+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 21 (766), 03.06.2005 Валерий ДАНИЛИН:"НА НАЛОГОВОМ ПОЛЕ ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ"
Недавно приказом Председателя Государственной налоговой администрации Украины председателем ГНА в Одесской области назначен Валерий Данилин. Валерий Иванович Данилин родился в 1948 году в Одессе. В 1973 году закончил Одесский институт инженеров морского флота, инженер-экономист. С 1995 по 2003 год работал на должности начальника Управления Государственного казначейства в нашем регионе. Валерий Иванович, вы финансист со стажем. Интересно узнать ваше мнение о Государственном бюджете страны на 2005 год. Это аксиома: бюджет, финансовая Конституция государства, влияет на все сферы развития экономики , на судьбы наших сограждан. И, пожалуй, самое главное, его наполнение ежедневная забота налоговиков. Однозначно, что бюджет этого года дает возможность сделать существенный шаг по преодолению позорной проблемы бедности, болезненной для Украины. Верно и то, что он создает условия для повышения заработной платы, пенсий, помощи детям, многодетным семьям, ветеранам. В то же время социальный, как его называют специалисты, бюджет вызывает у сотрудников нашего ведомства простое и понятное желание мобилизовать весь свой профессионализм. Правительство повысило пенсии и зарплаты и пообещало, что летом сделает это еще раз. Планка доходной части бюджета поднята с 86 до 108, 5 миллиардов, расходы также увеличены до 115 миллиардов, дефицит сокращен на 2 миллиарда... Я прекрасно понимаю, что нам, налоговикам, придется кропотливо и последовательно работать. Хочу акцентировать внимание на таком моменте времени на раскачку и раздумывая не отведено. Абсолютно ясно одно многие вопросы необходимо решать сходу. C учетом накопившегося негатива, с пониманием того, что в Украине огромный объем теневой экономики, что коррупция не искоренена создает ситуацию, когда весь народ пока не ощущает улучшения своей жизни и благосостояние. Ни много, ни мало. По самым скромным подсчетам, как минимум 40 миллиардов гривен находятся вне границ бюджета и не влияют на решение наболевших проблем государства. Плюс к этому коррупция, контрабанда, огромные злоупотребления в свободных экономических зонах. Бюджет, о котором мы говорим, должен задействовать, по расчетам аналитиков, 8-9 миллиардов гривен уже при первых шагах детенизации нашей экономики. Для Одесского региона, как и для всей Украины, проблемным вопросом остается значительное количество убыточных предприятий. Необходимо заметить, что несмотря на объективные причины, большинство "убыточников" создают себя сами, причем искусственно. Ряд недобросовестных налогоплательщиков, используя разнообразные схемы минимизации налоговых платежей, фактически работают в тени, не желая платить налоги, которые могли бы направляться на решение социальных программ. Более того, многие крупные коммерческие предприятия декларируют убытки на протяжении нескольких лет. Однако, вопреки здравому смыслу, волны банкротства не наблюдается. Проблеме создания искусственной убыточности предприятий нужно уделить усиленное внимание. Необходимо наладить постоянный мониторинг деятельности субъектов предпринимательской деятельности, чьи налоговые нагрузки, в зависимости от сферы их деятельности, не отвечают валовым доходам. Таких субъектов нужно рассматривать не отдельно, а в совокупности с другими контрагентами, связанными между собой технологическими, финансовыми, товарными, корпоративными связями. "Расшифровка" такой системы поможет определиться с объектами, на счета которых направляются доходы от деятельности псевдоубыточных предприятий. Нами просчитываются и выясняются детали схем минимизации налоговых обязательств. Для увеличения налоговых поступлений и расширения базы налогообложения очень важен учет новых субъектов налогообложения, вывод их из "тени". В то же время продолжается процесс укрепления партнерских отношений с действующими, прежде всего, бюджетообразующими предприятиями региона. Но для нарушителей налогового законодательства настала беспокойная жизнь. Ликвидируя позорные явления, тормозящие развитие экономики, рыночные отношения, мешающие созданию гражданского общества, мы должны разобраться с дебиторско-кредиторской задолженностью, необоснованными задержками, невыплатами заработной платы. Своевременное взыскание соответственно действующему законодательству всех видов налогов в бюджеты всех уровней должно стать правилом. Не первый год идут дискуссии о четких правилах игры в нашем предпринимательстве... Здесь есть над чем работать. И, в первую очередь, над тем, чтобы власть была на четком расстоянии от бизнеса. Правительство создает прозрачные условия равноправной конкуренции. Лозунг о верховенстве закона становится повседневной нормой. Не говорю, что это произойдет уже завтра, но добиться такого положения нам по силам. В свою очередь конкурентоспособность бизнесмена, его место на рынке должно определяться не доступом к кабинету высокого чиновника, а, в первую очередь, уровнем менеджмента, маркетинга, уважением законов, в том числе и в вопросах налогообложения. Здесь необходимо мощно поработать. И есть над чем! 55 процентов ВВП страны находилось в тени. Сорок пять тысяч предприятий-льготчиков насчитывалось недавно в стране. Они имели 58 тысяч льгот! Кумовство в экономике, родственники, близкие, целая очередь жаждущих поглубже забраться в карман государства, так называемые "крышеватели"... Заслон контрабанде, коррупции, теневой экономике одна из первоочередных прерогатив всех структур власти. И, конечно же, налоговой службы. Но при всех реформах не должны ухудшаться условия тех, кто работает прозрачно. Здесь налоговым органам нужно быть внимательными, проявлять особую проницательность! Стабильное развитие, необратимый подъем благосостояния граждан Украины наступит только тогда, когда будет работать экономика, будут создаваться рабочие места, возрастет конкурентоспособность наших предприятий. Отсюда вывод: государственный бюджет становится частью стратегии развития экономики, частью реализации экономических приоритетов. Важно и то, что огромное количество новаций и изменений должны иметь четкий прогноз последствий. Кстати, о многих изменениях, подходах к работе налоговиков Президент Украины сказал на форуме с участием предпринимателей "Власть и бизнес: шаги навстречу". В свою очередь, ГНАУ разработала программу "Десять шагов Государственной налоговой администрации Украины навстречу бизнесу". Действительно, десять пунктов этой программы содержат самые актуальные для ГНС проблемы. И первый пункт звучит так: "мы начинаем бескомпромиссную борьбу с коррупцией в налоговых органах". В структуре налоговых администраций в областях действуют, и не безуспешно, управления налоговой милиции по организации взаимодействия. Подразделение было основано после реорганизации отделов по борьбе с коррупцией в органах налоговой службы, комплектации квалифицированными специалистами, оснащены современной техникой. Понятно, что эта служба ведет постоянный мониторинг характерных правонарушений со стороны сотрудников ГНС. Расскажите, пожалуйства,о них поподробнее. Анализ показывает, что раньше при осуществлении налоговиками контроля за уплатой налогов субъектами предпринимательской деятельности превалировали уменьшение сумм доначислений в бюджет во время проведения документальных проверок и составления соответствующих актов, в том числе связанных с ликвидацией предприятия, возвратом НДС, непривлеченим должностных лиц предприятий к административной ответственности за допущенные нарушения налогового законодательства Украины, выдачей недостоверных справок с целью содействия предпринимательской деятельности отдельных лиц, нарушением при выдаче патентов, лицензий. Могу добавить, что в последнее время количество правонарушений среди налоговиков резко убывает. Сейчас, очищая свои ряды, мы проводим мероприятия с целью увеличения поступлений в бюджеты всех уровней, расширения базы налогообложения и вывода средств из теневого оборота, ведем последовательную борьбу с незаконным оборотом товаров, в частности, подакцизных. Было много разговоров о судьбе нашего бизнесмена-товаропроизводителя, а она не улучшалась, а наоборот, усложнилась, и, как это не горько констатировать, главным образом не в организации или технологии производства, а в реализации намеченных замыслов! Становление этой самой массовой категории субъектов предпринимательства можно без преувеличения назвать тернистым. Законодательная база совершенствовалась медленно, об упрощении процедуры организации собственного дела предпринимателям оставалось только мечтать. Не следует забывать, что налогообложение в этой сфере должно стать более либеральным и стимулирующим. И как можно скорее. Нашему предпринимателю для реализации своей идеи от ее зарождения и до начала производства продукции нужно собрать, ни мало ни много, а почти триста виз и разрешений. Во всяком случае, так было. За каждую подпись у нас было заведено благодарить. Итак, чтобы стать успешным предпринимателем, нужно было долго и щедро "стелить" дорогу к чиновничьим душам. Возникали почти анекдотические ситуации, которые, тут не до смеха, веревочными путами легли на украинских бизнесменов... Действительно, в свое время появился президентский указ об устранении ограничений, которые сдерживали развитие предпринимательской деятельности. Казалось бы, следовало бы организовать эти устранения ограничений, но министры были в состоянии лишь издать постановление, увеличивающее мытарства того же "субъекта предпринимательской деятельности", загнав его в замкнутый круг бесконечных (и не безвозмездных) экспертиз. А между тем, на примере нашей области можно убедиться, что государство просто обязано создать надлежащие условия своим гражданам для развития малого и среднего бизнеса. Состоянием на 1 января 2005 года в области зарегистрировано 110 тысяч субъектов предпринимательской деятельности физических лиц. То есть, каждый пятый трудоспособный житель Одесщины имеет отношение к предпринимательской деятельности. Свыше 37,6 тысяч граждан работают у предпринимателей по договору найма. По данным нашего управления налогообложения физических лиц, третья часть зарегистрированных предпринимателей области успешно адаптировалась на рынках области. А их свыше двухсот. Каждый четвертый бизнесмен ведет свое дело на промтоварном рынке "7-й километр". За последние два года предпринимателей в области увеличилось на 61 %. Статистика прошлого года свидетельствует: их количество выросло на 12,2 тысячи. Налоговые поступления от граждан-предпринимателей в бюджеты всех уровней за минувший год составили, ни много ни мало, 62 миллиона гривен. Из заработной платы наемных работников частного предпринимательства в местные бюджеты области поступило 3,3 миллиона гривен налога с доходов физических лиц. К сожалению, приходится констатировать, что сотни предпринимателей работают на рынках, так сказать, инкогнито, без официальной регистрации . А значит, в теневом секторе экономики. Так, в ходе только одной отработки промтоварного рынка "7-й километр", у СПД, которые занимались торговлей без государственной регистрации, без патента, было изъято товарно-материальных ценностей на сумму около 400 тысяч гривен. Привлекать подпольщиков к налогообложению важная составная наполнения бюджета. Но в этом вопросе важно не рубить с плеча, а использовать метод экономической "микрохирургии". Новое правительство провозгласило курс на всестороннюю поддержку малого и среднего бизнеса, который, например, в США, обеспечивает свыше 70 % внутреннего валового продукта, а у нас этот показатель до сих пор никак не дотягивает и до 10 %. Факты общеизвестные. Частный предприниматель старается максимально использовать для развития своего дела каждый час времени и каждую копейку средств. Кроме того, ему необходим простор. Именно поэтому ныне в Украине настало время решительно ограничить количество разрешающих и запрещающих структур, часто работающих на себя и, в конце концов, вредных для общества. А проблема дублирующих друг друга контролирующих органов? Глава нашего государства говорит о том, что Украина готова пересмотреть все процессы, не отвечающие требованиям открытой экономики в бюджетной, фискальной и монетарной сферах, и ввести необходимые программы, которые обеспечат равные условия конкуренции. Будет ослаблен таможенный пресс. Нелегальный импорт товаров, на которые уменьшены ставки ввозной таможенной пошлины, перейдет в легальные потоки, возрастут объемы импорта, а компенсация потерь государственного бюджета в случае уменьшения уровня ставок ввозной таможенной пошлины произойдет вследствие расширения базы налогообложения за счет НДС. "Мы за налоговую демократию для добросовестных налогоплательщиков и перераспределение налогового пресса в пользу малого и среднего бизнеса, за упрощение системы налогообложения", так говорит наш Президент. Сейчас много разговоров о европейской интеграции... В этой связи могу сказать, что и налоговое право, и предпринимательство находятся в так называемых приоритетных сферах адаптации. Каждый проект закона или подзаконного акта проходит экспертизу на адекватность законодательству Евросоюза, требованиям Всемирной организации торговли. С учетом опыта вступления в ВТО других стран, в соответствие с нормами этой организации в первую очередь должно быть приведено налоговое и таможенное законодательство. В структуре Государственной налоговой администрации создано специальное подразделение отдел адаптации нормативно-правовых актов Украины к законодательству ЕС и сотрудничества с ВТО. Все деловые люди и, а они в первую очередь находятся в ожидании принятия Налогового кодекса Украины. В нем, кстати, сосредоточены все основные усилия по реформированию налогового законодательства. Ряд положений проекта этого кодекса направлены на обеспечение одинаковых условий налогообложения для всех плательщиков налогов, как украинских, так и зарубежных. Вместе с ликвидацией ряда налоговых льгот это создаст единое правовое поле деятельности, где равноправными партнерами будут выступать как отечественные, так и зарубежные предприниматели. Представляя нового руководителя ГНА Украины Александра Киреева, Президент Виктор Ющенко для примера вспомнил любимую поговорку французских налогоплательщиков: "Вначале я люблю фининспектора, а потом свою жену". А Председатель ГНАУ, кстати, заметил, что во всем мире название налоговой администрации переводится как "налоговое обслуживание". У нас же чаще всего люди продолжают считать налоговиков такими себе неумолимыми и бездушными роботами, запрограммированными "отобрать во что бы то ни стало". Чем скорее рассеется опасное заблуждение, чем лучшее сложатся взаимоотношения обеих заинтересованных сторон, налоговиков и плательщиков, тем полнее будут выполнены требования закона. Для этого мы действительно улучшаем стиль работы, идем навстречу налогоплательщикам, проводим широкую профилактику правовой безграмотности в области налогообложения. Наша служба постоянно информирует людей об изменениях в налоговом законодательстве, всегда помогает разобраться в любых сложных ситуациях, которые нередко возникают не только у начинающих в сфере бизнеса. Нормой становятся открытые отношения между ГНС и плательщиками. Есть и вторая сторона медали: налоговик будет восприниматься более доброжелательно, когда граждане свидят, что налоги напрямую увязаны с ростом благосостояния. А оно должно превышать рост цен и инфляции. Я бы сказал так каждый процент валового внутреннего продукта должен восприниматься обществом как уверенность в своем будущем. Это наш главный критерий. По большому счету, наших сограждан не интересуют рапорты, ведь люди дают оценку власти, налоговой службе по росту экономики, ее влиянию на создание новых рабочих мест, на повышение реальных зарплат, пенсий, на возможность более комфортных условий воспитания детей. Об этом должен помнить каждый налоговик, наполняя бюджет. Беседовал Юлий ШАРАБАРОВ.
|
|
|||||||||||||||
|