Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 19 (964)
22.05.2009
НОВОСТИ
Культура
Проблемы
Обратная связь
Конфликт
16-я полоса
Криминал
Баскетбол
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 19 (964), 22.05.2009

ЕСЛИ ДОРОГ ТЕБЕ ТВОЙ РОМ ....

9 апреля нынешнего года в газете "Одесский вестник", учредителем которой является Одесский городской совет, появилась статья под выразительным названием "Опять неймется?" и не менее выразительным подзаголовком "О некоторых аспектах журналистской этики". Герой данной публикации, подписанной редактором "Одесского вестника" Александром Каменным, - наш коллега Борис Штейнберг.

И ВСЕ - НА ОДНОГО

Размашистый стиль г-на Каменного и ранее был хорошо известен, но тут он, кажется, умудрился превзойти самого себя. Правда, не без помощи сотрудников газеты. Совместными усилиями редактора и его подчиненных Б. Штейнбергу инкриминировано количество грехов, равного которому я не встречал доселе ни в одной, даже самой негативной публикации о журналистах. Перечислю только некоторые утверждения о Б. Штейнберге:

"... абсолютно заурядная личность, обычный человек, невыдающийся и плохо работающий журналист...";

"У Штейнберга просто больное воображение. Он стал придумывать различные гадости. Просто какой-то бред...";

"О качестве материалов я даже не хочу говорить. Уровень начинающего корреспондента...";

"... непорядочный человек. Он работает на уничтожение редакции, нашего коллектива. Его подлость, сплетни и интриги перешли всякие границы...";

"... переписывает статью из журнала и ставит под ней свою подпись...";

"... опасаюсь находиться рядом с ним, так как не знаю, кто будет следующим объектом его воспаленного воображения и лживых обвинений"...

Не правда ли, впечатляющий портрет?!

Между тем речь идет не о начинающем, а о журналисте с двадцатилетним опытом работы, лауреате Всеукраинского конкурса на лучшее освещение работы МВД, человеке, которого с полным правом можно назвать правозащитником. Вот последний по времени пример.

Несколько лет назад по обвинению в убийстве был осужден сроком на 13 лет лишения свободы житель Волыни Александр Артюшенко. Изучив дело и убедившись, что оно сфабриковано, Борис Штейнберг начал бороться за пересмотр несправедливого приговора. Сперва - в "Порто-франко", а затем между прочим и в "Одесском вестнике", куда перешел на работу редактором отдела права и журналистских расследований. Общими усилиями тех, кто вместе с нашим коллегой отстаивал права невинно осужденного, все-таки удалось добиться справедливости. Летом прошлого года депутат Волынского областного совета Николай Никитюк, возглавляющий региональный совет правозащитных организаций, специально приехал в Одессу, чтобы вручить Б. Штейнбергу благодарность Волынского облсовета.

Еще одной значимой наградой, которой была отмечена работа Бориса в 2008 году, стала Почетная грамота одесского головы Эдуарда Гурвица.

Ясно, что это отличие он не мог получить без рекомендации редакционного коллектива и представления редактора. И поневоле возникает вопрос: как это за каких- то полгода человек мог так разительно измениться?! Или до тех пор, пока не получил награды, он мимикрировал под "хорошего", а затем проявил свое "истинное лицо"?

Так что же случилось? Что привело к конфликту, в результате которого Борис Штейнберг был уволен из "Одесского вестника"?

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

Из заявления Б. Штейнберга на имя секретаря Одесского городского совета А. А. Прокопенко: "20 марта 2009 года во время заседания редакционной коллегии газеты Каменный кинулся на меня, очевидно, пытаясь избить. И лишь вмешательство сотрудников-мужчин, ставших перед ним, помешало ему это сделать... Конкретным поводом к данному конфликту стала моя попытка законным путем воспрепятствовать появлению на страницах газеты 19 марта 2009 года двух заметок..., которые, по моему мнению, способствуют разжиганию межнациональной вражды, а одна из них откровенно шовинистична..."

Из заметки Дарьи Соколовской "Сутенерша-обманщица" ("Одесский вестник", 18 марта, 2009 г.): "Ромская женщина не имеет права заниматься проституцией. Гадать, мошенничать - сколько угодно, но торговать своим телом - ни-ни!"

Рассказывает Борис Штейнберг: "Я увидел эту заметку в готовящейся полосе. Вычеркнул слово "мошенничать", так как автор фактически утверждала, что для ромских, т. е. цыганских женщин мошенничество - это норма. С моей точки зрения, данное утверждение является мерзким проявлением шовинизма. Однако, когда газета вышла 19 марта, я увидел, что слово "мошенничать" восстановлено. Я не знаю, кто это сделал - автор заметки или сам редактор, но уверен в одном: либо этот человек игнорирует законы нашего государства и элементарную этику журналиста, либо он сознательно "подставляет" газету, наносит ущерб ее авторитету, тем более что "Одесский вестник" - официальное издание городского совета. Я уже не говорю о том, что по поводу данного материала возможны иски на крупные суммы, которые придется выплачивать из средств редакции, а фактически за счет городского бюджета. Поэтому я написал докладную на имя редактора, в которой потребовал созвать собрание журналистского коллектива. Но вместо того, чтобы признать свою ошибку с публикацией данных текстов, Каменный набросился на меня..."

"ПЛОХИХ" НАРОДОВ НЕ БЫВАЕТ

Уже на следующий день после появления злополучной заметки на нее отреагировал председатель правления Одесского областного ромского конгресса Сергей Ермошкин. Он не просто категорически протестовал против приписывания своим соплеменницам противозаконных свойств, но и дал детальное обоснование, почему в действиях автора и редакции усматриваются признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Украины.

"Статья 161. Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии

1. Умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой либо религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а также прямое либо косвенное ограничение прав или установление прямых либо косвенных привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам, - наказываются штрафом до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же действия, соединенные с насилием, обманом либо угрозами, а также совершенные должностным лицом, - наказываются исправительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до пяти лет..."

Кроме того, С. Ермошкин ссылался на целый ряд международных документов, ратифицированных украинским парламентом. Он потребовал, чтобы автор и редакция принесли извинения за "откровенно антиромскую публикацию".

Свою озабоченность в письме на имя Каменного выразила и начальник областного Управления по делам национальностей и религий Я. Резникова.

Ответ г-на Каменного не заставил себя ждать. "По нашим данным, - написано среди прочего в этом официальном документе, адресованном С. Ермошкину, - Вы.... не являетесь ни специалистом, ни экспертом в области определения - что есть шовинизм, и поэтому Ваше суждение об этом абсолютно равноценно нашему представлению о надуманности предположений шовинистических мотивов в газетной статье. Во-вторых, редакционная коллегия и я как главный редактор не усматриваем в этой статье ничего, что могло бы оскорбить представителей уважаемого нами ромского народа".

Из беседы с вице-президентом Всеукраинской ассоциации ромов "Романипен" Валерием Сухомлиновым:

- Я считаю, что в данном случае Борис Штейнберг отстаивает честь и достоинство не только ромов. Какое-либо оскорбительное умозаключение недопустимо в отношении представителей любой национальности. Странно напоминать взрослым людям, тем более журналистам, что нет "хороших" или "плохих" национальностей, а есть хорошие или плохие люди, хорошие или плохие поступки. По закону, да и по совести, господин Штейнберг был совершенно прав, пытаясь воспрепятствовать унижению ромских женщин. Количество слов - одно или двадцать - не имеет при этом никакого значения, поскольку слово это использовано в обобщающем смысле.

Особенно тревожно, что подобный материал появился в газете, которая является органом городского совета. Очевидно, в городском совете Одессы недостаточно проводится воспитательная работа с кадрами, в данном случае с журналистами. Сегодня плохо написано о ромах, но где гарантия, что похожее не проявится по отношению к другим национальностям?!

И НЕ СПРАШИВАЙ, ПО КОМ ЗВОНИТ...

С последним утверждением г-на Сухомлинова я бы, правда, поспорил. Ибо, с моей точки зрения, будь на месте ромской общины другая, например, грузинская, или польская, или греческая, а тем более русская, редактору "Одесского вестника" пришлось бы сдержать себя и не демонстрировать то язвительное отношение к адресату, которое сквозит в приведенном выше фрагменте из редакционного ответа. А с цыганами, как говорится, можно и не церемониться. Увы, но создается впечатление, что в данной ситуации г-н Каменный ощущает "неформальную", но весьма заметную психологическую поддержку общественного мнения. Ведь смотрите, что получается. Ситуация для Одессы нестандартная, конфликт - громкий, не исключено, что одесские ромы обратятся к европейскому сообществу, которое на подобные вещи реагирует остро и предсказуемо. А у нас какая реакция? Кроме Ромского конгресса, молчат общественные организации. В рот воды набрали правозащитники. Молчит медиа- сообщество, за исключением газеты "Слово" да телеканала АТВ. Когда б не настойчивость депутата Марины Коржневой, скорее всего, отмолчался бы и городской совет...

Так, может быть, пора создать в нашем городе Совет по информационным спорам, который уже несколько лет достаточно успешно действует в Нижегородской области? Когда там в местной газете появились антиромские публикации, этот Совет достаточно быстро и объективно дал отповедь ксенофобам, в том числе и на уровне высококвалифицированных филологов - экспертов "в области определения - что есть шовинизм". Что, в Одессе нет таких?

У читателей, безусловно, может возникнуть вопрос: а из- за чего, собственно говоря, разгорелся сыр-бор? Из-за одного-единственного слова? Нужно ли было Борису Штейнбергу из-за такой "мелочи" вступать в конфликт с редакцией, рисковать довольно-таки престижной должностью? Однако думать так могут либо те, кто не знает истории, либо те, кто забыл о ее уроках

В таких вещах, как межнациональные отношения, мелочей не бывает. Дьявол, как утверждают классики, таится в деталях, и события, грозные по своим последствиям, нередко начинаются с "мелочевки" - неосторожного слова, фразы, выражения. Слово было в начале и самой страшной трагедии минувшего столетия. Мало кем замеченная при появлении книжонка бывшего ефрейтора "Майн кампф" стала прелюдией к Холокосту, в том числе и на территории нашего города. У Холокоста, как известно, есть, если можно так выразиться, и цыганская составляющая. К 1945 году погибло по меньшей мере 500 тысяч ромов: их расстреливали, топили, сжигали, уничтожали в газовых камерах. С 1939 года цыган со всех оккупированных стран Европы стали депортировать в Аушвиц, Равенсбрюк, Биркенау, Треблинку... Не правда ли, знакомые адреса?

Борис Ефимович Штейнберг хорошо знает историю. И, защищая ромский народ от клеветнических измышлений, он защищает тем самым и свою собственную нацию. Но, судя по всему, эта простая мысль не приходит в голову редактору А.Каменному, урожденному Александру Эдуардовичу Штейману, который допускает в газете ксенофобские интонации. А ведь "Одесский вестник", еще раз напомню, не простое издание: это орган городского совета Одессы - города, мэром которого является Эдуард Иосифович Гурвиц....

Но, поскольку Э. Гурвиц предложил разобраться в данной ситуации на следующей сессии горсовета, то хочется верить, что справедливость в отношении нашего коллеги Бориса Штейнберга все-таки восторжествует.

Александр ГАЛЯС.

ДЛЯ СПРАВКИ. Основным источником доходов ромского народа служат не гадание, воровство и сбор подаяния, как это думают многие. Подавляющее большинство ромов занимается торговлей - от одежды до недвижимости.

Нередко первые письменные упоминания о цыганах в той или иной местности - это не судебные бумаги о таборных конокрадах, а сведения о покупке городского дома. Причём зачастую строения располагаются в самом дорогом секторе - возле рыночной площади.

Как это ни покажется странным, но преступность в ромской среде невелика. Статистика из мест заключения показывает, что в последние полтора столетия доля заключённых ромов примерно соответствует удельному весу этого народа в общем количестве населения. Более того, в структуре правонарушений у ромов относительно редко встречаются убийство, изнасилование, разбой и прочие преступления против личности...

Среди носителей ромских генов немало очень известных людей. Среди них писатели Юрий Домбровский, Юрий Покальчук, Дина Рубина; режиссеры Юрий Любимов, Сергей Проханов; суперзвезда мировой оперы Анна Нетребко, музыканты и певцы Вадим Козин, Сергей Курёхин, Людмила Сенчина; актеры Ольга Дроздова, Оксана Фандера (одесситка) и даже бывшая первая леди Франции Сесилия Саркози.

Эти факты мы особенно рекомендуем прочесть г-же Соколовской и г-ну Штейману. Найти их несложно: достаточно немного порыскать по интернету. Было бы только желание....

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.