высокоблагородие?" и в эту минуту охнул: какая-то бешеная пуля перебила ему правую ногу. Странность состоит в том, что сей улан получил за подвиг сей Георгиевский крест, но не мог носить его он был бердичевский еврей, завербованный в уланы" ("Дневник партизанских действий"). Ф.А. Гарин приводит примеры того, что нашествие Наполеона вызвало небывалую волну патриотизма не только у русского народа, но и других народов, населявших Россию, в частности, эпизод из "Записок" князя С. Волконского, как на пути к Витебску, невдалеке от Бабиновича, явились к Винценгероде (генерал-адъютант русской службы А.Ш.) "несколько еврее и привезли захваченного ими французского кабинет-курьера, ехавшего из Парижа к Наполеону... Но преданному еврею, пишет князь, по случаю наших не общих наступательных движений... уже нельзя было воротиться в свое сожительство, состоящее в черте оседлости, занятой французами. Я его взял и содержал при себе... и он воротился на родину при преследовании французской армии и ее отступлении..." Хороша "родина" с погромами и чертой оседлости. Тем не менее Илья Левитас называет среди полных Георгиевских кавалеров Файнгора Льва Мовшевича, А. Звимановича, Абрама Ацнельсона, подпрапорщика Меера Зайвелевича Бондаря, уроженца м. Тальное Киевской губернии. До поступления на военную службу служил 8 лет в конторе торгового дома в Бердичеве... Шор Захарий фейерверкер артиллерийской батареи, уроженец с. Павлыш Александрийского уезда Херсонской губернии. Три брата З. Шора также находились на войне и др. "Полными кавалерами были знаменитые комдивы гражданской войны Самуил Пинкусович Медведовский и Давид Аркадьевич Гутман (Шмидт), а также известный писатель-полярник Яков Кальницкий, пишет И. Левитас. И дальше: "Среди известных евреев, получивших Георгиевский крест, следует назвать выдающегося певца Большого театра, народного артиста СССР Марка Рейзена и известного писателя Виктора Шкловского. Двумя крестами был награжден еврейский поэт Ошер Шварцман (1889-1919)". По-моему, мы исчерпывающе ответили на вопрос, поставленный в начале третьей части этих заметок. Но поскольку основная часть наших читателей одесситы, приведем еще одну небезызвестную в Одессе фамилию Георгиевского кавалера дважды Героя Советского Союза Маршала Р.Я. Малиновского, бюст которого стоит на улице Преображенской, родившегося в Одессе в караимской семье. Родион Яковлевич один из тех, кто вместе с маршалом Г.К. Жуковым, тоже Георгиевским кавалером, был награжден высшим полководческим орденом "Победы"; он в течение десяти лет, до своей смерти в 1967 году был министром обороны СССР. На этом можно и закончить. Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.
|
|
||||||||||||||||
|