Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 24 (1071)
1.07.2011
НОВОСТИ
Культура
День архитектуры
Море
Событие
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (1071), 1.07.2011

ОДЕССКИЙ ОПЕРНЫЙ:
после реконструкций и революций

Наконец-то в Одесском национальном академическом театре оперы и балета (ОНАТОБ) воцарилось спокойствие. Одиннадцать лет театр лихорадило по причине затянувшейся реставрации, а затем начались "войны", связанные с "внутривидовой" борьбой за лидерство. Состязание это, весьма далекое от творчества, вышло за пределы города, так что в последние годы события в одесской опере - как никогда прежде - привлекали внимание средств массовой информации. Увы, но это был не тот случай, когда "пожар способствовал... к украшенью": такие "пожары" (сиречь скандалы) не могли вызвать к театру ничего иного, кроме недоумения и негатива. Но, кажется, с приходом на пост генерального директора ОНАТОБ многоопытного менеджера Надежды Матвеевны Бабич (ранее возглавлявшей областное управление культуры) ситуация "устаканилась". Тем более, что пост художественного руководителя занял столь же многоопытный Василий Всеволодович Навротский, бывший, ко всему прочему, директором театра в 2003-2005 годах. Некоторые итоги первых шести месяцев своей работы на этом поприще руководители театра подвели на пресс-конференции, которая прошла в Литературном музее и в которой, кроме них, приняли также участие директор музея Татьяна Ивановна Липтуга, завотделом музея Анна Николаевна Полторацкая и вице-президент АО ПЛАСКЕ (официальный партнер театра) Иван Леонидович Липтуга.

Конец сезона: только факты

Творческий сезон 2000-2011 гг. подошел к финалу. Что же было сделано за это время? Вот перечень основных результатов, озвученный во время пресс-конференции:

- выпущена премьера оперы "Турандот" в постановке С. Гаудасинского;

- готовится премьера оперы "Князь Игорь";

- подготовлена и поставлена на постоянной основе в текущий репертуар концертная программа "Музыка старой Вены";

- получено из госбюджета 10 млн грн на зарплаты новым сотрудникам театра;

- 70 человек пополнили состав оркестра, хора и балета;

- выделено 5 млн грн на ремонт здания творческих мастерских;

- создан попечительский совет театра;

- произведены необходимые закупки средств производства и технического оборудования для обеспечения диспетчеризации здания театра;

- обновлена оргтехника для организации работы всех подразделений театра;

- начались работы по созданию экспозиции театрального музея;

- реорганизовано экскурсионное обслуживание;

- создается рекламное подразделение;

- отремонтирован, оснащен техникой и снабжается медикаментами кабинет для медицинского обслуживания работников театра. Работают фониатор, медсестра. Медицинские консультации для работников проводит врач-травматолог профессор Александр Поливода;

- проводится ремонт и оснащение комнаты отдыха для работников театра;

- разработан и утвержден Министерством культуры Украины план развития театра до 2017 года.

Как видим, большинство пунктов из перечня того, что сделано и делается, лежит не столько в творческой, сколько в организационно-техническо-финансовой плоскости. Что вполне объяснимо: предыдущее 15-летие ремонта и раздрая поставило театр, как говорится, на грань. Так что сугубо творческие моменты вынужденно отступают на второй план.

История - двигатель рекламы

Реклама, как известно, двигатель торговли. Театр же, как и всякое предприятие, является производителем специфической продукции, которую он предлагает потребителю (зрителю). И от того, насколько эта продукция востребована, во многом зависит судьба театра и его коллектива. Тем более в нынешних условиях, когда бюджетное финансирование весьма и весьма ограничено и каждую копейку приходится добывать с боем. Поэтому театрам сегодня не остается ничего иного, как искать способы привлечения максимально возможного внимания к себе. А тут без рекламы не обойтись.

Но чем именно может привлечь внимание массового зрителя искусство, которое вовсе не рассчитано на массы? Это в пушкинские времена, судя по воспоминаниям современников, даже одесские биндюжники напевали арии из итальянских опер (тогда это считалось, говоря по-нынешнему, попсой). Сейчас вы днем с огнем не сыщите грузчиков, которые бы отдыхали с баснями Крылова. Опера - искусство элитарное, балет в принципе тоже не относится к числу массовых зрелищ (хотя всегда посещался гораздо лучше). Так что перед театральными администраторами (менеджерами) стоит задача высокой степени сложности.

И начать решать ее надо с ответа на вопрос: а что самое привлекательное в театре? Ответ - в данном конкретном случае - лежит на поверхности. Это, безусловно, здание театра и его история. Давно уже считается, что по своей внешней красоте одесская опера уступает только театру в Вене. Не случайно же здание на пересечении Ришельевской и Ланжероновской (символическое сочетание двух славнейших личностей нашей истории!) давно уже стало одним из символов Южной Пальмиры. И нет туриста, который бы не счел долгом своими глазами обозреть эту легендарную красоту. А если добавить к этому еще и историю, изобилующую славными именами гастролеров, то получится вполне коммерческая смесь.

Отдадим должное Надежде Бабич: едва ли не первой из всех руководителей театра она осознала, что именно история - это тот рычаг, который способен сдвинуть с мертвой точки нынешнее положение дел, подтолкнуть его к эволюционным преобразованиям. И первым шагом на этом пути стало создание настоящего, профессионально выстроенного музея.

Нельзя сказать, что попытки такого рода совсем уже не предпринимались. Но беда в том, что музеи при театрах создаются чаще всего энтузиастами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Н. Бабич обратилась к профессионалам из Литературного музея, чья экспозиция признана образцовой. Директор Литмузея Татьяна Липтуга охотно подключилась к проекту, а его руководителем стала опытнейший сотрудник Анна Полторацкая. В поиске экспонатов и пополнении коллекции также принимает участие историко-краеведческий музей, в фондах которого хранится наибольшее количество материалов, связанных с историей оперного театра. Активную помощь оказывает коллекционер Семен Коган, в прошлом музыкант оркестра, собравший отменную театральную коллекцию.

Что уже успели сделать?

Атрибутирована часть коллекции, составлен тематико- экспозиционный план будущего музея, завершается работа над художественно-техническим проектом экспозиции (автор - известный сценограф Станислав Зайцев), есть замечательные экспонаты: программки 1900-1902 годов, древний театральный бинокль, неиспользованный билет за 22 июня 1941 года и многое другое.

Музей истории театра будет располагаться в помещении нынешних касс - вход из Пале-Рояля. Это помещение привлекательно еще и тем, что там расположен люк, через который можно будет показать, как забивались сваи в фундамент во время реставрации. Сами кассы поменяют дислокацию; теперь билеты будут продаваться в старинных кассовых помещениях, изначально предназначенных для этих целей и находящихся в вестибюле - непосредственно перед главным входом в фойе театра. Тем самым достигается удобство и для продажи билетов, и для автономного полноценного функционирования музея.

Вниманию читателей! Создатели музея обращаются ко всем одесситам с просьбой передавать в дар экспонаты. Это могут быть печатные издания - афиши, программки, буклеты, билеты, газетные или журнальные публикации; рукописи; разного рода предметы; фотографии и т. п. Прием экспонатов происходит в Литературном музее (Ланжероновская, 2) по вторникам, средам и четвергам с 12.00 до 15.00.

Что же касается непосредственно рекламы, то ею будет заниматься специальная служба. Официальный партнер театра - компания "ПЛАСКЕ" заказала в знаменитой студии дизайна Артемия Лебедева разработку фирменного стиля и имиджа театра. На пресс- конференции журналистам продемонстрировали новый логотип.


- Всего было разработано 18 вариантов логотипа театра на разных языках, с полным названием и привычным для одесситов сокращением "Одесский оперный", который будет использоваться на продукции, - рассказал Иван Липтуга.

Теперь вся рекламно-информационная продукция - афиши, баннеры, флаеры будут выходить в новой "одежде" и едином стиле.

В июле заработает новый официальный сайт театра, там будет действовать система электронной продажи билетов. Каждый спектакль будет подробно описан и снабжен видео- и фотоматериалами. На каждого артиста оперы и балета на сайте заведено портфолио. Параллельно намечено открыть официальные страницы театра во всех основных глобальных файлообменниках и социальных сетях.

И снова станет актуальным Пушкин

Одно из важных деяний нового руководства - наведение порядка в экскурсионном обслуживании. Ранее экскурсии проводили туристические компании, причем, как ни странно это прозвучит, но в кассу театра ничего не попадало. Сегодня при театре действует система экскурсионного обслуживания, создана служба экскурсоводов, состоящая из сотрудников театра и Литературного музея, которые прошли специальную подготовку. Таким образом, экскурсии должны стать серьезной статьей: ведь менее чем за полгода они принесли театру порядка 25 тыс. грн. Около 30 тыс. грн получено от платы за фотосессии в интерьерах театра.

Теперь, конечно, возникает вопрос: а ради чего все это делается? Какими новыми работами порадует коллектив театра? Вот краткий перечень.

Идут репетиции оперы Александра Бородина "Князь Игорь". Дирижер-постановщик - главный дирижер театра Александр Самоилэ. Режиссер-постановщик - Станислав Гаудасинский. Премьера намечена на начало июля. Так будет закрыт сезон.

Новый сезон планируется открыть концертом "Музыка старой Вены" и "Князем Игорем". Первой же премьерой сезона 2011- 2012 гг. будет представление, которое пока имеет рабочее название "Гений и злодейство". В первом отделении прозвучит редко исполняемая оркестровая и вокальная музыка Антонио Сальери и Вольфганга Амадея Моцарта. Второе отделение займет одноактная опера Н. Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери". Предварять его будет выставка, посвященная, с одной стороны, личности Антонио Сальери - музыканта, композитора, педагога, с другой стороны, - легенде о нем.

Следующая премьера - балет "Сказки Венского леса" на музыку И. Штрауса в постановке главного балетмейстера театра Юрия Васюченко. С режиссером из Италии Антонио де Лючиа достигнута договоренность о работе над новой режиссерской версией оперы Дж. Верди "Бал-маскарад". Также зрителей ждет серия концертов из произведений Рихарда Вагнера: Рождественский концерт. Oасхальный концерт. В планах - исполнение солистами, оркестром и хором "Реквиема" Дж. Верди. Из других постановок - оперы "Пиковая дама" П. И. Чайковского, "Дон Жуан" В. А. Моцарта, "Кармен" Ж. Бизе, балет "Спартак" на музыку А. Хачатуряна. Ведутся переговоры о сотрудничестве с такими режиссерами, как Георгий Ковтун ("Ромео и Джульетта" в Музкомедии, "Вий" в Русском театре, "Девушка и смерть" в ДК "Политехнический"), Вадим Сикорский (известен интересными постановками в Львовском театре им. М.Заньковецкой), Дмитрий Белов (обладатель "Золотой Маски"), Александр Горенштейн (режиссер и сценограф из Питера), Юрий Александров (Мариинский театр), Александр Титель (Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко). Имена достаточно громкие, обещающие интересные работы.


Также планируется открыть для публики камерный зал. Решено раз в два года проводить международный фестиваль оперного и балетного искусства. Первый пройдет в 2012 году, гостями будут в первую очередь исполнители с одесскими корнями, которые сейчас выступают на сценах европейских театров.

Планы, как видим, весьма серьезные. Будем надеяться, что благодаря их осуществлению одесситы снова смогут с полным правом цитировать А. С. Пушкина: "Театр уж полон..."

Александр ГАЛЯС.

При подготовке материала
использована информация,
предоставленная пресс-службой
Одесского национального
академического театра
оперы и балета.

На фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО:
директор театра Н. М. Бабич;
новый логотип;
фрагменты из спектаклей.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.