+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 24 (871), 6.07.2007 ХОЧУ В АСПИРАНТУРУ!Почему, несмотря на низкооплачиваемый труд преподавателей в нашей стране, молодежь всё же стремится поступить в аспирантуру? Ответы на этот вопрос самые разнообразные: 1. Желание преподавать и заниматься наукой настолько велико, что финансовая сторона отходит на второй план. 2. Интерес к процессу обучения или стремление к углубленным знаниям в конкретной области. При этом защита диссертации не является самоцелью. 3. Нежелание идти в армию. В некоторых случаях поступление в аспирантуру обходиться дешевле, чем уклонение от каждого призыва. 4. Повышение собственного рейтинга в глазах окружающих, если таковой кажется недостаточно высоким. Такую цель обычно преследуют выпускники, которые в вузе плохо учились. Но дав нужному человеку и в нужное время взятку, они оказываются зачисленными в аспирантуру, зачастую даже на стационарную форму обучения, в то в время как более способные, но менее деловые или менее состоятельные выпускники оказываются за бортом. Конечно, есть такое понятие, как "соискатель", и человеку совсем не обязательно быть зачисленным в аспирантуру. Он имеет такое же право сдать кандидатские экзамены и защитить диссертацию. Однако с соискателями неохотно имеют дело преподаватели, т.к. этот труд не оплачивается, да и не у каждого, особенно из числа иногородних, есть материальные возможности, а аспиранту на стационаре все-таки платят стипендию. А самое главное - следует обеспечить справедливый конкурс для всех желающих на вступительных экзаменах. 5. Некоторые поступают в аспирантуру потому, что им больше некуда идти. Особенно если их специальность на рынке труда является низкооплачиваемой. Примером могут послужить филологические специальности, где после получения диплома, не имея связей, можно устроиться работать разве что в сельскую школу учителем. Конечно, есть много интересных предложений для грамотных специалистов по трудоустройству не по специальности. Но если они действительно грамотные и потратили столько сил для получения качественного образования, - зачем им работать не по специальности? Да и зачем государство тратит столько денег на нерентабельные специальности? 6. Некоторые поступают в аспирантуру, потому что в вузе работают их родители и есть уверенность, что те помогут написать и защитить диссертацию. 7. Иногда причиной поступления служит желание руководителей по месту работы, которые считают, что необходимо повысить квалификацию данного сотрудника, или для решения какой-нибудь производственной задачи, а порою и просто для престижа. Тогда можно сочетать обучение в аспирантуре с работой по специальности, весьма близкой или совпадающей с тематикой диссертации. Кроме того, такого рода сотрудничество стимулирует развитие научных связей вуза и промышленности. К сожалению, такие случаи единичны. Подобный проект могут реализовать только те руководящие работники, которые не боятся, что сотрудник при наличии кандидатской степени будет претендовать на их место. Я думаю, что это возможно тогда, когда руководящий работник сам имеет учёную степень. Но когда сталкиваешься с руководителями наших предприятий, то зачастую их высшее образование не соответствует специальности, которой они занимаются, а то и вообще отсутствует. Вот почему после обучения в аспирантуре или имея учёную степень, тяжелее трудоустроиться. Мол, кому вы нужны, такие умные. Полный парадокс... ВЫВОД: количество желающих поступить в аспирантуру для защиты диссертации и последующей преподавательской деятельности ничтожно мало! Между тем сейчас с особой остротой стоит проблема старения научных и научно- педагогических кадров и, как следствие, нарушение естественной смены поколений. Перед системой подготовки научных кадров должна стоять одна задача - создавать благоприятные условия для научного роста аспирантов и молодых учёных, а также устранять препятствия на пути раскрытия способностей молодых людей. Заинтересованность государства в научных успехах, достижениях каждого аспиранта, молодого учёного, выраженная в виде информационной, технической, организационной и, конечно, финансовой поддержке системы образования, явится тем мощным рычагом, который сможет исправить возникший перекос. Я был бы очень рад, если бы люди, причастные к системе образования Украины, хотя бы задумались над этими проблемами, чтобы в ближайшем будущем мы гордились ы своими молодыми учеными. Борис РАЧИНСКИЙ,
|
|
|||||||||||||||
|