Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 27 (823)
14.07.2006
НОВОСТИ
Культура
Город
Даты
Образование
Архив
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 27 (823), 14.07.2006

К 400-летию со дня рождения Рембрандта Херменса ван Рейна

ВЕЛИКИЙ ИЗ ВЕЛИКИХ

400 лет тому назад в маленьком голландском городе Лейдене родился один из величайших живописцев мира – Рембрандт Харменс ван Рейн. От был сыном мельника, обладавшего, по-видимому, некоторым достатком. Высокого мастерства и славы Рембрандт достиг рано.

Рембрандт работал всю жизнь не покладая рук. До нас дошли приблизительно шестьсот пятьдесят его картин, две тысячи рисунков и около трехсот офортов.

В 1632 году он пишет по заказу большую картину "Урок анатомии доктора Тульпа", которая сразу же приносит ему громкую славу.

С этой картины в творчестве Рембрандта начинается период, отмеченный наибольшей внешней удачей. Он знаменит, заказы сыплются со всех сторон, а личная жизнь его согрета любовью. В 1634 году Рембрандт женится на юной дочери бургомистра Саскии ван Эйленбург.

Он наряжает Саскию в причудливые одеяния и изображает ее каждый раз по-новому: то богиней цветов и садов, то модницей с лукавой улыбкой, то пышной, величавой патрицианкой, то героиней библейских мифов, то у себя на коленях, как на знаменитой дрезденской картине, где он и она славят свое счастье в беззаботном веселье.

К этому периоду относится эрмитажная картина, вероятно, одна из лучших, созданных Рембрандтом. Это "Даная". Солнце золотым потоком врывается в ложе молодой женщины, не очень красивой, которая под этим потоком, в этой оргии света, навсегда изгоняющего тьму, вся сияет негой и счастьем.

В 1642 году амстердамские стрелки роты капитана Франца Банинга Кока заказали художнику групповой портрет. Грандиозных размеров картина, известная под названием "Ночной дозор", являет нам вооруженных мужей, куда-то спешащих, готовящихся предпринять какие-то, очевидно грозные и решительные, действия. Свет, бьющий в лицо одним и оставляющий других в полутьме, создает в картине какое-то неповторимое настроение, в котором и тревога, и отвага, и приподнятость. Всего этого не увидели, не поняли заказчики. Вместо торжественного группового портрета, в котором бы отражалась бюргерская важность каждого из них, художник написал картину во славу уже давно минувших дней освободительной войны.

Эта прославленная картина знаменует поворотный пункт во всей карьере Рембрандта. Бюргеры отворачиваются от него. Заказы почти прекращаются.

В том же 1642 году умирает его верный друг – обожаемая жена Саския, оставляя годовалого ребенка. Одиночество и отчужденность становятся уделом Рембрандта.

Особенно много в конце 40-х и начале 50-х годов пишет он портретов старых людей, запечатлевая в каждом пережитые человеком заботы, раздумья многих лет, как бы весь пройденный жизненный путь.

В собраних бывшего СССР (ныне в России) хранятся некоторые из лучших образцов портретной живописи Рембрандта этой поры: "Старик в красном", "Старушка", "Старый еврей" – в Эрмитаже; "Брат Рембрандта – Адриан ван Рейн", "Жена брата Рембрандта" – в Московском музее изобразительных искусств.

Спустя несколько лет Рембрандт сближается с простой крестьянкой Хендрикье Стоффелс, растившей его маленького сына Титуса. В доме художника снова поселились покой и радость.

"Рембрандт писал мадонну в виде нидерландской крестьянки", – замечает К. Маркс. И в самом деле, черты лица Марии в эрмитажном "Святом семействе" напоминают Хендрикье Стоффелс. Эта картина – один из шедевров Рембрандта. Изображена простая голландская семья. На заднем плане, в полутьме, муж-плотник работает топором. Молодая женщина с книгой в руках нагнулась над колыбелью, где спит ребенок. Все очарование и все величие материнской любви – в ее жесте и в ее взгляде.

А жизнь Рембрандта омрачается снова, на этот раз бесповоротно. Финансовая катастрофа на амстердамской бирже разоряет его вконец. Преданная, заботливая Хендрикье делает все, чтобы как-то наладить жизнь художника, но смерть уносит и ее.

Как раз в эти годы, когда Рембрандт влачит почти нищенское существование, художник создает свои самые замечательные произведения.

Знаменитые "Синдики", несомненно, совершеннейший из всех когда-либо написанных групповых портретов.

Но венец всего творчества Рембрандта – это, конечно, "Возвращение блудного сына", картина, написанная им в год смерти и являющаяся гордостью Эрмитажа. В этом шедевре из шедевров его искусства Рембрандт зовет к милосердию и подлинно пробуждает добрые чувства у людей. Эта картина – последнее слово Рембрандта, обращенное к людям, и слово это свидетельствует, что он ушел из жизни, зная, что своим дивным искусством помогает человеку найти самого себя и свое место в мире.

В 1669 году в полном одиночестве умер Рембрандт. На чердаке, который служил ему последней мастерской и где, вероятно, он создавал свое гениальнейшее произведение, остались после него несколько недописанных картин, кисти и краски.

Своим ученикам Рембрандт говорил: "Учитесь прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдете в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди – все служит для нашего употребления. Равнины, холмы, ручьи, деревья дают достаточно работы художнику. Города, рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас".

Выражая отношение русской общественности к творчеству Рембрандта, И.Н. Крамской и И.Е. Репин называли замечательного голландского художника, развившего лучшие достижения живописи родной страны и продолжившего высокие традиции искусства Возрождения, "великим из великих".

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.