Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 40 (936)
24.10.2008
НОВОСТИ
Культура
История
Тема номера
Женский клуб
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 40 (936), 24.10.2008

СВОЙ ВЗГЛЯД

ИСТОРИЯ КОМСОМОЛА: КРАТЧАЙШИЙ КУРС

Девяностолетие комсомолии, как и всякий юбилейный срок, обывателем воспринимается по-разному. Одни пожимают плечами, другие криво улыбаются. Третьи искренне приветствуют. А кое- кто из новейших либерал-демократов и нуворишей широко отмечают комсомольские юбилеи. И орут во всё горло, мол, всем лучшим в судьбе обязаны комсомолу, забывая поведать миру - не им ли комсомол обязан плачевностью своей судьбы? И почему их персональные судьбы столь разительно отличаются от его коллективной?..

Видать, придуманный для "Краткого курса" ВКШ комсомольский монолит крепко застрял в умах-сердцах и пожизненных врагов, и бывших друзей: единый, могучий, самозабвенный, искренне преданный, до последней капли пота и крови Союз, собравший под знамя лучших представителей молодёжи. Боевой. Интернациональный. И самое главное: безусловно, коммунистический. А поскольку в природе нет другого коммунизма, окромя марксизма-ленинизма, то и, стало быть, он у нас марксистско-ленинский. Или, для краткости и удобства произношения, - просто ленинский.

Вот уж воистину - блаженны нищие духом. Всем остальным по большому секрету: такого комсомола никогда не было. И быть не могло...

Изначально несчастная русско-японская война и в особенности империалистическая бойня вооружили массы народа, в том числе и огромное количество молодёжи. Не только формально и организационно, но и настроенчески. У человека с ружьём другая психология. А с гранатой, пулемётом? Пушкой? Бронепоездом? Отсюда, в ходе "демократических" преобразований двоевластия (Временное правительство и Советы), при обвальном рождении-брожении партий, наряду с традиционными дворянскими и буржуазными объединениями подростков и молодёжи в крупных городах появилась и новинка - рабочие социалистические клубы и союзы.

Большевики поначалу отнеслись к новинке этой скептически. Чижиков, говорят, летом 1917-го отмахивался от одесских соцмоловцев, как от назойливых мух. И если бы не Январское восстание, потребовавшее рекрутов для Красной гвардии, - кто знает...

В Одессе группы молодёжи солидаризировались не только с большевиками, но и с кадетами, и с либералами, и с эсэрами (самая массовая в России партия - социал-революционеров). И с социал-демократической рабочей партией, каковая уже лет десять как раскололась на меньшевиков и большевиков. Их юные фанаты составляли левое крыло СУС и ССМ - Союза учащихся социалистов и Союза социалистической молодёжи.

Центробежные тенденции привели эти союзы к объединению в ССРМ - Союз социалистической рабочей молодёжи. Но после июльских событий 1917-го дорожки различных фракций стали всё более расходиться. Тяготеющие к большевикам молодые соцмоловцы организовали Моревинт - Молодой революционный Интернационал. Он почти не оставил о себе памяти. Но его опыт, как и всё предыдущее, лёг в основу создания молодёжного коммунистического союза под руководством РСДРП(б). Это, по сути, и было рождением комсомолии - отнюдь не в октябре, а очень даже в августе- сентябре 1918 года. И не провозглашенного московским съездом, а вставшего под пули Январского восстания, отправившегося на фронты или работавшего в подполье с комсомольскими билетами, изготовленными национализированной еще в январе 1918 года одесской типографией.

Так что - и прежде всего - тот, не придуманный верноподданной публицистикой, настоящий комсомол не создавался по "слушали - постановили". Наоборот, уже став силой, уже заявив о себе, Союз привлёк внимание большевиков и стал в их строй. Но даже и тогда, на знаменитом съезде, благословение лидера партии называлось точно: "Задачи союзов молодёжи". Союзов. А не Союза.

Должен заметить, что почти религиозное, холуйски- подобострастное преклонение молодёжного аппарата и актива перед партийными бонзами ребятам революционной эпохи было не свойственно. И взрослым партийцам в общении с комсой приходилось туговато.

На это жаловались вожди партии аж до середины 1930-х.

Александр Косарев, будущий генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ, вспоминал, как направленный из Москвы в Пензу на работу с комсомольцами и сочувствующей рабочей молодёжью, через неделю стал проситься обратно - сил никаких не было. Наш земляк Вася Васютин в ранге первого секретаря ЦК ЛКСМУ доводил Лазаря Кагановича до матюков непосредственно на комсомольском пленуме.

Причудлива судьба: в ходе гражданской войны почти все демократические молодёжные объединения и союзы (вместе со своими старшими партийными товарищами) оказались в так называемом контрреволюционном лагере. Поскольку не признавали, не могли признать большевизм единственным носителем революционной истины в последней инстанции. Своеобразие этого раскола в демократическом движении привело и к тому, что они вполне легально действовали на территориях, занимаемых Белым орденом и интервентами - опять-таки как и партии.

В то же время юные большевики работали в подполье, партизанили и "прислонялись к стенке". Вспомним хотя бы одесский "Процесс семнадцати", мемориальная память о котором и сегодня по недосмотру демократической власти украшает фасад гормилиции на Преображенской. Девятерых казнили, остальным - каторга.

И всё это - на глазах легальных организаций демократических партий и молодёжных союзов. Естественно, в свой час все они стали к стенке, сели в тюрьмы-лагеря, отбыли в эмиграцию или пошли в подпол при поражении в гражданской войне. Победители оставили за собой не только абсолют власти, но и исключительное право считаться революционерами. Остальные объявлялись "контрой" на веки вечные.

Эта поразительная игра сил на военном рынке истории привела к тому, что в стране осталась только одна легальная партия, именовавшая себя уже не социал-демократической и рабочей (отреклась), а коммунистической. И один-единственный молодёжный союз, название которого было таким образом предрешено. Как, впрочем, и его сущность, и его судьба. Присвоив себе всю многопоколенную революционную борьбу с царизмом и победу над ним, всё лучшее в развитии демократической революции февраля-17, в событиях зимы-весны- лета восемнадцатого, в гражданской войне, сосредоточив у себя всю без изъятия государственную власть - что мало свойственно демократической партии - ВКП(б) перестала быть собственно таковой. Казалось бы, партийная миссия исчерпана, исполнил свой долг перед трудящимися и боевой комсомол...

Но коммунисты рассудили иначе.

Партия, переставшая быть партией, осталась на господствующих высотах в центре и на местах, имея у ноги советы. Раздавила в патоку и стёрла в лагерную пыль врагов, а заодно и тех, кто был слишком предан и притом самостоятелен в мировосприятии, мироощущении и миропонимании. Надолго отбила охоту к такой человеческой норме, как сомнения, колебания, открытость, прямота, общительность и милосердие. Уважение к собственному мнению. Желание идти своим путём...

Как и партия, как и страна вообще, комсомолия всё больше угорала. Молодёжные вожди и актив 1930-х, в том числе и одесского происхождения, толком не сообразившие насчёт ситуации, пошли по этапу и под нож. А следующие были уже другими. Сделали выводы. Да и подбирали их, следующих, уже не революция и гражданская война, не безупречный отдел кадров по имени Реальная Жизнь, а мудрые тупицы циркулярного социализма. Чистое золото революционного пафоса канонизировалось для вывески - искусства, прессы, съездов, слётов, сборов и собраний, для уроков и лекций. Или попросту: для обмана. Причём в индустриальных масштабах, с колоссальным вложением народных средств. Ленту свежей реальной жизни, много обещающую молодёжи, лейб - киномеханики усердно откручивали в унылую обывательщину наших дней.

Комсомол, революционно прозываясь передовым отрядом нашей молодёжи, стал... обязательным и поголовным. Паспорт - с шестнадцати, билет члена ВЛКСМ - после четырнадцати. И поглотил он, в дополнение к этому самому передовому отряду, все остальные отряды сограждан от четырнадцати до двадцати восьми. Аппаратные работники - бессрочно. Я, например, последний взнос члена ВЛКСМ заплатил в сорок лет - при переводе из "Комсомольской искры" на ТВ. Занятно, не так ли?

А ведь в марте 1920-го одесская комсомолия прошла перерегистрацию, исключившую из рядов всех, не бывших на фронте и в подполье. Городская комса осталась в числе... 432 членов. В области же ни их, ни партогранизаций вообще не было. И быть не могло. Ведь комсомол ещё не был проходным двором.

Теперь и дураку ясно: давненько партверхи наметили перспективу сдачи позиций и стали паковать барахло на вырост - дабы явиться в демократию, в отличие от народа, не с пустыми карманами. Во всяком случае, эта версия хоть как-то объясняет индифферентность всемогущего партполитаппарата в отношении всего того, что так убивало душу комсомола...

Ким КАНЕВСКИЙ.

На фото:

- листовка Одесского губкома комсомола;

- Центральный Комитет КСМУ, избранный IV съездом;

- учебные занятия членов кружков противохимической обороны.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.