Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 40 (785)
14.10.2005
НОВОСТИ
Культура
Город
Взгляд
Образование
Мужчина и женщина
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 40 (785), 14.10.2005

В БЕРМУДСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ "ФУТУРОШОКА"

Понятие "информационного общества" стало прогнозируемым вариантом исторической перспективы ХХI века. Для Украины информатизация – путь не только к европейской интеграции, но и к экономическому благополучию. Главным приоритетом является производство нового знания и технологий. Оригинальность, разнообразие, отличие от других начинают цениться значительно больше типичности и конформизма.

Инфообщество ХХI века является цифровым и глобальным. Кроме науки, образования, воспитания и технологии, глобализация информационных сетей изменяет физический способ работы и обучения, добавляя к ним префикс теле-, то есть дистанционный. Уже сегодня можно говорить о том, что распространение средств и форм коммуникации – телевидения, радиовещания, телефонной и телетайпной связи, прессы, кинематографа, интернета и электронной почты – приняло невиданный размах, глобальный характер, практически объединив всю планету в единое информационное пространство. Новейшие средства транспорта позволили выйти на передний план свободе передвижения людей и идей между странами и континентами в чрезвычайно короткие сроки. Благодаря "информвзрыву" и повсеместному распространению информационных и коммуникационных технологий в повседневную жизнь и быт вошла цифровая техника, спутниковое телевидение и связь, интернет и виртуальная реальность компьютеров.

Говоря об аналогии мировой экономики с живым организмом, можно утверждать, что в инфообществе "нервная информационная система" гипертрофированно разрастается, имитируя функции "кровеносной производительно-распределительной системы". Поток материальных ценностей заменяется потоком идей и умозрительных образов.

Невзирая на это, главной чертой современного этапа развития человечества является нарастание угрозы самоуничтожения цивилизации. Лейтмотивом второй половины ХХ столетия стала идея кризиса. В Украине лейтмотивом идеи кризиса ХХI века является болезнь маразматического постсознания с советскими метастазами. Кризис информационного сознания по-украински – это кризис механизмов адаптации социума в окружающей социально- информационной среде. Характеризуя современную эпоху, философ Бодрияр сказал: "Сегодня больше, чем когда-либо, реальность - лишь рудники мертвой материи, мертвых тел, мертвого языка". А это, по мнению профессора Бодрияра, ведет к политической смерти.

В "вывихнутом суставе" исторической перспективы Украины видения информационного общества находятся на глубинном уровне. Оттуда их даже тяжело рассмотреть. На той глубине – лишь хаос и дезинтеграция. Украинский историко-политический маразм не от старости, а от долговременной советской болезни. Евроинтеграция, а вместе с тем и трансплантация элементов сознания информационного общества может улучшить ситуацию.

По словам профессора Римского университета "Ла Сапьенса" Оксаны Пахлёвской, "за тринадцать лет историко-политическое будущее Украины превратилось в мутанта, у которого две головы: одна смотрит мутными глазами кролика, которого загипнотизировал голодный удав, в сторону России. Другая голова мутанта судорожно подмигивает Европе, каждый раз болезненно ища объяснений, почему Украина ПРОСТО не ХОЧЕТ войти в информационное пространство Европы... Европа с испугом смотрит на этого мутанта, иногда желая в глубине души, чтоб его уже быстрее съела Россия... ТАКОЕ ОБЩЕСТВО не ИМЕЕТ ПРОЕКТА БУДУЩЕГО". EВRUZZIЯ – ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДУХОВНОЙ БЕЗЫСХОДНОСТИ.

Европейское время – время информационного общества, это время, направленное в будущее. Более близкой целью должно стать Европейское информационное пространство. Речь идет, в частности, о Европейской информационной сети из международных отношений и региональных исследований. Стратегической целью этой международной системы является реализация одного из самых эффективных путей интеграции стран Западной и Восточной Европы, а именно – интеграции в сфере информатизации.

По мнению профессора Пахлёвской, "вандализм посттоталитарного общества может быть если не прекращен, то по крайней мере маргинализирован, если Украина найдет в себе силы противопоставить бесцеремонной свободе многочисленных императивов один-единственный императив: императив реальной, а не иллюзорной свободы". Создание e-Ukraine – один из вариантов. Свободе нельзя научить. "Лишь почувствовав эту потребность, Украина перестанет штамповать себя на футболках в аэропортах постсоветской формулой "Born to be wild". И начнет писать себя в истории словами западной демократии, – но тогда также и собственными словами: "Born to be free", "народжена бути вiльною".

Образовательные системы в Украине должны быть переориентированы, рынок освобожден от цепей, а исследования в сфере высоких технологий и торговые соглашения должны расти. Общей тенденцией в сфере образования в эпоху информационных технологий стала ее технологическая ориентация. В основе этой тенденции лежит целевая установка рыночного экономического утилитаризма, стремление подготовить прагматически мыслящего современного специалиста, который владеет лишь своей узкой специальностью и компьютерными технологиями.

Глобализационные процессы экономики, политической сферы, гражданского общества выступают как взаимозависимые процессы, что имеют единственный источник, – постиндустриальные изменения в способе производства материальных благ. По мнению Ханны Арендт, "современное общество Запада вместе с характерным индустриальным способом производства материальных благ составляет одну общественно-экономическую формацию, а разные социальные системы, присущие современному миру, – это лишь политические надстройки над единственным индустриальным экономическим базисом. Они имеют больше общих черт, чем отличий". Концепция "информационного общества" имеет общие аспекты с некоторыми предыдущими технологическими концепциями "просветленных обществ". Приход "информационного общества" рассматривают как вполне природное явление. Это качественный путь вперед. Будущее пролегает через информационные технологии.

Однако есть и другой аспект. Понятие "информационное общество" может звучать как жизнеутверждающая нота посреди настроения общей рецессии. В Японии оно нашло полную поддержку у определенной группы людей как лозунг для активизации исследований и предпринимательской деятельности. Если любой социальный прогноз является пессимистическим, видит лишь упадок или катастрофу, то понятие "информационное общество" звучит положительно и, очевидно, представляет определенный смысл социальным намерениям и целям. В то время, когда интеллектуалы оплакивают конец прогресса или недостаточность утопий, оживает старая идея о том, что доброе общество вырастает из современного.

Таким образом, не только использование этого понятия для социального анализа, но и социальная роль внутри национального и глобального контекста заслуживают на последующее исследование. В частности, перенесение в информационное пространство культурного достояния практически всех наций и времен делает их потенциально более доступными. Теперь не нужно выискивать свободных денег и времени, чтоб посетить Версаль, Эрмитаж, Лувр или Одесский музей западного и восточного искусств. Теперь оцифрованная версия Лувра будет появляться перед вами целехонькой с каждым запуском программы.

Предпосылкой формирования инфообщества должна стать организация сети единомышленников вне непосредственного социального окружения. Это обязательно должно быть сделано как посредством инструментов наподобие интернета, так и другими средствами ради достижения возможного максимума. Изменения должны быть системными. Они будут отражаться на онтологических принципах функционирования общественного организма. Когда превращения произойдут в самой структуре общественных отношений, мы сможем говорить, что информационное общество настало. Движущей силой в этом должна выступить молодежь – носитель нового сознания.

Молодое поколение имеет чрезвычайную активность в виртуальном пространстве. Оно является благоприятной почвой для новых технологий. Это авангард информационного общества. Молодые люди первыми используют е-технологии, первыми извлекают из них пользу, первыми сталкиваются с опасностями виртуального мира. Критериями новой информационной культуры является умение человека адекватно формулировать свою потребность в информации, находить ее, переделывать, отбирать, оценивать и создавать качественно новую информацию.

Сегодня ситуация в этой области в Украине далека от идеала. В школах нет специальной дисциплины, направленной на формирование информационной культуры, да и подавляющее большинство вузов не гарантирует серьезной информационной подготовки студентов. Как же тогда сформировать мышление нового времени модуль которого выходит в бесконечность, то есть надсистемное мышление ХХI века?

Общий низкий уровень информационной культуры молодежи Украины, к которому добавляется неравенство молодых людей в доступе к информационным потокам, порождают в молодежи обезображенные представления о человеческих ценностях и неумении пользоваться полученными знаниями в реальной жизни.

Можно смело утверждать, что в современном мире человек живет в таком обществе, где манипуляция сознанием стала обыденным явлением. Люди погружаются в мир грез и фантазий, то есть в мир эскапизма, где иллюзии воспринимаются как реальность. Это сознание спящего человека, внушаемого человека-хамелеона, наделенного множеством масок и социальных ролей, приспосабливающегося и некритичного конформиста, человека, который потерял связь со своим подлинным "Я", идентифицируясь с вымышленными героями, идолами и кумирами, человека, забывшего, что значит быть самим собой. Он попадает в рабскую зависимость от новых технологий.

На рубеже тысячелетий исторический круг замкнулся – от физического рабства Древнего Рима начала новой эры мы пришли к информационному рабству на пороге третьего тысячелетия. Не знаю, что ждет Одессу. Этот город-особняк должен был стать интеллектуальным центром Украины Нового времени. Сегодня это далеко не так. Одесситы забыли о городе. Нет самоидентификации с украинской культурой, с одесской историей, с информационной эрой будущего. Одесская молодежь из виртуального мира вынесла (или же занесла себя) в подвалы одесских компьютерных клубов. Выйти из этого болота намного сложнее. Квестовые игры, сопровождаемые мегатоннами негативной энергии и матерной лексики, заменили семейный уют и гармонию юности.

Сегодня массовое зомбирование приняло невиданный доселе размах и формы. От истерической пропаганды немецкого национал-социализма и грубовато-неуклюжего "промывания мозгов" советской идеологии мы пришли к непрерывному, тотальному, действующему на уровне символов подсознания (и от этого во сто крат более действенному и результативному) информационно-психологическому воздействию СМИ, искусства, современного образования, шоу-бизнеса, выполняющих заказ столпов и адептов политики неолиберализма, космополитизма и глобализации.

Описанная в футуристическом романе-эссе А. Зиновьева "Глобальный человейник" ситуация, когда герой постоянно советуется с компьютерным помощником, выполняющим за него всю черновую мыслительную работу, возможно, станет реальностью, как прогнозируют футурологи, уже в середине XXI века. К этому же сроку предсказывают разработку и широкое внедрение супернанороботов (мельчайших, размером с молекулу механизмов с искусственным интеллектом), которые, попав в организм человека, будут устранять в нем различные физиологические неполадки и сообщать о психофизическом состоянии. К интернету будет подключена каждая квартира, все виды транспорта, мобильные телефоны и "органайзеры".

Назрела реальная потребность в реализации многоцелевого и многоуровневого проекта, направленного на привлечение молодых людей в область информационных технологий, установление их неразрывной связи с высокотехнологическими сферами жизни и экономики и формирования информационной культуры молодежи Украины (Одессы – как одного из ведущих интеллектуальных центров Восточной Европы). Это: 1) создание виртуальной модели молодежного информационного общества; 2) построение единственной системной информационной молодежной сети; 3) введение системы электронных паспортов и других идентификационных документов, что позволяют молодым людям пользоваться возможностями молодежных проектов; 4) организация и проведение мероприятий для детей и молодежи с целью развития навыков, полученных в виртуальной среде; 5) мониторинг потребностей молодежи; содействие развитию межкультурной молодежной коммуникации.

Вместе с этим нужно создать единственное интеллектуальное и эмоциональное пространство. Его принципом существования является доступность для каждого и возможность включения – по крайней мере потенциальная – для всех членов общества и его институтов. Развитие электронного управления в Украине должно осуществляться на всех уровнях – и в центре, и в регионах. Только в этом случае этот процесс будет эффективным и станет основой для создания новых форм экономических и общественных инициатив.

Информационные технологии, которые сегодня стремятся внедрить в Украине, открывают новые возможности осуществления внутренней и внешней политики. Это означает, что когда простая сумма информационных технологий порождает такое глобальное явление цивилизационного уровня как информационное общество, граждане получают чрезвычайно действенный рычаг влияния на развитие общества, государства, экономики... Образуется Электронная, Информационная Украина, e-Ukraine, которая изменяет все принципы функционирования социальных институтов своего общества. Гражданское общество должно стать носителем нового мышления и сознания.

Информационное общество с точки зрения политических процессов является практической реализацией ценностей общества гражданского. Оно обеспечивает демократию в буквальном смысле – правление народа как организма. Духовный и экоинформационный ум ХХI века должен быть сформирован таким образом, чтобы обеспечить развитие всей информационной ноосферы в интересах человека, будущего Украины. Одной из принципиально важных и конструктивных идей в стратегии повышения интеллектуального потенциала нации является идея опережающего образования, суть которой главным образом в том, чтобы подготовить современных людей к будущему, которое приближается слишком быстро и застает многих врасплох, вызывая чувство страха и растерянности. Ведь страх перед будущим – "футурошок" – одна из очень серьезных социальных проблем современности. Кризис в системе истин, кризис в системе культуры – путь к информационному Апокалипсису.

Перспективная система образования создается на основе синтеза новейших знаний как в отрасли природных, так и гуманитарных наук. Глобальный кризис современной цивилизации это, в первую очередь, кризис мировоззрения. Она тесно связана с сознанием людей, уровнем их образованности и воспитанности, с приоритетами их моральных ценностей. В Украине этот кризис имеет вирусный характер – бациллы колониального сознания присутствуют в воздухе уже 14 лет. Единственный выход – войти в европейское время перспективных изменений путем интеграции. Информационное общество – это новое измерение европейского экоинформационного сознания.

Однако в Украине до сих пор не сформирована аура интеллектуального воодушевления, направленного в сторону Времени перспектив. Но долго ли двери информационного общества, то есть европейского Времени, будут оставаться для нас открытыми? Сложно идти в будущее, когда лишь вчера научился ходить...

Дмитрий Дроздовский, член НСЖУ,
лауреат Международной премии имени О. Гончара.

Иллюстр. - Морис Зшер. "Рыбы в треугольнике птиц".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.