+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 23 (819), 16.06.2006 К 150-летию со дня рождения Франца Алексеевича Рубо НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ МАСТЕР ПАНОРАМЫ
Русский живописец-баталист Ф.А. Рубо родился 17 июня 1856 года в Одессе. Учился в Одесской рисовальной школе (с 1865) и в Академии художеств в Мюнхене (с 1877). Жил главным образом в Петербурге, с 1913 года в Германии. Преподавал в Петербургской Академии художеств (1904-1912). Среди его учеников М.Б. Греков, М.И. Авилов, П.И. Котов. Работая в основном в области панорамной живописи, создавал грандиозные по масштабу произведения, отмеченные документальной точностью воспроизведения исторических событий. Таковы панорамы "Штурм аула Ахульго" (1896, не сохранилась), "Оборона Севастополя" (1902-1904), "Бородинская битва" (1911). Писал также станковые картины. Среди множества художественных и исторических памятников панорама "Оборона Севастополя" занимает особое место. По мастерству исполнения, композиции, художественной правдивости и исторической точности изображения она и по сей день остается непревзойдённым произведением панорамного искусства. Примечательна и история ее создания. В начале XX века в ознаменование пятидесятилетия первой героической обороны Севастополя решено было увековечить славную страницу военной истории России созданием панорамы. Работу поручили выдающемуся русскому художнику Францу Алексеевичу Рубо. Художник выехал на место боев. Осмотрев город и ознакомившись с документами и другими материалами, Рубо решил вместо отдельных эпизодов, как предполагалось ранее, отобразить один из напряженных моментов борьбы за важный опорный пункт севастопольской обороны Малахов курган. Проделав огромную подготовительную работу, Ф.А. Рубо уезжает в Мюнхен. Там в специально построенном павильоне он приступил к написанию живописного полотна. Грандиозная картина 115 м длиной и 14 м высотой была написана художником менее чем за два года. Летом 1904 года в Севастополь прибыл железнодорожный состав с необычным грузом. На двух оцепленных вместе платформах находился 14-метровый деревянный вал поперечным сечением около метра с навернутым на него огромным полотном общей площадью 1610 кв. м. В районе знаменитого четвертого бастиона на Историческом бульваре, в специально построенном здании был вывешен живописный холст и установлен предметный план. Помогали Ф.А. Рубо его ученики студенты Академии художеств М.В. Греков и М.И. Авилов, впоследствии известные художники, зачинатели советской батальной живописи. 14 мая 1905 года состоялось торжественное открытие панорамы "Оборона Севастополя", которая сразу же приобрела мировую известность... Ф.А. Рубо был очень принципиальным человеком. Отказался изобразить в панораме Николая 1, и никакие уговоры не помогли... Панорама "Бородинская битва" (как и панорама "Оборона Севастополя") создает для зрителей иллюзию причастности, реальности, присутствия на месте событий. На огромном, живописном полотне художником запечатлен самый напряженный момент сражения 12 часов 30 минут дня 7 сентября 1812 года. Идет вторая яростная атака неприятеля на деревню Семеновскую. Французы захватили Семеновские флеши, смертельно раненного Багратиона увозят с поля боя, а резервные полки гренадеров в высоких киверах и павловцев в остроконечных шлемах бросаются в контратаку со штыками наперевес. На батарее Раевского полковник Монахтин обращается к солдатам с патриотическим призывом. Французы рвутся к батарее, извергающей дым и пламя, но не могут выбить русских. Атаки знаменитых кирасиров Нан-сути разбиваются о стойкость построившихся в каре трех гвардейских полков Литовского, Измайловского и Финляндского. На Шевардинском редуте наблюдает за битвой Наполеон, он встревожен: казаки Платова обошли левый фланг французов и с шашками наголо обрушиваются на французскую конницу. Со своего командного пункта у деревни Горки за ними наблюдает М.И. Кутузов с группой военачальников. Битва длилась 15 часов. Тогда и был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Панорама битвы гармонично сливается с объемными макетами натурального плана горящими избами, разбитыми орудиями, развороченной ядрами землей. Написана панорама к 1912 году к празднованию 100-летия Бородинского сражения. Дошедшие до нас письма Рубо свидетельствуют о его высокой требовательности к себе, исключительной добросовестности по отношению к историческому материалу и большой художественной взыскательности. Почти два года вдвое больше, чем само написание панорамы, заняла у художника подготовительная работа: знакомство с полем сражения, изучение материалов, чтение литературы о войне 1812 года, этюды, эскизы. Он перечитывал "Войну и мир" Л.Н. Толстого, без конца переписывался с консультантами, уточняя детали, советуясь. К работе над живописным полотном художник привлек помощников, так как написать картину размером более 1500 квадратных метров менее чем за год одному мастеру, даже такому, как Рубо, невозможно. Однако сам художник-баталист и не писал всю панораму, но во всем чувствуется его манера писать широко, свободно. В свое время Ф.А. Рубо создал также и предметный план к панораме, без которого ее восприятие было бы гораздо слабее. К сожалению, он не сохранился. Весь предметный план в наши дни создавался заново с расчетом, чтобы он не притягивал зрителя, не переключал его внимания с основного живописного полотна. Также вновь был выполнен предметный план панорамы "Обороны Севастополя", на время войны вывезенной из города. Оба музея пользуются огромной популярностью. Это связано не только со значительностью исторических событий, которым посвящены панорамы, но и с их высокими художественными достоинствами. Много людей хотят увидеть их, и каждая новая встреча с панорамами в Севастополе и Москве это праздник, прославляющий бессмертный подвиг русского народа... Франц Алексеевич умер в Мюнхене забытым, больным, затерявшимся среди шквала событий. Феликс КАМЕНЕЦКИЙ. На фото.: панорама "Оборона Севастополя".
|
|
|||||||||||||||
|