![]() | ![]() |
+ Новости и события Одессы![]() Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! ![]() ![]() |
Номер 06 (649), 14.02.2003 ПЕРВЫЕ ШАГИ ЭКОНОМИКИЛюди издавна научились заботиться о своем хозяйстве. Наверное, это были первые заботы, с которыми они встретились. Если бы не хозяйственные нужды, о которых иногда говорят с легким пренебрежением, не развивались бы так бурно науки: математика, физика, биология и даже география. Обозначение чисел у древних египтян было тесно связано с жизнью, с хозяйством. (Смотри рисунки). Известно, например, что действие умножение появилось лишь с развитием земледелия. Небезызвестную теорему Пифагора за тысячу лет до Пифагора знали и применяли вавилоняне. С ее помощью они вычисляли количество зерна, нужного для засева поля, рассчитывали размеры строящихся сооружений. Архимед, по свидетельству римского историка Тита Ливия, сделал свои знаменитые открытия (закон Архимеда, Архимедов винт и др.), забоясь о процветании родного города Сиракузы. Думается, что и задача определения экономической эффективности одна из древнейших. Ведь что значит определить экономическую эффективность? Грубо говоря, это значит сравнить одно с другим, установить, что лучше. Говоря более современным языком, это сравнение вариантов и отбор из них наиболее экономичных. Когда установился обмен продуктами, одеждой, украшениями (а это произошло очень давно, еще при родовом строе), тогда у людей и возникла необходимость выбора вариантов, их сопоставления между собой. Во времена Троянской войны сопоставления вариантов производилось вполне четко. Откроем "Илиаду": Третьи призы Ахиллес после этого вынес данайцам. Первый приз треножник большой для огня. Тот треножник Как видим, 1 медный треножник = 12 быкам = 3 рабыням. Обмен сначала был натуральным, то есть безденежным. Если сапожнику нужны были пироги, он шил пару сапог и шел искать пирожника, которому нужны сапоги. Найдя друг друга, они менялись товарами.
Так появились деньги всеобщий измеритель, или по-научному, всеобщий эквивалент. Как видим, сопоставление вариантов еще в древности было одной из самых распространенных экономических задач. Древний земледелец рассуждал так: "За эту шкуру я должен отдать охотнику три мешка зерна, а за эту четыре. Но я лучше возьму шкуру за четыре мешка, потому что ее можно проносить в два раза дольше. Вот если бы охотник согласился отдать более дешевую шкуру не за три мешка, а за два, я бы, пожалуй, выбрал ее, а остальное зерно выменял еще на что-нибудь". Вы приходите в магазин. Допустим, вам надо купить ботинки. Вот ботинки за 50 гривен, а вот за 35 похуже. Вы раздумываете: что лучше? "За 50 дороже, но они дольше послужат; за 35 дешевле, да скорее развалятся, придется ремонтировать или раньше покупать новые. Нет, решаете вы, лучше я возьму за 50. Если бы тридцатипятигривневые стоили не 35, а 25, я бы, пожалуй, взял их. Тогда бы я сэкономил деньги на что-нибудь другое". Чувствуете? Прошли тысячи-тысячи лет, все изменилось на Земле, но суть этих рассуждений одинакова. Подобные рассуждения и есть экономическая оценка вариантов. Оказывается, наш древний землепашец и вы в магазине, сами того не подозревая, решали одну и ту же экономическую задачу. Правда, очень примитивным способом. Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
|||||||||||||||
|