+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 20 (765), 27.05.2005 ИОСИФ ВИНСКИЙ:"ЛЮБАЯ РЕВИЗИЯ ПОЛИТРЕФОРМЫ ОТ ЛУКАВОГО!"
Судьба политической реформы, похоже, может стать для кого-то камнем преткновения во время грядущих парламентских выборов, а для кого-то, не исключено, и "коньком", на котором можно попытаться обскакать соперников по избирательной гонке. О невянущей актуальности и остроте темы свидетельствует хотя бы тот факт, что именно обещанная Виктором Ющенко поддержка идеи реформирования системы власти в Украине сделала Социалистическую партию союзницей коалиции "Сила народа" на прошлых президентских выборах. Сейчас, когда союзники стали властью, как известно, значительная часть первых политиков, в частности, с блоков "Наша Украина" и БЮТ, выражают сомнение относительно целесообразности обещанной политреформы. Такие мысли уже озвучили и премьер-министр Юлия Тимошенко, и госсекретарь Украины Александр Зинченко. Какая же судьба ждет политреформу, и как она отразится на дальнейшем политическом бытии в Украине? Это стало темой разговора корреспондента "Молодi Украïни" с одним излидеров Соцпартии, народным депутатом Иосифом Винским, который уже несколько лет подряд с достойными удивления и даже уважения последовательностью, волей и, так сказать, политическим упорством отстаивает идею реформирования властной системы. Итак, Иосиф Викентьевич, означают ли упомянутые заявления ваших нынешних союзников, "родство" с которыми освящено "оранжевым" Майданом, что коалиция "Сила народа" уже распадается? Во-первых, ни с одним из тех политиков, которые озвучивали заявления о нецелесообразности политреформы, у нас нет никаких договоренностей. Мы не договаривались персонально ни с Юлией Тимошенко, ни с Александром Зинченко. В данном случае они выступают как самостоятельные политики, и я не знаю, согласованы ли их действия с Виктором Ющенко. Я знаю одно у нас есть соглашение с Виктором Андреевичем Ющенко, где четко записано, что он будет поддерживать законопроекты 41-80 и 32-07/1, где указано, когда они должны быть введены в действие. И на недавнем всеукраинском собрании представителей местных органов самоуправления Президент в своем выступлении подтвердил, что его позиция относительно политической реформы остается неизменной, и подчеркнул, что эта реформа будет введена со следующего года. Ну что же, подождем до 1 января. Так вот, в данном случае я не могу рассматривать позицию отдельных лиц как таковую, что может заблокировать политическую реформу. Но те политики, которые, возможно, хотят это сделать, должны понимать, что тем самым они вступают в жесткий конфликт с Социалистической партией Украины. Ведь для нас политическая реформа является принципиальной позицией. И такая конфронтация может иметь серьезные последствия. Политики должны очень серьезно подумать над этим. Могут ли быть какие-то компромиссы по политреформе? Ведь о реформе хоть и говорят много, но мало кто знает содержание всех ее пунктов/ Считаю, что любой пересмотр или "ревизия" политреформы это, как говорится, от лукавого. Есть же механизм принятия изменений Конституции. Тех изменений, которые предлагаются, мы добивались шесть лет. Возможно, новые изменения будут еще через шесть лет. То есть, все разговоры о том, что, мол, какие-то пункты кому-то не по душе и так далее, это только разговоры. Изменения в Конституцию это единственный целостный документ, за который проголосовала Верховная Рада. И он уже есть. Только введен будет с 1 января. То есть в этих принятых документах нельзя изменить ни буквы, ни запятой? Нет механизма, чтобы сейчас изменить. Итак закон 41-80 уже принят Верховной Радой. И он не подлежит изменению. Любые попытки изменений невозможны, поскольку это значит вновь начинать весь процесс изменений в Конституции. Правда, законопроект 32-07/1 сейчас в процессе принятия решения, и там могут быть какие-то вариации. Но я пока не вижу ни политической силы, которая не соглашается, по крайней мере, публично, с тем подходом, который зафиксирован в этом проекте. Поэтому, на мой взгляд, никаких оснований сомневаться ни в букве, ни в запятой сегодня нет. Но если кто-то хочет и дальше развивать политреформу, то мы также за то, чтобы политическая реформа, идущая по пути изменений Конституции, продолжалась. Но это должен быть уже новый этап политического реформирования, а не откат обратно. Если самые высокие чиновники поставили себе цель избежать политреформы, а, к тому же, исполнительная власть всегда должна иметь мощные инструменты влияния на решение принципиальных вопросов, то есть ли шансы у вас, давних приверженцев такой реформы, добиться ее более быстрого осуществления? Уверены ли вы? Или сомнения все же закрадываются? У нас нет никаких сомнений. На наш взгляд, реформа уже состоялась. Ведь за нее проголосовали больше четырехсот депутатов. На этом тема закрыта. Если кто-то из чиновников хочет и в дальнейшем работать в условиях "украинского царя", хорошего или плохого, если кто-то бы хотел продолжить "азиатизацию" в Украине, а не внедрить европейские принципы управления государством, которые основаны на распределении и балансе власти, то это их личные проблемы. Насколько может быть легитимным и эффективным средством решить проблему политреформы общенародный референдум, провести который предлагает, в частности, госсекретарь Александр Зинченко? Действующая Конституция Украины не предусматривает процедуры внесения изменений в нее через механизм референдума. Вспомним, к тому же, "кучмовский" референдум. Мы знаем, как он проводился и каковы последствия того референдума Верховная Рада попросту отказалась рассматривать то, что было протянуто через референдум. Такая же судьба будет и у нового референдума, если каким-то чудесным образом состоится. И все-таки, почему, по-вашему, в новой власти есть немало политиков, которым не по душе политреформа? А может, у них есть рациональное зерно сомнения относительно "замены лошадей на переправе"? Кому выгодна сегодняшняя система власти? Давайте спросим. Даже Кучма в конце своего президентства открещивался от этой системы. Поскольку понял, что это не его власть лично, а власть его окружения чиновников. И заметьте, что сегодня интерпретаторами, инициаторами сохранения такой власти выступают именно чиновники. В этом главная проблема. Власть, которая сосредоточена в одних руках, настолько масштабна, что эти руки, даже если не будут ни спать, ни есть, не смогут эту власть осуществлять в полном объеме. При этом возникает необходимость передоверия каких-то полномочий... чиновнику. Помощнику своему, руководителю аппарата и т.д. Это означает, что государством будут руководить не те люди, которых избрал народ, а просто чиновники, которые должны обслуживать Президента и других руководителей государства. И это самое страшное. Это коррупция, взятки, злоупотребления. Разве такой власти мы хотим? Недавно прошло 100 дней президентства Виктора Ющенко. Чем отличается стиль работы нового Президента? Мне нравится все, что к этому дню публично сказал Виктор Ющенко. Я не вижу "отката" ни от единого слова, сказанного им во время президентских выборов. Даже в таком сложном для него вопросе, как выведение войск из Ирака, есть решение о том, что до конца года войска будут выведены. Есть четкая последовательность в позиции Президента. К большому сожалению, проблемы возникают на уровне исполнителей, реализующих стратегию. Я имею в виду и заявления некоторых представителей власти относительно политической реформы. А это свидетельствует, что в команде Виктора Ющенко есть определенное "раздвоение" позиций. Имею в виду и ситуацию с ценами на продовольственном рынке, ситуацию на таможне, а также "игру" на курсе доллара. Это вызывает обеспокоенность, это говорит о том, что не все в порядке в исполнении курса Президента. Думаю, что сегодня самое слабое место во внутренней политике работа с кадрами. Скажу откровенно, меня это очень беспокоит. И, очевидно, Президент должен адекватно и четко оценить ту ситуацию, которая сложилась с кадрами, ведь по действующей Конституции это его прямая прерогатива. Мы обязательно еще раз обратимся к главе государства по этому поводу. Это при том, что я абсолютно поддерживаю то, что отправлены в отставку председатели областных и районных администраций, их заместители, идет полное обновления кадровой верхушки. Но в ряде территорий, к сожалению, видим, мягко говоря, не очень удачный выбор замены чиновников. Вызывает озабоченность, что во многих регионах не произошло отделение бизнеса от власти. А это, рано или поздно, может подорвать доверие людей к власти, в том числе и к Президенту. Мы в качестве партнеров обеспокоены этим, должны говорить об этом откровенно. Помнится, что при формировании правительства, ключевые кадровые вопросы согласовывались коллегиально. Сейчас об этом почему-то не слышно. Может, такая практика не оправдала себя? Действительно, был этап, когда попытались коллегиально обсуждать ключевые вопросы кадровых назначений. Было тяжело, даже иногда возникали конфликты, но был результат. По крайней мере, относительно должностей в Кабинете Министров и губернаторов. Мы увидели, что был нормальный путь, когда идут консультации, борьба мыслей, а в итоге рождается некий консенсус. К сожалению, на этом такая консультативная деятельность прекратилась. Мы обратились к Виктору Ющенко с предложением создать такой совет при Президенте, который мог бы утрясать оставшиеся глобальные вопросы, в том числе и кадровые. К сожалению, Президент не пошел нам навстречу, и принятие решений относительно кадров сместилось до уровня Президента и людей из его ближайшего окружения. На мой взгляд, это не является нормальным и правильным. Ведь теперь кадровый вопрос монополизирован тремя-четырьмя людьми. Между тем, не учитывается позиция политических сил, за которыми стоит большое количество избирателей, политические партии, которые совместно завоевали новую власть в государстве. Этот механизм несовершенен. А консультативный совет при Президенте мог обезопасить его от кадровых ошибок. Похоже, что все маневры на политическом поле сейчас происходят с прицелом на грядущие парламентские выборы. До них еще целый год. А партии и блоки уже маневрируют. Вы, социалисты, например, уже заявили, что на выборы пойдете сами. Вы настолько уверенно чувствуете себя, что не нуждаетесь в союзниках? Мы абсолютно уверенно чувствуем себя. Во-первых, видим очень высокий уровень доверия в обществе к нашему лидеру. По социологическим данным, сегодня около 50 процентов людей доверяют Морозу. Социалистическая партия организационно хорошо структурирована. Мы, к сожалению, сейчас не видим идеологических партнеров, равных нам по возможностям. Поэтому считаем, что НС "Наша Украина" выстраивает правоцентристский блок. Мы, социалисты, понятно, должны выстраивать левоцентристский блок. Поскольку наша принципиальная стратегическая цель построение шведской модели социализма с украинской спецификой. И на этом поле у нас нет сегодня партнеров на серьезном уровне. Иначе мы пошли бы другим путем. Мы сказали, что идем на выборы самостоятельно, но предлагаем тем людям, которые разделяют европейские социалистические ценности, присоединяться к нам путем роспуска своих партий. Мы уже имеем две таких соглашения с партией "Свiча" и с партией "Общественный контроль", которые самораспускаются и присоединяются к нам. Думаю, что этот процесс будет продолжаться, и мы до выборов будем иметь численность где-то более 200 тысяч членов Соцпартии. Надеемся, что такая мощная партия будет иметь большую поддержку по всей территории Украины. Фракция Соцпартии в парламенте в последнее время пополнилась значительным "десантом" депутатов-"перебежчиков" из бывших провластных фракций. Не компрометируют ли такие люди вашу фракцию и в полной ли мере вы доверяете им? К нам во фракцию не пришел ни один человек, который себя чем-то скомпрометировал. По крайней мере, я этого не знаю. Да, к нам идут мажоритарщики. Это люди, которые вынуждены были под давлением Кучмы и его окружения "лечь" в так называемое "большинство". Ни одному из них мы не предлагаем ни должности, ни денег, ни преференций каких-то на будущие выборы. Мы говорим, что мы открыты. Так что все, кто разделяет наши убеждения, могут прийти к нам, и мы готовы их принять. До осени, а значит, до начала избирательной кампании, еще далеко. А вот в Центре имени Александра Разумкова уже, кажется, и цыплят посчитали. По оценкам специалистов этого центра, в ВР гарантированно пройдут пять политических сил "Наша Украина", Партия регионов, "Батьк_вщина", коммунисты и социалисты. Среди них социалистам прочат самую низкую поддержку электората только 4,8 процента голосов. На какой процент доверия избирателей, по вашим собственным оценкам, рассчитывает СПУ? Эта арифметика относительна. До выборов еще год. Это во- первых. А во-вторых, все эти политические партии являются партиями так называемого "личностного" типа, кроме, разве что, коммунистов и социалистов. Остальные же чего-то стоят только благодаря своим лидерам. Представьте эти политические структуры без их лидеров. Они сразу рассыпятся. Поэтому нас не беспокоит, какие цифры дает центр Разумкова. Мы имеем четкую цель на парламентских выборах: 15 процентов голосов и мощную фракцию в парламенте. И мы эту задачу реализуем. Беседовал Анатолий ЗУБКОВ. По материалам газеты "Молодь Украïни".
|
|
||||||||||||||
|