Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 02 (798)
20.01.2006
НОВОСТИ
Культура
Земляки
Город
Проблема
Образование
Криминал
Спорт
Здоровье
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 02 (798), 20.01.2006

ПРОГУЛКИ ПО ОДЕССЕ

ЛЕВ И ЛЬВИЦА В ГОРСАДУ

"С поднятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые".

Некогда, аналогичные воспетым Пушкиным петербургским, львы стояли при входе во дворец Воронцова, а когда ограждение, отделяющее дворцовую территорию, разобрали, их перенесли внутрь, ближе к колоннаде. В Одессе львов немало: от горсадовских, подаренных городу с самим садом Феликсом Дерибасом, до украшающих фасады домов и иных архитектурных сооружений.

Имя Наполеона в переводе означает: "Великий лев пустыни". Древняя поговорка гласит: "Лучше быть живым псом, чем мертвым львом". Выражение "светский лев" означало человека безупречных светских манер.

Лев – божественная, солнечная энергия, королевская власть, сила, храбрость, мудрость, справедливость, покровительство, защита, но также и же стойкость, всепожирающая свирепость и смерть. Лев – образ всех великих и ужасавших сил природы, основная фигура для персонификации самого солнца. Так как в действительности лев – охотник, который любит сумерки, а еще больше ночь, его символизм, связанный с солнцем, был основан не на его поведении, а на его красоте – великолепной, живописно окрашенной шкуре, пышной гриве – и исключительных физических качествах. Он считался как разрушителем, так и спасителем (сравнимым в этом смысле с двойственным характером некоторых богов), способным представлять как зло, так и борьбу со злом. Этот символизм, сочетавший в себе и агрессивные, и оборонительные черты, использован в стихе Книги пророка Иоиля: "И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; и содрогнутся небо и земля; но Господь будет защитой для народа Своего и обороною для сынов Израилевых?. Тема королевской охоты на львов, широко распространенная в изобразительном искусстве Средней Азии, символизирует смерть и возрождение – продолжение жизни обеспечивается убийством богоподобного зверя, связанного как с месопотамским богом Мардуком, так и богиней плодородия Иштар. В некоторых резных изделиях лев изображался предлагавшим сам себя в жертву, а царь, бесстрашно хватающий льва за лапы, доказывает свою божественность – архитектурный образ человеческой храбрости, равной храбрости льва.

В Египте карающая богиня Секхмет, изображенная в виде львицы, символизировала испепеляющий жар солнца; лев также был проводником в загробный мир, которому солнце доверялось в своем подземном путешествии каждую ночь. Поэтому в Египте находили могильные камни в виде львиных лап и изображения львов, несущих на своих спинах мумии умерших фараонов. Львы были стражниками смерти в Греции (их связывали с Дионисом, Фебом, Артемидой и Кибелой), а также охранниками дворцов, тронов, склепов и ворот вообще, как в Микенах. Известно также средневековое представление, что лев спит с открытыми глазами. Поэтому львов повсеместно изображали на воротах при въезде в усадьбы (вспомним снесенный забор у Воронцовского дворца): "Балконы, львы на воротах/ И стаи галок на крестах" (Пушкин) – дань представлению о льве – недремлющем оке. Статуи львов охраняет двери дворцов и усыпальниц по всему свету. На Ближнем Востоке (в Сирии, Иране, Малой Азии) известен крылатый лев – образ, возникающий в Месопотамии. Каменные изваяния львов встречается у входа в буддийские храмы в Китае. В Древнем Египте даже ключи от храмов были сделаны в форме львов. По преданию, трон царя Соломона был украшен золотыми львами, которые не давали ни одному завоевателю взойти на него. В греческой и римской архитектуре изображения львов использовали как ксенофилаксы — охранители источников.

Резьба или печати, на которых лев терзает быка, лошадь или кабана (лев с убитым кабаном стоит в Горсаду), символизировали единство противоположностей: жизни и смерти, солнца и луны, лета и зимы – тема, распространенная в Африке, Азии и на Среднем Востоке. Победу над смертью символизировало одеяние из львиной шкуры, как в мифе о Геракле, который победил Немейского льва, или о Самсоне, разорвавшем льву пасть. Однако в иудаизме смерти в львином логове Даниил избежал с помощью молитвы. Лев был эмблемой силы Иуды и стал связываться как со спасением, так и со смертью, а следовательно, и с Мессией. Отсюда – интересная фраза в Откровении, где говорится: "И один из старцев сказал мне: вот лев от колена Иудина, корень Давидов победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатай ее".

Спокойствие Христа перед лицом смерти отразилось в большом количестве символических историй с участием льва, включая легенду, в которой святой Иероним вытаскивает колючку из львиной лапы. Связь между львом и Воскресением была усилена ранней христианской легендой, согласно которой львята (слепые в течение первой недели) родились мертвыми и спустя три дня были возвращены к жизни своим отцом. Лев мог, таким образом, появляться в христианском искусстве и в образе врага, и в образе друга. Святой апостол Марк, чье Евангелие акцентирует внимание на величии Христа, уподобляет его крылатому льву (который стал гербом Венеции). Английский писатель К.С. Льюис в христианской сказке "Хроники Нарнии" также изображает Бога в образе льва Аслана.

Лев по существу однозначный и широко распространенный символ королевского могущества и суверенитета, военной победы, храбрости, бдительности, стойкости и силы воли, изображаемой в искусстве в виде женщины, вступившей в схватку со львом. Со львом сравнивали зятя Мухаммада Али – "льва Аллаха", символизирующего уничтожение зла в исламе, и Ричарда I Львиное Сердце (львы также часто использовались в качестве траурного символа во время похорон погибших крестоносцев). Императоры Эфиопии сделали библейский образ льва колена Иудина национальным символом. Лев был эмблемой королевской власти в средневековой Шотландии и Англии и стал основным символом мощи Британской империи в XIX веке. Будду называли "львом среди людей", так как лев в Индии символизирует отвагу и мудрость, религиозное рвение и защиту порядка. Лев был одним из перевоплощений Вишну, который иногда появлялся в образе полульва, получеловека и в сопровождении победительницы демонов богини-воительницы Дурды. Лев также был эмблемой великого Ашоки, который объединил Индию в III веке до н.э. В Китае и Японии лев считался существом, защищавшим добро; танцы в масках льва имели намерение отпугнуть злых духов (так же как танцы в масках драконов). В азиатском искусства львы часто представлены с шарами – символами солнца, космического яйца или космической пустоты.

"Чтобы освободиться от своей любви, надо стать львом", – так говорил Заратустра.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.