+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 25 (921), 11.07.2008 "СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА": ОДЕССКИЙ РАКУРСАкадемик В. Р. Файтельберг-Бланк неутомимо продолжает свое многотомное изложение одесской истории. Очередное сочинение "Одесса в эпоху войн и революций. 1914-1920", вышедшее в издательстве "Оптимум", написано им в соавторстве со столь же неутомимым историком В. А. Савченко. С моей точки зрения, это пока что наиболее удачная книга из всего "одесского сериала" В. Р. Файтельберг-Бланка. Прежде всего потому, что авторы рассказывают о наиболее, пожалуй, легендарном и противоречивом периоде истории нашего города. Мы знаем, что во время Гражданской войны власть в Одессе менялась калейдоскопически (а порою и катастрофически) быстро. Большевиков сменяли войска УНР, австрийцев - французы, белых - красные и т.п. Но в советские времена об этом периоде можно было прочесть разве что у Юрия Смолича в его "клюквенном" бестселлере 1950-х годов "Свiтанок над морем", породившем в свою очередь как оперетту О. Сандлера и Г. Плотника "На рассвете" - "супершлягер" Одесского театра музкомедии середины 1960-х. Стоит ли удивляться, что самыми известными и популярными героями той эпохи у большинства наших граждан были Мишка Япончик, Григорий Котовский да Вера Холодная?! Ведь даже об одесских большевиках того периода писалось крайне скупо, тем более что многие из них были впоследствии репрессированы. По сути, книга В. Р. Файтельберг-Бланка и В. А. Савченко - первое серьезное исследование одесской истории той краткой (всего семь лет), но необыкновенно насыщенной Эпохи, в которую вместились Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, гражданская война. Честно признаться, читать это сочинение нелегко. Обилие новой информации заставляет периодически откладывать книгу в сторону: надо же хоть как-то переварить узнанное. Но зато на многие события, представления о которых складывались либо по советским источникам, либо по легендам, теперь смотришь совершенно по-другому. И, в первую очередь, на два периода, когда в Одессе действовала украинская власть: в конце 1917-го и марте-декабре 1918 гг. Тут в книге что ни страница - то микрооткрытие: Удачным решением авторов является наличие в конце каждой главы кратких сведений о главных героях описанного периода. Тут, правда, нет больших открытий, но зато это - своего рода отправная точка для тех, кто захочет узнать об этих людях более детально. А вообще, конечно же, "Одесса в эпоху войн и революций. 1914-1920" прямо-таки разжигает любопытство. Впрочем, этот период нашей истории настолько насыщен и еще мало исследован, что тем и персонажей хватит не одному десятку исследователей. В. Р. Файтельберг-Бланк и В. А. Савченко выступили пионерами, честь им и хвала. Одно из направлений можно подсказать уже сейчас, тем более что оно как раз наиболее разработано. Речь идет о культурно-образовательных процессах. Парадокс данной эпохи заключается в том, что именно в эти сложнейшие времена творческая жизнь города получает небывалый размах. 1918-1919-й года не имеют аналогов в одесской истории по тому количеству талантов, которые были одновременно сконцентрированы в нашем городе. А юные одесские дарования получают в этот период такой запас впечатлений, что его им хватает на всю оставшуюся жизнь. Самый яркий пример - Валентин Катаев, который до глубокой старости описывал свое одесское детство и юность. К сожалению, в отношении именно этого нашего выдающегося земляка авторы допустили досадную ошибку, спутав его с братом Евгением (см. стр. 303). С моей точки зрения, чрезмерное внимание уделено в книге личности и деяниям Михаила Винницкого (Мишки Япончика): все-таки это фигура в большей степени легендарная. Трудно поверить, что актриса Вера Холодная была советской разведчицей, как прямо написано на стр. 138. Это та же "клюква" Юрия Смолича, только с обратным знаком. Есть в книге и другие места, по поводу которых с авторами можно поспорить. Но в целом неоспоримы важность и значимость появления такого исследования. Александр ГАЛЯС.
|
|
|||||||||||||||
|