Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. С. ТЕРЕЩЕНКО

Номер 26 (616)
21.06.2002
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 26 (616), 21.06.2002

БУНТАРСКАЯ СТИХИЯ

(Городские восстания хрущевской оттепели 1956-1962 гг.)

Мы ранее подробно описали декабрьское восстание на одесской Молдаванке в 1960 году. Однако это, казалось бы, единичное стихийное восстание имело много общего с множеством городских восстаний – бунтов, которые прокатились после знаменитого XX съезда КПСС по необъятным просторам СССР. Сорок лет это была одна из самых закрытых тем в новейшей истории СССР. Ни словом не обмолвились СМИ 60-х (кроме туманных намеков в местной одесской прессе) об одесском восстании.

Однако уже в 90-х годах история городской войны хрущевских времен стала шокировать своими тайнами. Сейчас достаточно подробно известен лишь самый масштабный стихийный бунт – восстание рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Однако это был самый настоящий советский бунт. Часть бунтарей шла в колоннах под красными флагами и с портретом Ленина. Это выступление известно, и мы не будем его анализировать. Зато иные бунты – сплошные белые пятна.

Почти неизвестны, скажем, этнические бунты или погромы того периода, которые бросили вызов всей системе интернационализма – процессу формирования единого советского народа.

В 1953-1963 годах фиксировалось более 30 этнических бунтов, сопровождающихся жертвами мирного населения. В них принимали участие чеченцы, ингуши, осетины, аварцы, калмыки, казахи, азербайджанцы, грузины, эстонцы, русские (понятие, которое включало и украинцев, и белорусов).

В 14-ти бунтах из 32-х главными фигурантами были чеченцы.

Во второй половине 50-х годов шел болезненный процесс возвращения репрессированных народов на родные земли, которые не оставались бесхозными, и где уже более десяти лет жили другие народы (в просторечье вместо славянских назывались русскими). Это приводило к многочисленным конфликтам, часть из которых превратилась в массовые бунты.

Так, в августе 1958 года в Грозном разразился русско-чеченский конфликт (поводом послужило убийство чеченцем русского парня), и на улицы города вышли до пяти тысяч русских, преимущественно рабочих-переселенцев, которые требовали запретить чеченцам возвращаться в Грозный и Чечню, и аннулировать решение о воссоздании Чечено-Ингушской автономной республики. Толпа под красным флагом и с криками: "Да здравствует Берия! Да здравствует Сталин!", избивала чеченцев, напала на поезд, где находились вновь прибывшие из ссылки чеченцы, громила их квартиры, напала на грозненское ОВД и КГБ, захватила Грозненский обком партии.

Только введенные в город войска с помощью оружия сумели рассеять толпу (тогда погибли 2-е и ранены более 30 человек). Через полгода подобные события повторились в чеченском Гудермесе.

В марте 1956 года произошли антихрущевские волнения в Тбилиси, спровоцированные сносом памятников И.В. Сталину и антисталинской политикой Хрущева. Подобные волнения прошли тогда и в Гори, Сухуми, Батуми, Кутаиси. К лозунгам "Долой Хрущева и Микояна!", присоединились призывы "выгнать русских из Грузии!", "бить армян!"

Огромная двадцатитысячная демонстрация в Тбилиси перекрыла все артерии столицы. Демонстранты штурмовали ЦК партии, МВД, Дом связи. Хрущевым было решено направить против демонстрантов танки и войска. Прибывшие в центр Тбилиси войска жестоко расправились с митингующими. Были убиты 15 человек (2 женщины), умерли от ран 7, ранены более 50, арестованы – 300.

Антисоветская демонстрация (первая за многие годы) прошла в эстонском городе Тарту в 1957 году, но уже под антисталинскими лозунгами. Власти тогда были еще напуганы начавшимся рабочим движением - стачка рабочих и шахтеров в Кемерово в 1955 году, а также волнениями в военных частях, прежде всего в стройбатах. 1957-1959 годы отмечены многочисленными солдатскими бунтами (более 60 выступлений по СССР), а также железнодорожными разграблениями и нападениями, погромами хулиганов на станциях. Бесчинства на отдаленных станциях в большинстве своем совершали новобранцы Советской Армии или молодежь, которая мобилизовывалась на уборку урожая.

В то время удивляли и массовые уличные драки в провинциальных рабочих городах, иногда собиравшие до 200 человек с обеих сторон и которые очень нелегко было милиции обуздать.

В первых числах августа 1959 года прошел молодежный бунт в городке Темир-Тау (Казахстан). Огромная толпа – около 2-х тысяч молодых людей преимущественно рабочих, повинуясь инстинкту разрушения, напала на милиционеров, разбивала их машины и разграбила продовольственные магазины. Под лозунгом "Справедливости!" были разгромлены городская милиция, рынок, центральный универмаг. Так молодежь, которую привезли из Европейской части СССР в казахскую степь "по комсомольским путевкам на стройки века", протестовала против ужасных условий работы и ужасающей неустроенности быта, против мизерных зарплат, высоких цен, всевластия милиции...

При подавлении войсками этого бунта были убиты 16 человек, умерли от ран 3, ранены – 30, арестованы – 220. Об ожесточенности бунта можно судить по тому, что в ходе его более 100 солдат были тяжело ранены.

В 1959-1960 годах напряжение в обществе возросло в результате компании по закрытию государством тысяч церквей, монастырей. Десятки тысяч людей в СССР были втянуты в кампании сопротивления уничтожению церквей, в сопротивление действиям милиции.

В Новороссийске, Енакиево, Славянске, Клайпеде, Магнитогорске в 1956 году фиксировались массовые стихийные хулиганские бунты молодежи, в которых принимали участие от 200 до 700 человек в каждом. Все они сопровождались насилием, убийством, нападением на милицию, антихрущевскими лозунгами.

Подобные стихийные бунты молодежи сотрясали Подольск (1957 г.), Кривой Рог (1958 г.), Бреслан, Северная Осетия (1961 г.), Бронницы (1964 г.). 1961 год принес известия еще о четырех крупных русских бунтах: в Краснодаре, Муроме, Александрове.

В Краснодаре конфликт начался на рынке из-за арестованных комендатурой невинных солдатиков, которых избивали в комендатуре. Стихийная толпа в три тысячи человек разгромила местную комендатуру и штаб округа (погиб 1 человек).

В Муроме после того, как местный пьяный, подобранный милиционером на улице, умер в отделении милиции, как посчитали бунтари от избиений ментами, похороны пьянчужки превратились в грандиозный бунт под лозунгом: "Бей милицию!" Толпа напала на милиционеров, устроила погром и поджог отделений милиции, осаду тюрьмы.

В Александрове также причиной бунта стал арест двух солдат милицией на глазах сердобольных женщин. Именно эти женщины пожалели солдатиков и призвали рыночную толпу защитить их. Толпа до 500 человек, для провинциального Александрова (Московская обл.) – огромная цифра, громит райотдел милиции, нападает на тюрьму. При умиротворении войсками толпы 4 бунтаря были убиты, 11 – ранены.

Бунт в Бийске проходил по тому же сценарию: стихийные столкновения с милицией, погромы отделений милиции. Сценарий полностью подобен одесскому восстанию на Молдаванке.

Последний хулиганский бунт фиксируется в Сумгаите (Азербайджан) под неясным лозунгом: "Бей гадов!"

Хулиганские бунты были и раньше. Так, сразу же после смерти Сталина, в 1953 году, хулиганской молодежью был захвачен маленький городок Лудза (Латвия) и район базара в Херсоне. Однако такого напора и массовости в 1956- 1961 годах не ожидал никто.

Чем же объясняется такой социальный накал в благодатное время всенародного энтузиазма – на рубеже 50-х и 60-х годов, если еще принять к сведению, что в 1964-1975 годах фиксировались только редкие случаи вялых народных возмущений, а в 1976-1984 годах подобных выступлений вообще не наблюдалось – 20 лет застоя?

Какие же глубинные, скрытые от глаз процессы привели к тому, что в обществе победившего социализма, обществе покорения космоса и целины, героических молодежных строек и обещаний коммунизма через 20 лет появилась социальная напряженность такого накала? Как могло произойти одесское или муромское восстания в СССР?

(Продолжение следует.)

Академик В.А. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660