Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Образование
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

Rambler's Top100

Номер 20 (1265), 5.06.2015

НЕПАЛ ТЕПЕРЬ МЕНЯ ХРАНИТ

(Продолжение. Начало в № 19.)

Грандиозное землетрясение на территории Непала, произошедшее в конце апреля - начале мая, несколько недель было главной темой мировых СМИ. Трагедия, унесшая жизни более восьми тысяч людей, затронула и Украину. Несколько десятков наших сограждан оказались фактически в плену стихии. Среди них - известная одесская журналистка Ирина Долматова, чьи статьи многократно публиковались в нашей газете. В этом номере мы продолжаем публикацию ее очерка о том, что довелось видеть и пережить в эти дни.

Обед во время землетрясения

Дорога в Читван пролегает по горному серпантину. С одной стороны - скалы, с другой - пропасть, река внизу и опять горы. Движение очень оживленное, по дороге движется огромное количество автобусов и грузовых машин. Расстояние в 180 км туристический автобус преодолел за шесть часов. На следующий день на транспорт, движущийся по этой дороге, будут падать оторвавшиеся куски скалы.

Отель, который я тщательно выбирала через интернет, напоминает небольшой ботанический сад. Я разместилась на первом этаже двухэтажного коттеджа на четыре номера. Вечером - культурная программа. В помещении, напоминающем сельский клуб в худшем его варианте, выступал местный танцевальный ансамбль. Представители народности тхару исполняли национальные танцы. В этой местности чувствуется атмосфера тропиков: воздух наполнен запахами растений, голоса птиц не смолкают ни днем, ни ночью. А еще у меня в комнате по стенам ползали симпатичные геккончики - маленькие ящерки. Я даже не знала, что они умеют очень громко кричать. Сначала их крики пугали и раздражали, но после землетрясения они очень радовали - давали возможность почувствовать, что рядом есть живое существо.

На следующее утро предстояла поездка по джунглям на слонах. Основная цель - найти носорога и полюбоваться им. У слона на спине крепится квадратное сиденье для туристов, где умещаются четыре человека. На шее животного сидит его хозяин. Со мной на слоне сидели китайцы - двое мужчин и девушка, которая дико визжала, когда чувствовала на себе паутину. А когда она заметила на себе паучка, то случилась истерика - китаянка плакала и кричала! Слон двигался по дебрям, совершенно не заботясь о том, что его седоки царапали ноги о кусты.

Во время полуторачасовой прогулки мы увидели множество оленей, кабанов, разнообразных птиц и таки нашли носорога, который лежал в луже воды и особо не отреагировал на появление зрителей.

Время от времени из леса доносились громкие крики слонов, а в какой-то момент закричали сразу несколько животных. Стало тревожно. Когда сафари подходило к концу, слон, на котором сидели я и семья китайцев, встал посреди болотца, стал кричать и прижиматься к находившемуся рядом собрату, а потом начал раскачиваться. Это был ну очень неприятный момент. Казалось, что слон хочет скинуть нас в болото. Хотя конструкция сиденья этого не позволила бы, но упасть в болото вместе со слоном - перспектива малоприятная. Хозяин, тоже явно встревоженный, достал металлический крюк и стал им колоть своего четвероногого подопечного, который вскоре успокоился. До землетрясения оставалось пару часов, и, возможно, животные чувствовали приближение опасности...

Между походом на слонах и сафари на джипах у меня было немного времени, и я решила пообедать в ресторане отеля. Принесли кофе, я села на открытой веранде. И вдруг все начало дрожать - сильнее и сильнее. Рядом за столиком сидели два китайца, мы выскочили с веранды на зеленую полянку. Земля под ногами пульсировала, создавалось ощущение, что я стою на надувном матрасе. Здание дрожит, посуда внутри звенит и бьется, высоченные пальмы трясутся. У китайцев эта ситуация почему-то вызвала смех. Они прыгали по дрожащей земле, показывали вокруг пальцами и смеялись. (Странные они, эти китайцы: от вида паучка плачут, во время землетрясения смеются). Я уже поняла, что это землетрясение, но присутствовало ощущение какой-то нереальности. Почему это должно было произойти именно сейчас, когда я здесь, за тысячи километров от дома?! Я стала задавать китайцам, наверное, самый дурацкий в этой ситуации вопрос: "Это обычное явление для этих мест?", - надеясь услышать что-то типа: "Ну, конечно, так часто бывает, не волнуйся, потрясет и перестанет". Но ничего утешительного они не сказали. Когда все успокоилось, китайцы поднялись на веранду ресторана, стали показывать пальцем на мой кофе, смеяться и фотографировать: половина напитка выплеснулась в блюдце. Молодое деревце, растущее на полянке, наклонилось под углом 45 градусов, возле него в земле образовалась трещина.

Испуганные работники ресторана приготовили мне обед, я быстро поела: возле входа в отель ждал джип. Только мы сели в машину, водитель крикнул: "Выходи!", и мы выскочили. Очередной толчок сотрясал землю. Потом мы сели в машину. Когда приехали к месту над рекой, откуда начинается маршрут, гид показал на какую-то металлическую конструкцию, она качалась - вновь последовали толчки. На некоторое время исчезла телефонная связь, и когда она появилась, я дозвонилась домой, сказала, что здесь вроде было землетрясение, но со мной все в порядке. Масштабов бедствия мы еще не знали и спокойно поехали в джунгли в поисках носорогов. Время от времени я с тревогой смотрела на верхушки деревьев, но они были спокойны.

Вечером я почитала новости и стала понимать весь ужас произошедшего. Хотя сведения были на тот момент отрывочными, о масштабах разрушений и количестве погибших точных данных не было. Толчки постоянно ощущались, в момент колебания земли из поселка доносились крики. Спать в каменном здании было страшно. Я сказала, что хочу перебраться в деревянный домик, и меня туда сразу же переселили. Персонал ресторана стаскивал из номеров матрасы, собираясь провести ночь на открытой террасе. Спать я легла в одежде, рядом с кроватью положила рюкзак с документами и деньгами. Ночью пару раз выскакивала из домика - ощущались толчки.

На следующий день, когда я пила кофе на той же веранде ресторана, опять все задрожало, раздались крики, люди выскочили из помещений. Больше я с той стороны террасы ресторана не садилась, потому что сформировалась некая психологическая зависимость: я сажусь пить кофе на террасе, и начинается землетрясение.

Я осталась единственной гостьей отеля. Приехал управляющий с женой, которая тоже очень боялась землетрясения. Вечером мы ужинали в беседке под навесом, опасаясь сидеть в ресторане. Вдруг женщина вскочила - ей показалось, что опять толчки. Но я сказала, что сейчас все нормально, я чувствую малейшие колебания земли. Хотя психологическое напряжение было очень сильным, землетрясение было уже у нас в головах, постоянно казалось, что качает.

Более или менее спокойно я чувствовала себя, гуляя по деревне: во-первых, внимание отвлекалось на магазинчики, на слонов, идущих по улице, на буйволов, козочек, кур... Во-вторых, улицы здесь широкие, а постройки, в основном, одноэтажные.

На следующее утро я отправилась на водную прогулку на каноэ. В лодку, выдолбленную из цельного дерева, сели около десятка человек - туристы и гиды. Управляется лодка с помощью шеста. Речка неглубокая, вода в ней прозрачная и теплая. Ощущение во время этой прогулки удивительное: безмятежная тишина, щебет птиц, с одной стороны нависающие над берегом деревья джунглей. Время от времени гид показывал на крокодилов, которые грелись на утреннем солнышке. Здесь живут два вида крокодилов. Одни - вполне для нас привычные, а другие - с тонкой длинной пастью, которую, собственно, и пастью назвать сложно, она скорее похожа на клюв. Эти животные питаются рыбой.

Потом мы причалили к берегу и пошли по лесу. Проводник показывал различные следы, убеждая, что совсем недавно здесь проходили носорог, тигр, кабан... Встреча с этими представителями фауны во время пешей прогулки в мои планы не входила. В отеле я спрашивала, могу ли пойти в джунгли пешком. Гид сказал, что, в принципе, можно, если я умею быстро бегать и хорошо лазить по деревьям. Носороги спокойно относятся к людям, которые разъезжают по лесу на слонах или джипах, но очень агрессивны к пешеходам. Когда гид сказал, что он потерял четырех своих знакомых, не успевших убежать от носорога, я решила, что мне вполне хватит впечатлений от землетрясения.

К счастью, никого, кроме оленей, мы на своем пути не встретили, и прогулка завершилась спокойно.

Что делать дальше, я пока не понимала. Следующим по моему плану был город Лумбини, там было относительно безопасно. С другой стороны, переезд туда - это отдаление от Катманду, то есть от места вылета домой. Да и ехать в автобусе было страшновато.

(Окончание следует.)

Ирина ДОЛМАТОВА
(специально для "Порто-франко").

Версия для печати

Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.