+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 49 (1146), 28.12.2012 "КРИМИНАЛЬНЫЕ" УРОКИО проекте "Школа криминальной журналистики", который с октября с. г. реализуется в Одесском университете внутренних дел, наша газета уже писала. Этот уникальный проект объединяет курсантов ОГУВД, молодых журналистов, интересующихся правоохранительной тематикой, студентов одесских вузов и даже школьников. В этом номере мы решили предоставить слово участникам проекта, которые захотели поделиться своими впечатлениями. Антонина Кучеренко: "После окончания университета я продолжила учебу и стала... школьницей. "Уроки" здесь довольно необычные - то стрельба, то мозговой штурм, то детская игра в "испорченный телефон". "Ученики", впрочем, здесь тоже отнюдь не дети и подростки, а будущие милиционеры (курсанты университета внутренних дел) и журналисты (штатные, внештатные и только собирающиеся взять в руки перо). Все вместе мы учимся в Школе криминальной журналистики. Наша непохожесть почувствовалась уже на первом занятии. Это была вводная лекция о том, что такое правоохранительная система и "с чем ее едят". На жизненных примерах из милицейской работы куда проще понять, что к чему, но курсанты бойко орудовали юридическими терминами. А вот я поняла, что не мешало бы пролистать учебник по правоведению. В конце занятия нам провели экскурсию в тир университета внутренних дел, где учили правильно обращаться с оружием. Оказалось, куда сложнее, чем это показывают в голливудских боевиках. Оружие я держала в руках впервые, поэтому три попадания из трех стали моей маленькой победой. Второе занятие тоже началось с лекции. Здесь я поймала себя на новом незнании: выяснилось, что пролистать мне нужно не только учебник по правоведению, но и словарь. Ибо преподаватель Ярослав Корытнюк "ловил" нас на каждом втором слове: "А как с французского переводится "парламент"? а как с латыни переводится "превенция"? А "норма"? А "президент?". Вот тут-то даже курсанты замешкались. Ярослав Олегович объяснил свою скрупулезность тем, что в значении слова скрывается суть. И если милиционер скажет какое-то профессиональное словечко, не зная четкого его значения, то обманет журналиста, а тот - читателя. А журналисты, как выяснилось, и сами могут, что называется, наломать дров: мало кто из нас смог четко перевести такие частые в нашей работе термины - президент, конституция, норма. Но зато теперь я знаю, что "президент" с латыни переводится как "тот, который сидит впереди", "норма" - это "правило", а "конституция" - "устав". Дома я прочла пару параграфов учебника по правоведению со словарем, и оказалось, что так действительно легче понять умные толкования, сжатые рамками научного стиля. Кстати, точно нужно не только понимать, но и запоминать. На третьем занятии Александр Галяс, наш преподаватель по журналистике, показал, что бывает, когда журналист невнимателен при сборе материала. Мы сыграли в детскую игру "испорченный телефон": игроки выходят из аудитории, один остается и слушает, что ему нужно передать дальше. Нам прочли коротенькую заметку о том, как студенты Гарварда решили пошутить и запустили в небо гамбургер на воздушном шаре. Когда это сообщение стало передаваться от игрока к игроку, то под конец оказалось, что "студенты были из ГАМБУРГА, они зачем-то запустили что-то в космос и там еще что-то про бутерброд было". Да, действительно, нужно быть очень внимательными, чтобы не превратить свой материал в газете в анекдот. Журналистам и милиционерам подружиться не так-то сложно. А это и есть основная цель Школы криминальной журналистики - помочь нам найти общий язык. Думаю, что по окончании занятий этот общий язык выльется в профессиональное общение - будущие милиционеры научатся правильно информировать журналистов, а журналисты - правильно толковать сказанное". Мария Мбуела: "Сперва меня привлекло название - "Школа криминальной журналистики". Затем - перспектива стать ближе к ещё не изученному миру преступлений, наказаний и освещения всего этого на страницах прессы. А еще - то, что занятия будут проходить не где-нибудь, а в университете внутренних дел. Так я оказалась за партой по соседству с разноплановой молодёжью. Некоторые плодотворно трудятся на ниве журналистики. Опыт других и вовсе ограничился школьными сочинениями. Но первых и вторых объединило желание погрузиться в новую специфику и получить новые знания. Самое яркое впечатление от первого занятия - посещение университетского тира. Необыкновенно доброжелательные преподаватели показали каждому желающему азы стрельбы из оружия. Не менее интересным оказалось знакомство с мультимедийным тиром. Здесь уже мишени были не нарисованными, а движущимися на экране. В каждой из коротких сценок-перестрелок стрелки получали отметки и приправленные чёрным юмором комментарии из-за кадра. Второе занятие провёл полковник милиции Ярослав Олегович Корытнюк, умеющий разъяснить хитросплетения юридической практики на понятных и увлекательных историях. После занятия мы побывали в музее университета, где через годы, отражённые в экспонатах, можно увидеть почти всю историю милиции. На третьем занятии было уже не только интересно, познавательно, но даже весело. Каждый получил свою порцию впечатлений и записей в тетради. Ну и, конечно, домашние задания. Куда же журналистам без новых статей? На этом пока остановлюсь. Впереди ещё ждут новые учебные дни и новые знания". Владислав Власенко: "Казалось бы, что общего в работе СМИ и правоохранительных органов? А это общее - ответственность. Ведь каждое действие милиционера, как и каждое слово, напечатанное в газете или произнесенное в телеэфире, может иметь непредсказуемые последствия, и никогда не надо об этом забывать. Школа криминальной журналистики призвана "убить двух зайцев". С одной стороны, юридически подковать молодых "акул пера" и научить их общаться с правоохранителями, с другой - научить будущих служителей закона правильно вести себя при общении с прессой. Взаимодействие должно быть четким и точным. Люди должны говорить на одном языке, тогда СМИ смогут объективно освещать деятельность милиции. Задумка замечательная, ведь милиционеру приятнее говорить в микрофон, когда его понимают, а журналисту легче готовить материал, понимая, что ему хотели сказать. Пока что впечатления о Школе двоякие. С одной стороны, после занятий хочется действовать - писать, бежать, жить, дышать, двигаться. Вместе со знаниями приходят и какая-то непонятная энергия, и вдохновение, хотя вроде бы должна прийти только усталость. С другой стороны, мне на лекциях не хватает интенсивности, скипидара на подошвах. Но я верю, что самое интересное еще впереди. И в конце курса каждый из нас будет радоваться, что не зря тратил свои выходные дни. И даже если моя тропа минует криминальную журналистику, полученные знания и опыт не помешают однозначно. Жизнь еще успеет подбросить множество сюрпризов, и чем больше козырей в рукавах я буду иметь, тем лучше. Знание - это сила, а сила нужна всем". Самхури Стефани: "Знали ли вы когда-нибудь, как тяжело держать оружие в руках, ведь его масса около килограмма? Знали ли вы, что оружие было создано ТОЛЬКО для убийства? Профессия криминального журналиста - это креативное призвание человека, ищущего реальные ответы на вопросы общественности о действительной ситуации, связанной с борьбой с преступностью. Умение владеть не только пером, иметь не только жажду к правдивому видению, но также умение находить общий язык с представителями правоохранительных органов и лицами с криминальным прошлым (и нередко с криминальным настоящим), с лицами психически неуравновешенными, умение быть в какой-то мере частным детективом и мини-супергероем в нестандартных ситуациях - необходимые качества этой профессии. Различные методики и совокупность базовых и инновационных направлений в этой сфере мы можем почерпнуть только от людей опытных, обладающих основательными теоретическими и практическими знаниями, готовые дружелюбно и безвозмездно поделиться ими с нами, молодыми слушателями "Школы криминальной журналистики". У меня сложилось впечатление, что по окончании Школы я с нескрываемым удовольствием ринусь к перу, в бой с тайнами, и уже действительно на профессиональном уровне и с направленной психологической подготовкой".
|
|
|||||||||||||||
|