+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 2 (998), 22.01.2010 Кшиштоф Занусси:"Не надо злиться,
что люди смотрят примитивные сериалы" Встречи и общение с выдающимся польским кинорежиссером Кшиштофом Занусси - не просто интересны и познавательны. Это еще и огромное удовольствие от встречи с человеком, который и внешне, и своей деятельностью, своими фильмами представляет подлинного интеллигента. Этим удовольствием решили поделиться с читателями "Порто-франко" наши корреспонденты. Для справки. Кшиштоф Занусси родился в 1939 году в Варшаве. Изучал физику и философию. С 19 лет снимал любительские фильмы. Выпускник Лодзинской киношколы. Снял более 50 художественных и документальных кинофильмов, а также телефильмов. Лауреат самых престижных международных кинофестивалей - в Каннах, Венеции, Москве и др. Среди фильмов-лауреатов такие, как "За стеной", "Семейная жизнь", "Иллюминация", "Спираль", "Константа", "Императив", "Год спокойного солнца" и другие. Признан классиком мирового кинематографа. Неоднократно приезжал в Одессу для участия в Неделе польского кино. Совесть у каждого своя - Перед нынешним приездом в Одессу вы были участником встречи глав государств, посвященной 70-летию начала Второй мировой войны. Какие впечатления вынесли вы оттуда? - Да, у меня были встречи с господином Путиным, с госпожой Тимошенко, которой я пожимал руку в Гданьске. Это как продолжение картины "Персона нон грата". Я иногда связан с нашей дипломатией. Давно уже принято, если король ездит куда-то, он возит с собой своих шутов. И художник - один из шутов, я таким себя считаю. И в такой роли меня пригласили на встречу 1 сентября на Вестерплатте. Это важная для нас встреча, потому что уже сейчас идёт борьба за Память. Как это было на самом деле? Кто говорит правду, а кто врёт? И много президентов, премьер-министров разных стран, в их числе и господин Путин, приехали отметить, что война началась 1 сентября 1939 года. И что в этой войне, к сожалению, принимал участие (как союзник Гитлера) Советский Союз, который напал на Польшу 17 сентября по договору Молотова-Риббентропа. Мне, как поляку, хочется повторить те же слова, которые мы повторяли несколько раз, объясняя наши сложные отношения, особенно к россиянам и России, вообще отношение к истории, которая нас иногда разделяет, иногда соединяет. В этой истории были трудные моменты. Как сказал наш премьер-министр Туск словами великого венгерского писателя Шандора Марая, Советская Армия выгнала немцев с нашей территории, но свободы не принесла, потому что она сама свободы не имела. Советский солдат не был свободным, поэтому он не мог нам дать свободы. И мы свободы добились только в 1989 году. Это мы обсуждали там, на Вестерплатте. Я с радостью услышал, что господин Путин сознательно не повторял этих пустых, фальшивых слов о немецком фашизме. Вы прекрасно знаете, что никакого немецкого фашизма никогда не было, он придуман Сталиным. А уже господин Путин перед западной прессой сказал: нацизм, социализм национальный. Этот тот социализм национальный, который с интернационал- социализмом убивал свободу в разных местах мира. То, что сказал президент моей страны, и то, что я повторяю во всех возможных местах: мы чувствуем себя свободными только тогда, когда мы в состоянии признать свою вину. И мы, поляки, дозрели до того, чтобы сейчас говорить: мы были виноваты. Мы были жертвами, но мы тоже виноваты. И, между прочим, в списке наций, которые пострадали из-за нас, находятся украинцы, евреи и разные другие нации. Мы настолько свободны, что мы можем это признать. И мы говорим откровенно: да, мы тоже виноваты. Мы все должны простить и просить прощения. И таким образом установить уже новый мир - без ненависти и без того, чтобы обращались к неправде, спасая своё хорошее самочувствие. Таков сюжет наших переговоров. Я попал туда как шут, но, как шут, я считаюсь президентом польско-российского форума, в котором принимают участие министры иностранных дел, и мы там можем обсуждать трудные проблемы между Россией и Польшей. Мы, как соседи, должны понимать друг друга, а понять друг друга без правды нельзя. Мы нашу вину признаем и не будем требовать сразу симметрично, чтобы кто-то признал свою вину. Это проблема чужой совести. Мы отвечаем за нашу совесть. В политиках интересны не слова, а поведение - Как вы полагаете, в других странах, в частности в России, это понимают? - Что касается господина Путина, то он произнёс речь, в которой остались разные моменты, для нас звучащие как демагогия. Не могу поверить, чтобы он на самом деле не знал истории. Но в ней было стремление обратиться как к своему избирателю, так и к западному миру. А это очень трудно: потому что это два разных языка. Один язык - для западного мира, другой - для избирателей России. И поэтому его речь была немножко сломана. Но позитивный элемент: он признал, что пакт Риббентропа-Молотова был нарушением прежде всего нравственных ценностей, и что следствием его была Вторая мировая война. А всё остальное, знаете... - А какие у вас остались впечатления от Путина? - Мне всегда политики очень интересны. Я с ним обедал и я смотрел на его руки, на то, как он владеет вилками, когда он сделает паузу, когда возьмёт воздух. Это - психологические наблюдения. А то, что он скажет через год... Речам политиков я не придаю большого значения. Мне интересно поведение политика. Что его разозлило? Где он ускорил речь? На это я обращаю внимание. Здесь шут может политику даже что-то подсказать. Массовая культура лучше, чем никакая - Вы считаетесь элитарным режиссером, для киноманов. Но тем не менее в последние годы много рассуждаете о массовой культуре. Почему? - Я хотел бы обратить внимание на глобальный процесс, который нас касается, но который мы порою не замечаем. В мире возрастает роль и значение массовой культуры. Это культура вышла к тем людям, которые вообще никакой культуры не имели. Они за последние годы обогатились и что-то очень важное получили. Но для нас, интеллигенции, огромное разочарование, что эти люди пользуются товаром не первого сорта, а только второго и третьего. Но все-таки лучше второй и третий сорт, чем четвёртый и пятый. И в этом смысле произошел гигантский подъём общества, в котором люди научились мыть руки перед приёмом пищи, пользоваться вилками, надевать клипсы дамам. Это всё новость, которая прошла, как ураган. Но те же самые люди читают глупые книжки, смотрят телесериалы. Для них это тоже наука, их это развивает. Хотя для нас это шаг назад. Конечно, новый мир будет создавать свои новые элиты, и они заново будут требовать товаров культуры высокого качества. Но их, конечно, будут создавать другие люди, не я буду это сочинять. Так что я вижу в нынешней ситуации и положительный, и негативный аспекты. То, что у нас число людей образованных, с высшим образованием, очень выросло - это огромный успех. А то, что уровень высшего образования очень понизился, что ж, это плата за такой успех. И не надо злиться, что люди смотрят телесериалы. Хотя, конечно, их представление о мире очень примитивное, глупое даже. Но это всё-таки для определённой части людей - уже шаг вперёд. Они вообще ничего не знали, а сейчас знают уже о судьбе примитивных героев примитивных телесериалов. Может быть, они потом пойдут вперёд, ещё дальше. Есть такой фонд, в котором я участвую, где мы пробуем соединить высокую и низкую культуры. Например, наш фонд повёз танцоров брэйк- данса к Папе Римскому, я добился его согласия, чтобы они могли выступить там в присутствии пятидесяти семи телекомпаний мира. И Папа обратился к этим простым мальчикам, которые танцевали на голове, и сказал: "Если вы это делаете бескорыстно для красоты ваших движений, вы - художники. Но если вы делаете это для себя, для своей известности, для денег, для карьеры - это плохо". Одесса смотрит широко - Вы уже не первый раз в Одессе. Каким вы воспринимаете наш город? - Для меня Одесса - город открытый, как порт, это окно в мир. Это ценность, которую нелегко найти в мире. Ее, эту ценность, можно отыскать только в определённых городах, где соединено много наций, много культур. Одесса к таким местам принадлежит. Она открыта, она смотрит широко. В первую же поездку такой город вычисляется. Я пробовал сегодня бороться за слово, которым, к сожалению, большевики злоупотребляли. Это слово, которое во всех западных языках звучит очень положительно, - "космополит". Такой человек не продавец своей родины, а наоборот, это тот, кто умеет оценивать другие культуры. А тогда на этом фоне может быть настоящим патриотом. Чтобы любить свою нацию, надо знать и любить другие. Тогда человек со свободой выбора чувствует связь со своей собственной нацией. - Вы знаете, что в Одессе есть польское общество: - Я очень обрадовался, узнав об этом, увидев этих людей. Мне приятно было видеть этнических поляков, не связанных с Польшей, которые изучают польский язык. В Польше сейчас тоже многие изучают украинский язык, русский язык сейчас поднялся. Для меня всегда радость, если я вижу город, в котором разные общества чувствуют себя свободно, и на них никто не давит. Надеюсь, что Одесса - именно такой город. Ищите своего героя - Знакомы ли вы с современным украинским кинематографом? Какое он оставляет впечатление? - Я стараюсь, насколько это возможно, смотреть украинские фильмы. Украинское кино, начиная с Довженко, имело свою характеристику, даже эстетическую. Как оно эволюционирует сегодня, мне трудно сказать. Я иногда вижу на фестивалях картины, которые сняты в этой стилистике. Но когда это делал Ильенко в свои лучшие времена - то было великое искусство. А когда эпигоны пробуют так снимать - это не очень хорошо. Я уверен, если бы стал вашим министром культуры (хотя меня никто не приглашал занять этот пост), я бы искал национального героя. Героя, который выразил бы, что представляет собою украинская душа, чем она отличается от польской души, от русской души. Я чувствую, что-то такое есть. В подходах, в поведении. И когда я встречаю ваших молодых режиссеров, постоянно им повторяю: ищите вашего героя. Смотрите, чем он отличается от героев других стран, в чем он не молодой болгарин, а молодой украинец, как проявляется это в его поведении, в реакциях, какие у него мечты, желания. Мне кажется, что после оранжевой революции это более явно проявляется. Как это выразить - другое дело. - У вашего коллеги Ежи Гофмана - тесные связи с Украиной. А у вас таковые имеются? - Что касается Украины, то у меня здесь семейных связей практически нет. Сосланный в Сибирь, мой дед вернулся оттуда пешком. Так что даже это кинематографическая история. А вот у моей жены очень сильные связи с Украиной. Я считаю, что для поляков, для нашего очищения, очень важно понять сложные взаимоотношения, понять тоже нашу вину и понять, что мы сегодня можем дружески поддерживать эту нацию, которая живёт с нами рядом. Во всех возможных местах, где я встречаю людей из Украины, я их приглашаю: приезжайте во Вроцлав, где расселены люди из Львова, и тогда поймёте, что мы Львова забрать уже не можем (смеётся). Жизнь с ускорением - Пан Кшиштоф, если уж заговорили о ваших корнях, вы имеете какие-то родственные связи с создателями знаменитой фирмы "Занусси"? - Можно сказать, что эту фирму основали мои родственники, поскольку я по происхождению итальянец. Просто примерно полтора века назад наш род разделился на две ветви. Кстати, дедушка, глава фирмы, считал меня странной обезьяной: он не понимал, зачем заниматься такой ерундой, как кино. Как я не мог понять людей, производящих холодильники. Но однажды я пригласил дедушку на кинофестиваль в Венеции, в котором участвовала моя картина "Контракт". На показе присутствовал итальянский премьер- министр, мне устроили бурную овацию. Но на главу фирмы это не произвело ни малейшего впечатления. И вдруг утром он прибежал ко мне с изумленными восклицаниями: "Кшиштоф! Ты, оказывается, очень важный человек! На первых страницах всех газет наша с тобой фамилия, а ведь мы за это не платили!" После этого он меня зауважал, понял, что нашу фамилию могут прославить не только холодильники. Кстати говоря, я часто рассказываю эту историю политикам и бизнесменам, когда убеждаю их вкладывать деньги в культуру. Ведь деятели культуры могут как мало кто другой создать прекраcную рекламу своей стране. Да вспомните сами: как заговорили об Украине, когда ваша Руслана победила на "Евровидении"! - Вы всегда удивительно много работали. Если многие ваши коллеги, столь же знаменитые, снимают один фильм в несколько лет, вы за год снимаете минимум два фильма. Откуда силы берутся? - У меня жизнь проходит с огромным ускорением. Восток живёт часто в другом, медленном, ритме ещё где-то с 19-го века. Это имеет свои достоинства, но и слабости. Сегодняшний мир весь живёт с ускорением. А пожилые люди - тем более. Поскольку у меня времени мало, поэтому я бегу всё время. Беседу записали Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
|
|
|||||||||||||||
|