+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 44 (1338), 18.11.2016 СКАЖЕМ ИНТЕРНАТАМ: "ДО СВИДАНИЯ!"В интернатах Одесской области воспитываются более 4100 детей. Более 3100 попали туда, поскольку родители не в состоянии их содержать и воспитывать из-за крайней бедности, или же это дети с особыми потребностями. Четверть детей, находящихся в интернатах, являются сиротами или лишенными родительской опеки по решению суда. Всего в регионе 39 интернатов. Среди них: четыре специализированных Дома ребенка и столько же детских домов-интернатов, относящихся к сфере управления Департамента здравоохранения и социальной защиты населения облгосадминистрации. 31 интернат подведомостен Департаменту образования и науки ОГА. 35 интернатов созданы еще во времена Советского Союза и занимают огромные площади - от 1000 до 9000 кв. м. При этом они заполнены на 50-60 %. Но действующая система заинтересована в увеличении количества детей в интернатах; это гарантирует их финансирование и занятость персонала. В 26 таких заведениях изменились названия. Из сиротских они превратились в специальные или общеобразовательные школы-интернаты, но содержание деятельности от этого не изменилось. Развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, тоже не привела к уменьшению количества детей в интернатах, равно как и персонала. Сейчас в интернатах работают 4396 работников. Наибольшую долю составляет административный и обслуживающий персонал (38 %), воспитатели (21 %), учителя школ в структуре интернатов (19 %), средний и младший медицинский персонал - (8 %!). Узкопрофильные специалисты (логопеды, дефектологи, психиатры, неврологи) составляют всего 4 %. Из 18 специальных школ-интернатов для детей с нарушениями психофизического развития в 10 отсутствуют дефектологи, а в 7 - и логопеды. Соответственно, задекларированные формы коррекционной работы с детьми в учреждениях не осуществляются. На содержание интернатов в 2015 году из госбюджета было выделено 276 млн грн. При этом 75 % средств идет на оплату труда персонала, 9 % - на оплату коммунальных услуг и содержание зданий, 13 % - на питание детей и всего 1 % - на приобретение одежды. А вот на лечение приходится всего-навсего 0,4 % бюджетных средств. В среднем стоимость содержания одного ребенка в школах-интернатах составляет 67 тыс. грн в год, а в домах ребенка - 143 тыс. грн. Фактически средства налогоплательщиков идут на содержание стен и оплату персонала, а не на обеспечение потребностей детей. Совсем другая картина по кадровому и финансовому обеспечению поддержки детей и семей по месту их жительства. За редким исключением в территориальных общинах отсутствуют социальные услуги для уязвимых групп детей и семей и узкопрофильные специалисты. В сельских общинах ограничен доступ к универсальным услугам - дошкольного образования, медицинского обслуживания. Функционирующие в отдельных территориях инновационные модели социальных услуг не поддерживаются на государственном уровне и работают исключительно по инициативе неправительственных организаций. Государство не стимулирует развития рынка услуг и привлечения общественных организаций к сфере оказания услуг населению. Катастрофически сокращается и количество специалистов, которые должны оказать помощь детям и семьям. Количество работников служб по делам детей сократилось на 13 % по сравнению с 2014 годом, в социальных службах для детей и семей - на 62 %, а из 600 введенных в 2013 году должностей специалистов по социальной работе в общинах осталось только 115. Что касается инклюзивного образования, то таковой формой обучения охвачено менее 15 % детей от общей потребности. В общинах практически отсутствуют специалисты, которые могли бы помогать родителям в развитии их детей. На одного дефектолога приходится более 665 детей с нарушениями психофизического развития. В общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях работают только девять ассистентов учителей в инклюзивных классах и только один ассистент воспитателя в инклюзивных группах дошкольных учреждений, что составляет менее 1 % от потребности. Специалисты делают вывод, что если не произойдут кардинальные изменения, то количество детей в интернатах будет увеличиваться, как и количество кризисных семей. Соответственно, затраты государства будут постоянно расти, а физическое и моральное положение будущих поколений ухудшаться. Для системного решения проблем в сфере обеспечения прав детей необходимо разработать и принять областную программу деинституциализации, т. е. замены интернатной системы на систему, которая обеспечивает воспитание детей в семье или в условиях, максимально приближенных к семейным. Этот процесс не ограничивается только выведением детей из институций, а предполагает развитие сети превентивных и поддерживающих услуг на уровне общины, ориентированных на удовлетворение потребностей детей и защиту их прав. Принятие такого стратегического и комплексного документа обеспечит системное развитие услуг для детей и семей по месту их проживания и, в долгосрочной перспективе, устранит потребность в направлении детей в институты и поможет каждому ребенку реализовать право на воспитание в семье. Подготовлено по материалам кампании
|
|
|||||||||||||||||
|