Номер 5 (1001), 12.02.2010
НА ВЫСОТЕ ДЕВЯТЬ ТЫСЯЧ МЕТРОВ НАД УРОВНЕМ МОРЯ
Самолет наконец набрал высоту. Погасло
предупреждающее табло. Спало напряжение, пассажиры,
высвобождаясь, защелкали пряжками ремней и стали
посматривать по сторонам, изучая попутчиков. Огляделась и
я. Мое внимание сразу же привлек человек, сидевший по
другую сторону прохода. Его необычное лицо показалось мне
странно знакомым. Но где я его видела? И когда? Я была
уверена, что это "КОГДА" относится к какой-то очень давней
жизни.
И вдруг меня осенило: ВАДИМ МУЛЕРМАН - красивейший
голос шестидесятых годов! Один из популярнейших певцов,
внезапно исчезнувший с телеэкранов и афиш...
Какое-то время я просто поглядывала на певца, а затем
решилась, подошла к нему, представилась и попросила дать
интервью для нашей газеты. И вот, переждав паузу,
заполненную голосом стюардессы, сообщившей, что наш полет
проходит на высоте 9 тысяч метров над уровнем океана, мы
начали нашу беседу.
- Вадим, вы летите домой или из дома?
- Домой. Мой дом там, где моя семья, в Харькове. А в
Америке я работаю. У меня на радиопрограмме WMNB своя
получасовая передача "От шлягера к шлягеру". Я рассказываю
о корифеях нашей эстрады, о певцах, да и не только о
певцах. Ставлю записи, напеваю сам. Передача идет с
включением прямой линии, так что я отвечаю на вопросы
радиослушателей. Судя по числу вопросов и писем, моя
передача весьма популярна. Сейчас по просьбам слушателей
мне должны увеличить эфирное время.
- У меня нескромный вопрос: когда-то вы были
обладателем буквально обвораживающего голоса... Что от
него осталось сегодня? Ведь вас не было слышно более 30
лет. Вы только напеваете или поете?
- Конечно, пою. Голос остался и более того, говорят,
что теперь я пою лучше, чем в молодости.
- Вы даете концерты в США? Как вам американская
публика? Не хотите ли вообще перебраться в Америку?
- Нет, Америка в творческом плане не для меня. Публика
мне не нравится. Они и дома ходили только на зарубежные
гастроли, и здесь ходят только на тех русских, которых
можно расценить как "импортных" гастролеров. Большие сборы
делают Задорнов, Ротару... потому, что они здесь не
живут... Хотя часто и приезжают, и по-настоящему
замечательных мастеров искусства здесь могут не оценить.
Вот приезжали Александр Демьяненко и Михаил Светин,
привезли спектакль "Дон Педро" - в зале сидело едва ли сто
человек. Ребята чуть не плакали. Жаль... Можно было бы
сюда весь наш золотой шлягер привезти.
- Вы бывали на гастролях в Израиле? Как тамошняя
публика?
- Замечательная. Такая же, как и была в Союзе. Там нет
мещанского брайтонского духа. Брайтонцы певцов
предпочитают слушать во время застолья. В Израиле совсем
по-другому. Хотя, конечно, обобщений делать нельзя.
Американская культура, вернее, культура в Америке - вопрос
серьезный.
Это ведь страна без своей культуры. То, что есть, - это
конгломерат тех культур, что привезли эмигранты,
африканцы. Но в этом конгломерате отсутствуют русские
традиции. Нет нашего вклада.
- Я не понимаю. А как же Набоков, Рахманинов,
Бродский?
- Речь не о классике. Я говорю о поп-культуре, в
частности об эстраде. Сейчас нам вообще нечего внести в
этот жанр. Лет 30-40 назад мы еще могли конкурировать, и
небезуспешно, а сегодня наша эстрада безнадежно отстала.
Наше эстрадно-цирковое училище не дает своим
выпускникам того, с чем выходят на сцену американцы. Эти
умеют абсолютно все - они синтетические актеры. Посмотрите
любой бродвейский спектакль. Вокал, пластика, хореография,
акробатика, драматическое дарование...
- У нас Бобу Фоссу не с кем было бы работать?
- Ну, Боб Фосс!.. Я впервые начинал работать в Штатах в
Калифорнии. Приехал из-за больного брата. Надеялся
спасти... У меня были ученики: четверо американцев и
четверо русских. Я работал с ними и как режиссер (я ведь
закончил режиссерский факультет в ГИТИСе). Я был просто
поражен высоким профессионализмом американских ребят.
После наших занятий они все прошли по конкурсу в Лас-
Вегасе.
- Но есть же у нас Валерий Леонтьев?
- Валерий Леонтьев - это изумительное явление. Я это
понял с первого же раза, когда был членом жюри в песенном
конкурсе стран соцсодружества в Ялте. Мы тогда с Кобзоном
и Великановой перетащили на нашу сторону всех членов жюри
и дали Валерию 1-е место. Но я считаю, что в наших
условиях он не до конца смог реализоваться.
- Если вы считаете, что даже Валерий Леонтьев не
может в наших условиях себя полностью реализовать, то
спрашивать вас, реализовали ли вы себя вообще, неуместно -
ведь вы так внезапно исчезли с афиш более 30 лет назад.
- Да, меня отстранили от больших городов, от радио и
телевидения за то, что я спел в концерте три безобидные
еврейские песни, в том числе знаменитую "Тум-балалайку".
Пришлось работать только в провинции. Но и в хорошие
времена я себя не мог реализовать. У нас шаг вправо, шаг
влево от рояля "приравнивался к побегу". Однажды,
распевшись, я позволил себе выйти из выемки рояля и
получил выговор от Леонида Осиповича Утесова "за
развязность". Правда, когда я ему напомнил его "Веселых
ребят", он засмеялся и сказал: "Ладно, вольно!" Утесов был
замечательным человеком...
Действительно, самовыразиться и сейчас непросто, а в
былые годы я мог себя почувствовать чуть раскованно лишь
на зарубежных гастролях.
- Что самое важное для певца?
- В своем творчестве оставаться самим собой. За что я
ценю Кобзона, Пьеху, Валю Толкунову, так это за то, что
они себе не изменяют.
- Что шокирует вас в современной эстраде?
- Обман. Если бы в Америке певец в течение ряда лет
только открывал рот, его бы просто побили. А у нас многие
знаменитости возят с собой фонограммы, на которых записано
не просто музыкальное сопровождение (это еще куда ни шло,
ведь не всегда есть возможность тащить с собой ансамбль),
но и их голоса 10-летней давности.
- Есть ли у вас новые записи?
- Я записывался в Нью-Йорке. А сейчас в Москве
бандитским способом выпустили мой диск. Это прямой грабеж!
Но не судиться же с ними!
- В Библии сказано: "Вначале было СЛОВО". А в жизни
слово "ХИТ" появилось много позже, чем сами хиты. Я помню
успех вашего "Короля". Сейчас в концертах вы повторяете те
шлягеры, что принесли вам когда-то успех и популярность?
- Разве только "Король"? А "Лада"? А "Последняя
электричка"? Когда я заканчивал ею концерт, зал вставал и
начинал танцевать. Конечно, я включаю лучшие из старых
хитов в свои концерты.
- Как я поняла, Америка - это не ваше... Не ваша
страна, не ваша публика. И все же?..
- Я понимаю, о чем вы хотите спросить. Но кормить семью
надо, и потому сейчас моя жизнь проходит в пути. Нью-Йорк-
Харьков, Харьков-Нью-Йорк. Кстати, в январе я дам в Нью-
Йорке так сказать юбилейный концерт. "Так сказать" я
употребил потому, что концерт пройдет с большим
опозданием. Он посвящен моему 60-летию, которое состоялось
еще 18 октября. Но не так просто было найти "окно" между
гастролями Крутого, Задорнова и др. Так что отпразднуем в
январе.
Кстати, с Америкой я связываю еще один план. Дело в
том, что сегодня одно из главных дел моей жизни - это
создание в Харькове ТЕАТРА ПЕСНИ им. КЛАВДИИ ИВАНОВНЫ
ШУЛЬЖЕНКО. Создание такого театра - это моя идея. Но на
нее откликнулись и управленческие структуры города и
области, и директора всех харьковских предприятий. Ведь
Харьков, так же, как Одесса, - это родина замечательных
людей: ученых, артистов, музыкантов, писателей. Если
говорить только о людях искусства, то это Шульженко,
Бернес, Гурченко, Ал. Петренко, Ел. Яковлева. А
композиторы? Дунаевский, Мовсесян... Когда-нибудь в
Харькове будет аллея всех выдающихся деятелей культуры и
искусства, как в Голливуде. Такие планы есть. Надо думать
и помнить о тех, кто принес Отечеству славу.
Но моя цель - это театр песни. Под него уже нам отдают
помещение старого театра музкомедии. Так вот, если бы
каждый из американских эмигрантов, а их более 1 миллиона,
пожертвовал бы на театр по 10 долларов, то создание театра
стало бы реальностью в ближайшие годы. Для меня это очень
важно. Я ведь тоже не вечен. Я уйду, а театр останется.
- Вадим, почему бы вам не приехать в Одессу? Вас
всегда любили в нашем городе.
- Я с радостью приехал бы. Но сейчас нет организации
типа "Росконцерта". Гастроли организуются либо по
приглашению мэрии, либо частными менеджерами.
Должен сказать, что я никогда дорого не запрашиваю, так
как хочу, чтобы на мои концерты смогла прийти моя публика,
а она сейчас много платить не в состоянии. Но пока я могу
для нее петь, я пою.
Вела беседу Елена КОЛТУНОВА.
"Порто-франко", № 52 1998 г. и № 1 1999 г.
|