Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 28 (875)
3.08.2007
НОВОСТИ
Культура
Память
Одесситы на войне
Актуальная тема
Обратная связь
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 28 (875), 3.08.2007

АПОСТОЛЫ НЕНАВИСТИ НАС НЕ СПАСУТ

Непосредственным поводом для этих заметок послужила информация, широко растиражированная некоторое время назад. Так случилось, что почти одновременно в Одессе и Киеве были задержаны граждане Грузии, подозревавшиеся в воровстве. И тут же некоторые информационные агентства выдали: "Задержан вор-грузин", "Арестован грузинский вор" и т.п. Но всех перещеголяло известное всеукраинское издание: "Земляк Саакашвили ограбил соратника Виктора Балоги". Речь шла о том, что некий вор, грузин по национальности, ограбил квартиру сотрудника президентского Секретариата. Зачем к банальному эпизоду криминальной хроники нужно было "притаскивать за уши" грузинского лидера и руководителя Секретариата Президента Украины - загадка невелика; упомянутое издание контролируется конкурирующей политической силой. Однако возникает вопрос: неужели стремление "уесть" конкурентов настолько велико, что заставляет презреть правила приличия?!

Увы, но, кажется, дело обстоит именно так.

Совсем недавно в одном из местных изданий появилась статья, посвященная одесскому мэру. Одна из первых фраз: "...еврей-эсесовец", звучит, конечно, странновато... Но с кем не бывает? В дальнейшем речь идет о том, что Гурвиц поддержал идею восстановления на Екатерининской площади памятника основателям Одессы. И снова вопрос: а к чему эти странные сближения? Что за намеки?

О моральной ответственности журналистов говорено- переговорено и писано-переписано, но, как видим, воз и ныне там. Понятно, что живя в обществе, где выражение "лицо кавказской национальности" стало настолько привычным, что попадает даже в официальные сводки, трудно удержаться от его использования. Но разве журналист, т.е. человек, имеющий дело со словом, не должен понимать, что выражение это мало того, что безграмотное по сути и дурацкое по форме (на Кавказе, как известно, проживают люди как минимум сотни национальностей), но оно еще и применяется в негативном плане, а отсюда уже рукой подать до ксенофобии, этнической нетерпимости, национальной розни? Никто не спорит, что среди выходцев из Кавказа встречаются и преступники, но к чему педалировать их национальность? Вор должен сидеть в тюрьме вне зависимости от своего происхождения - грузин он, чистокровный русак или щирий укра⌡нець! Кстати говоря, никому же не приходит в голову писать, что задержан или арестован "русский по национальности". А ведь таких наверняка больше, чем кавказцев.

В эти дни начинается избирательная кампания. Все без исклочения политологи предрекают, что борьба за голоса избирателей будет крайне жесткой. Совсем как в стихах: "Последняя битва, последняя свалка, а в ней ни врага и ни друга не жалко". Совершенно очевидно, что некоторые политические силы будут использовать национальный фактор. К великому сожалению, эта стратегия у определенной части населения имеет успех. Специалисты-психологи объясняют это тем, что после развала СССР многие из бывших его граждан лишились привычной самоиндетификации, отсюда и рост не столько национального самосознания, сколько озлобленности, неприятия "иного". А поскольку среди этих "иных" бросаются в глаза наиболее успешные, то и возникают представления, будто "они заняли наши места", "житья нет от этих черно...." и проч. Между тем, как заметил польский философ Тадеуш Котарбиньский: "Оценка человека не может зависеть от того, что от него независимо - от цвета волос, расы, формы носа". Остроумно говорят по этому поводу бразильцы: "Мы - дальтоники. Когда мы видим черного человека, мы видим в нем человека".

Человечество за многие тысячелетия выработало рецепт против ненависти и нетерпимости к "иному" и "другим". Это - толерантность. "Давайте согласимся иметь разногласия - писал по этому поводу знаменитый Роберт Стивенсон. В русском языке наиболее близкий аналог "толерантности" - терпимость, т.е. "способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным". Конечно, это непросто, но необходимо. Замечательно точно заметил по этому поводу Верховный муфтий РФ Талгат Таджуддин: "У нас это называется "сабр". По- арабски "сабр" еще и дерево с горькими плодами. Это горчинка. Должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то тебе сказал что-то. Потому что, если ты ответишь, он тебе еще хлеще ответит, там уже начинается трение. А тогда уже пошли физические трения...". В Российской Федерации, кстати говоря, принята Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Наверное, нечто подобное стоило бы принять и в Украине.

Ученые утверждают, что толерантное отношение к "иному", новому не может возникнуть естественным порядком. Это длительный процесс, имеющий много общего с процессом воспитания. С той только разницей, что в данном случае в роли педагогов в первую очередь выступают политики и журналисты.

В отличие от поэтов, журналистам как раз "дано предугадать, как слово наше отзовется". Потому мы призываем коллег даже в период самых бурных политических страстей помнить, что жизнь не заканчивается с избирательной кампанией и выборами не ограничивается. Наш город всегда славился своей терпимостью, в том числе, этнической. К великому сожалению, в последние годы мы наблюдаем в Одессе рост политического экстремизма, ксенофобии, нетерпимости. К еще более великому сожалению, во многом повинны в этом средства массовой информации.

Уважаемые коллеги! "Наука ненависти" проста, вот только результаты ее горьки. Сто лет назад в нашем городе эта ненависть приводила к еврейским погромам. И не дай Бог нам сегодня пережить подобный "бунт - бессмысленный и беспощадный"!

Вот о чем мы просим вас помнить как в период до 30 сентября, так и после.

Александр ГАЛЯС,
Мария ГУДЫМА.

ДЛЯ СПРАВКИ. Явление "толерантности", терпимости, как утверждает исследователь Татьяна Новикова, относится к концу XVI века, когда французские протестанты получили права на свободное развитие религиозной жизни. В качестве самостоятельного понятия оно появляется в "Письме о терпимости" Дж. Локка (1689). Локк и Вольтер говорили о толерантности как о принципе, выражающем истину человеческих отношений.

Т. Новикова приводит значение этого понятия в разных языках:

tolerancia (испанский) - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность;

kuan rong (китайский) - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

tasamul' (арабский) - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.