Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 21 (817)
02.06.2006
НОВОСТИ
Культура
Город
Имена
Проблема
Детский мир
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 21 (817), 02.06.2006

ПРОГУЛКИ ПО ОДЕССЕ

ЧАШИ ПАМЯТНИКА ПУШКИНА

6 июня 1880 года в связи с открытием памятника А.С. Пушкину в Москве в нашем городе по инициативе городского головы Г.Г. Маразли состоялось заседание Славянского благотворительного общества Новороссийского университета. Выступил там, в частности, Николай Тройницкий, тогдашний редактор газеты "Одесский вестник". В юности, в годы учебы в Ришельевском лицее, он видел Пушкина. На этом заседании и приняли решение установить памятник поэту в Одессе.

В 1882 году было заявлено 5 проектов. Лучшим признали проект архитектора Хрисианса Васильева. Бюст А.С. Пушкина выполнила Жозефина Полонская, знакомая нам как автор скульптурных портретов Вольтера, Якова Полонского (своего супруга, известного поэта), Софьи Ковалевской, Афанасия Фета. Бюст И.С. Тургенева работы Полонской установлен на могиле писателя.

В марте 1883 года в Одессе была создана комиссия по сооружению памятника, а 2 февраля 1887-го состоялась его торжественная закладка. Тогда и начался сбор пожертвований. Взносы были самые разные: от 9 копеек до 100 рублей. Жертвовали не только деньги, но "труд и материалы": плиты для фундамента, песок, гранит, цемент, бесплатно выполнили "асфальтовые и водопроводные работы", отлили чугунные чаши в мастерских общества "Труд"... Сооружали памятник "под безвозмездным руководством" архитекторов Ф. Моранди и Ю. Дмитренко. Автор украшений – архитектор Реутов.

Категорически отказался принимать участие в пожертвовании Александр Григорьевич Строганов – "вечный житель города" (почетный титул ему присвоили как бывшему Новороссийскому генерал-губернатору). А.Г. Строганов (в его честь назван один из городских мостов) был троюродным братом Натальи Николаевны Пушкиной. Его отец после смерти поэта руководил опекой над семьей Пушкина. Строганов был возмущен антиправительственным стихотворением "Кинжал", написанным Пушкиным в Кишиневе в 1821 году и сказал, что на "кинжальщика" денег не даст...

Вырыли большой котлован на Николаевском бульваре (ранее памятник намеревались поставить на тогдашней Театральной площади между зданием Английского клуба, где теперь Музей морского флота, и строящимся Городским театром. Но потом площадь посчитали тесной), в него положили камень, выполнили противооползневые работы, необходимые в прибрежной зоне. Бюст из бронзы и стилизованных дельфинов отлили на заводе Морана в Петербурге.

16 апреля 1889 года в 12 часов состоялось торжественное открытие памятника. Перед глазами многотысячной толпы предстал бронзовый Пушкин. Под бюстом – лира, за ней, по диагонали – перо и пятиконечная звезда с лучом, повернутым вниз. Ее необычное положение символизировало связь поэта с журналом "Полярная Звезда". Когда-то звезда на памятнике была хрустальной, даже предполагалось освещать ее электрической лампочкой, но провод так и не подвели...

На полукруглом валике, окаймляющем основание бюста, с той его стороны, что обращена к морю, вырезано: "По проекту Хр. Васильева лепила Ж. Полонская, отлив. А. Моран".

На пьедестале надпись: "А.С. Пушкину. Граждане Одессы", Выше, на лентах в основании лиры, начертано: "1820-1824" – годы южной ссылки поэта. На обратной стороне поместили старый одесский городской герб. На драпировке же бюста там, где она ниспадает на герб, выгравирована надпись: "Ж. Полонская". Ниже, на гранитном постаменте, выбито: "Сооружен в 1888 году". На верхней ступени с лицевой стороны памятника полустертая надпись: "Гранит Гниванских ломок Винницкого уезда Подольской губ. пожертвован...". Эскизы надписей, каждая из которых приоткрывает какую-нибудь страницу истории памятника, исполнил вместе с Ю. Дмитренко известный в Одессе каллиграф А. Коссодо. Работы по оформлению пьедестала консультировал академик Чижов...

По четырем граням пьедестала расположены дельфины. Из спрятанных в их пастях трубок в массивные чаши стекают струи воды...

В религиозном обиходе чаша имела значение сосуда для жертвоприношения и символизировала жертвенник. В связи с этим ее изображение стало обычным в разного рода надгробиях как знак памяти потомков об умерших. Чаша как эмблема получила распространение в основном в скульптуре в виде изваянной в камне или отлитой из бронзы (чугуна) или рельефного изображения на лицевой стенке надгробия, памятника.

Чаша – романтический символ сердечных устремлений к духовной и физической пище, психического здоровья и бессмертия. В изысканных и чарующих средневековых легендах о Святом Граале – совершенная физическая природа, неуловимая, как и сам предмет поиска. Первоначально во Франции чаша встречается только как предмет сервировки с магическими свойствами, а не как классический рог изобилия и кельтский магический котел (наиболее вероятный языческий источник легенды). Здесь чаша, видимо, ссылка на магическое укрепляющее средство для слабеющих правителей (Король-рыбак) или на саму природу. Чашу также сопоставляли с философским камнем, который искали алхимики, копьем, мечом или книгой. Наконец, в христианских версиях чаша была тем сосудом, который использовал Христос во время Тайной Вечери или чашей бессмертия, которой владел и которую потерял Адам, или чашей евхаристии, в которую, как считалось, святой праведный Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа. По существу, чаша стала символом жертвенного сердца Христова, дарующего Божье милосердие. Карл Юнг рассматривал чашу как символ стремления человека найти собственный центр и по существу как женский символ, который принимает и отдает.

Чаша – церемониальный бокал, ассоциирующийся обычно со священным вином христианской евхаристии (кровью Иисуса Христа) и с легендой о Святом Граале. Чаша символизирует духовное просветление или знание, искупление грехов и бессмертие. Чаша используется в христианском искусстве как эмблема веры, а также как атрибут некоторых святых. В свадебных церемониях в Китае и Японии, как и по всему миру, совместное выпивание чаши символизирует верность, преданность. Ритуальные чаши использовались у кельтов для подтверждения властных полномочий правителя. С другой стороны, чаша может быть символом тяжелой судьбы (горькая чаша), как в библейской истории о Иисусе Христе, просившем Бога отвести горькую чашу, предвидя приближение Своего распятия. Так называемая "отравленная чаша" обещает надежду, но приносит беду.

"Символ Чаши с древних времен является утверждением Служения. В Чашу собирают дары Высших Сил. Из Чаши дают. Символ Чаши означает всегда самоотвержение. Несущий Чашу есть Подвиг Несущий. Каждое высокое деяние может обозначаться символом Чаши. Все самое высокое во благо человечества нуждается в этом знаке. Чаша Грааля или Чаша Сердца, отдавшего себя на Великое Служение, есть самый Космический Магнит. Сердце Космоса отражается в этом великом символе. Все образы героев духа могут быть изображены как несущие Чашу. Все мироздание отражается в Чаше духа огненного. Ведь Чаша имеет в себе все вековые накопления, которые собираются вокруг зерна духа? Как великий символ нужно принять утверждение Чаши в каждодневности. И детей, и молодых нужно приучать мыслить о Чаше. Нужно понять все многообразие образов великого символа Чаши". (Н.К. Рерих).

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Фото А. КОСТРОМЕНКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.