Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 45 (1339), 25.11.2016
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ СТАНЕТ КРИМИНАЛОМ
В Верховной Раде готовятся к рассмотрению законопроекты, связанные с ратификацией Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия над женщинами и домашнего насилия и борьбу с этими явлениями (Стамбульская конвенция).
Среди них - законопроект № 4952. О нем Владимиру Доброте рассказала председатель подкомитета по международно-правовым вопросам и парламентского контроля над выполнением Украиной международных обязательств Комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам Ирина Луценко.
- Ратификация Стамбульской конвенции крайне актуальна для Украины.
Во-первых, домашнее насилие в общественной ментальности украинцев считается делом частным. Те проблемы и преступления, которые происходят за дверью квартиры, не спешат обнародовать даже их жертвы. Ведь стыдятся таких проблем или боятся своих обидчиков. Да и в случаях, когда все-таки отваживаются обратиться в полицию, правоохранители могут просто посоветовать: разберитесь между собой, по-семейному.
Чаще всего домашнее насилие связывают со взаимоотношениями мужчин и женщин. Но от него страдает значительно более широкий круг лиц - дети, пожилые люди, лица, которые находятся в беспомощном состоянии, страдают из-за психических заболеваний и пр. Общество часто не знает об их бедах и не оказывает надлежащей помощи.
Приведу тревожную статистику. Если в течение 2005 года в Украине милицией было зафиксировано 100 тыс. заявлений об осуществлении насилия в семье, то в прошлом году такая цифра достигла 165 тыс. Подчеркну, речь идет лишь о зафиксированных случаях, на самом деле таких намного больше.
Среди женщин, которые попадают с травматизмом в больницы, 50 % беременных. Ежегодно 3 млн детей становятся жертвами или свидетелями домашнего насилия. 95 % среди женщин и детей-бездомных попали на улицу, потому что дома было нестерпимо оставаться из-за насилия и унижения. 70 % женщин и мужчин, которые занимаются проституцией, в детстве сталкивались с домашним развращением, подвергались насилию, изнасилованию.
Все эти люди получают физические, моральные, психологические травмы. Многие из них потом теряют здоровье, другие не могут адаптироваться к нормальной общественной жизни, третьи сами становятся обидчиками и преступниками.
Поэтому сегодня самая главная задача - придать проблеме домашнего насилия публичности, изменить к ней отношение со стороны общества и государства. Государство должно защитить жертву, оказать ей помощь и предоставить убежище, проводить необходимую работу с обидчиком. Прямо или опосредованно, но от домашнего насилия страдает все общество в целом.
Важность этой работы обуславливается еще и другими факторами. Сейчас из зоны АТО возвращается много демобилизованных мужчин. Почти все - с посттравматическим синдромом. Пока что государство не может предоставить им надлежащую реабилитацию, вернуть в нормальное психологическое состояние. Из АТО возвращается немало инвалидов, кто-то потерял руку, кто-то ногу, кто-то ослеп, кто-то прикован к кровати. Есть обида на государство, обида на судьбу. И их отчаяние очень часто изливается на ближайших людей в семье.
Мы также имеем 1,7 млн внутренне перемещенных лиц. 75-80 % - это женщины и дети, люди пожилого возраста. Это те, кто остался без малой родины, без друзей, без жилья, без работы, без прав. Ясно, что психологическая обстановка в таких семьях на сегодняшний день является эмоционально напряженной.
Поэтому ратификация Стамбульской конвенции для Украины - это разработка комплексной государственной политики, которая должна кардинально изменить сложную ситуацию с домашним насилием. Для этого в Верховной Раде готовится ряд законодательных актов, их принятие посодействует реализации положений Конвенции.
- Кто инициировал разработку законопроектов о противодействии домашнему насилию?
- Необходимую законодательную базу народные депутаты разрабатывали в сотрудничестве со специалистами Совета Европы, со многими независимыми экспертами. С нами работали юристы, судьи-практики, прокуроры, адвокаты, полиция, которые в дальнейшем будут пользователями применения этих законов.
Большую помощь оказали общественные организации. Так, много лет в Украине вопросами противодействия домашнему насилию занимается ОО "Ла Страда-Украина". Здесь их опыт просто огромен. Они имеют горячую линию, на которую круглосуточно обращаются жертвы такого насилия, люди, нуждающиеся в утешении и помощи. Благодаря им специалисты "Ла Страды" собирают статистические данные об общей ситуации, некоторые из них я приводила выше. Базируясь на их информации, в действующее законодательство уже было внесено немало изменений, позволивших улучшить работу по противодействию домашнему насилию в стране. Речь идет о законе "Об обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин", отдельных статьях Уголовного кодекса и пр.
Теперь мы подходим к комплексной государственной политике. В течение двух последних лет, когда проходила подготовительная работа, мы провели более 150 круглых столов, где обсуждали проблемы гендерного равенства, борьбы с торговлей людьми, насилия над женщинами и детьми, домашнего насилия. Наработку законодательных изменений, необходимых для ратификации и имплементации Стамбульской конвенции, мы разделили на три части.
Разработку законопроекта № 4952, который вносит изменения в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы, взяли на себя депутаты. Базовый закон "О предотвращении и противодействии домашнему насилию", а также изменения к еще 10 законам готовили в Министерстве социальной политики. А вот собственно законопроект о ратификации Стамбульской конвенции внесет Администрация Президента Украины.
Этот пакет документов готов. Учитывая, что Украина имеет определенные обязательства в связи с евроинтеграцией, было бы хорошо принять их до конца ноября. Возможно ли это? Надеюсь, что да. По крайней мере, большинство фракций настроены на их поддержку.
- Вы являетесь автором законопроекта № 4952, который касается изменений к уголовному блоку. О каких именно изменениях идет речь?
- По своей философии Стамбульская конвенция базируется на четырех "п": это превенция домашнего насилия, популяризация нетолерантного отношения к нему, это наказание (покарання) обидчиков и помощь жертвам.
Сегодня мы говорим о необходимости усилить ответственность за совершение домашнего насилия. Работа с обидчиками - это важная часть нашего законопроекта. Предусмотренные в нем изменения к Уголовному и Уголовному процессуальному кодексам более четко определяют виды насилия (физическое, психологическое, экономическое, сексуальное) и виды наказания. Практика европейских стран показывает, что все виды домашнего насилия криминализированы с отягчающими обстоятельствами.
В законопроекте № 4952 определяются действия, которые должны проводить правоохранительные, судебные органы по отношению к обидчику. Если он совершил хулиганские действия, нанес травмы жертве, то к наказанию добавляется отягчающее обстоятельство из-за того, что это делалось в семье. То есть, к предусмотренному законодательством сроку добавляется еще год, два, три.
Законопроект вносит так называемые предписания к обидчикам, которые изолируют их от жертв, не позволяют приближаться определенное время, общаться с жертвами, совершать определенные действия.
Важные изменения: обидчиков в законодательном порядке будут заставлять проходить коррекционные программы. Если раньше на обидчиков соответственно налагали штрафы, а те штрафы ложились на семью, то теперь они будут проходить коррекционные и исправительные работы в пользу общины. Поскольку в соответствии с базовым законом именно на органы местного самоуправления, на общину ляжет главная ответственность за оказание помощи жертвам и проведение работы с обидчиками. Сейчас происходит децентрализация, общины получают большую самостоятельность, в том числе и финансовую. Они могут собственными силами обустраивать приюты для жертв домашнего насилия, эффективно осуществлять соответствующую работу.
- Каким образом должно измениться отношение правоохранительных органов, судов к делам по домашнему насилию?
- Дела, связанные с домашним насилием, очень деликатные. Поэтому ими должны заниматься специально подготовленные следователи, судьи. Они должны иметь определенный опыт работы, а также пройти соответствующие методологические программы.
Следует сказать, изменения к Уголовному и Уголовному процессуальному кодексам не будут предусматривать, что судебные органы непременно должны посадить нарушителя закона за решетку. На начальном этапе, если нарушения незначительны, предусмотрена процедура превенции - обидчику дают возможность получить помощь психолога, скорректировать агрессивное поведение к адекватному состоянию. Лишь в том случае, когда это не помогает и обидчик продолжает насильственные действия, он может попасть в тюрьму.
Важное новшество: изменения в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы предусматривают, что заявление о совершении домашнего насилия может подавать не только его жертва, но и третье лицо. Например, учитель, медицинский работник, социальный работник, даже почтальон, которые узнали о фактах домашнего насилия, обязаны о них сообщить.
- Если обидчик по решению суда не может подходить к обиженному им лицу, писать ему, звонить, то кто будет осуществлять контроль над этими ограничительными действиями?
- Сейчас в Украине осуществляется судебная реформа. В ней, в частности, предусмотрен специальный судейский контроль над выполнением решений. В судах будут введены должности судебных исполнителей, так называемых контролеров. Будет внедрен сбор информации по судебным решениям и их исполнению. Если обидчику присудили за домашнее насилие какие-то взыскания, государство должно знать, работают ли они. Если нет, то он может получить более серьезное наказание. Ведь сегодня мы часто имеем рецидивы из-за безнаказанности: даже если суд вынес решение по обидчику, его не контролируют надлежащим образом, и через некоторое время обидчик снова совершает насильственные действия.
Я уже упоминала, что в соответствии к предложенным изменениям заявления в правоохранительные органы по поводу домашнего насилия могут подавать третьи лица. Например, педагог узнал, что его ученик подвергается дома побоям и психологическому давлению, или социальный работник увидел, что над пожилым человеком издеваются родные. Они обратились в правоохранительные органы, а дальше и сами будут смотреть, изменилась ли ситуация к лучшему. Здесь они также будут контролерами и защитниками.
- Законопроект № 4952 немало внимания уделяет противодействию сексуальному насилию, принудительному браку или заманиванию лица с целью заключения брака на территории другого государства. Насколько эти проблемы актуальны для Украины?
- Стамбульская конвенция учитывает европейскую практику противодействия различным видам домашнего насилия и насилия над женщинами. Некоторые из них меньше проявляются в Украине, зато мы имеем некоторые свои, специфические. Скажем, где-то жена или дети жестоко обходятся с воином-инвалидом АТО.
Но в любой момент следственные и судебные органы могут столкнуться с нехарактерным ранее для нас видом насилия. Законодательство должно заблаговременно определить его, чтобы ему можно было противостоять.
- В законопроекте также идет речь об усилении ответственности за проведение незаконных абортов или стерилизации. Но это же медицинские проблемы.
- Медицинские проблемы могут иметь значительные социальные и демографические последствия. Взять хотя бы ситуацию, в которой ныне оказались внутренне перемещенные лица. Многие семьи живут в крайне сложных условиях. Из-за отсутствия жилья или работы мужчины могут принуждать женщин к абортам или стерилизации.
Конечно, государство должно помогать таким людям. Но насильственные действия должны наказываться.
Мы должны понять, что семья - это модель общественных отношений. Она предусматривает равенство в правах женщин и мужчин, взаимное уважение и обязанности. Защищая семью, государство защищает свое будущее.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА.
Катерина Левченко, президент ОО "Ла Страда-Украина", доктор юридических наук, профессор:
- Я считаю, что принятие законопроекта № 4952 может быть действительно этапным для широкого введения европейских подходов в борьбе с домашним насилием в Украине.
Кроме того, что им вводится ответственность за ряд преступлений, связанных с совершением насилия над женщинами и домашним насилием, он изменяет определенные процессуальные вещи. Например, предлагается сделать невозможным закрытие уголовного производства в связи с отзывом заявления потерпевшей стороны. Такое заявление должно быть зафиксировано, рассмотрено соответствующими следственными органами, доведено до суда, и по нему должно быть принято судебное решение.
Совместно с нашими партнерами из швейцарской организации DCAF "Ла Страда-Украина" осуществляет мониторинг судебных дел, связанных с домашним насилием. И мы видим типичную ситуацию, когда пострадавшая сторона приходит в суд и просит прекратить дело. Потому что боится за дальнейшую судьбу своего мужа, который осуществлял насилие. Или боится его мести. А еще и потому, что судебные сборы по этим делам равняются 270 грн. И когда пострадавшая узнает, что нужно платить такие деньги, то говорит, что лучше их использовать на питание для детей, на поддержку семьи.
Законопроект № 4952 идентифицирует пострадавших от домашнего насилия, насилия над женщинами. Особенно среди таких групп населения, как люди пожилого возраста, лица с ограниченными возможностями, с умственными отклонениями. Они обычно находятся в закрытой семейной среде, очень сложно с ними общаться. И поэтому они наиболее уязвимы к действиям со стороны окружения. Для идентификации случаев насилия обязательным должно стать обучение специалистов, работающих с этими категориями людей. Дальнейшие изменения законодательства приведут к новациям в практике социальной работы, правоохранительной деятельности и в работе правосудия.
Подготовлено по материалам, предоставленным Национальным пресс-клубом "Украинская перспектива".