Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 41 (1530)
10.12.2020
НОВОСТИ
Политика
Здоровье
Проблемы и решения
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Истории
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 41 (1530), 10.12.2020

ВЕРНУТЬСЯ В ДЕТСТВО

Центр современного искусства Aurum (Торговая, 2) представил проект Немецкого центра "Баварский Дом Одесса" и Гёте-института — фотовыставку Томаса Шефера. Две серии фоторабот составили экспозицию. Серия "Эмпирические зарисовки" — просто очень красивые снимки с водяными лилиями, женской фигурой в бикини и так далее. А "Пространство опыта" воссоздает интерьеры дома, в котором автор провел свое детство.


Томас Шефер родился в 1983 году в Майнце, сейчас живет в Берлине, некоторое время жил в Сан-Паулу. Изучал архитектуру, но в итоге получил степень бакалавра изящных искусств в Берлинской технической академии искусств. Принимал участие в нескольких международных выставках, жил, путешествовал и работал в Южной Америке, Европе, Юго-Восточной Азии, Западной Африке и Северной Америке. Возвратившись в Германию, он выстроил в студии гиперреалистичные инсталляции. А тот факт, что инсталляции после работы были демонтированы, поддержало концепцию эфемерности воспоминаний.

— Концепция проекта родилась еще во время учёбы в университете, — комментирует свои работы автор. — Я прочитал книгу Гастона Башляра "Поэтика пространства", в которой речь идет о том, как помещения и пространства влияют на нашу память. Автор описывает, что наши первые воспоминания и чувства формируются в комнатах нашего семейного дома, воспоминания о "прятках на чердаке" или "тайнике в погребе"... Возможно, мои слова покажутся заимствованными из популярной психологии, но некоторые из этих сцен мне снились. Мужчина в гараже — это мой отец, а ребенок, сидящий на полу среди игрушек — это я. В некотором смысле, мы оба "прячемся". Я прячусь на чердаке и играю. Это было мое "укромное место", и с ним у меня связаны прекрасные воспоминания. А мой отец любил "сбегать" в свой гараж, это его укромное место. Снаружи у гаража — наполовину спрятанный в траве футбольный мяч. Возможно, этот мяч принадлежит мне?.. Мои инсталляции взяты не только из моих снов. Некоторые сцены были созданы, когда я сознательно думал о детстве и вспоминал прошлое. Мальчик, который занимается в комнате, — это тоже я. Вероятно, я целый день играл, а теперь пришла пора делать уроки. Я обожал машинки (и моя кровать в форме машины), а мой отец увлекался футболом (и он смотрит футбольный матч по телевизору, пока я учусь).

Человеческие фигуры на снимках Шефера выглядят застывшими.

"Отчасти это потому, что я вижу свои воспоминания как натюрморт, как красивую, но быстротечную сцену, — поясняет Томас. — Каждая фигура застыла в раздумьях, замерла. Нет никаких конкретных действий и взаимодействий. Таким образом, зритель вправе дать волю своему воображению в интерпретации сцены: "Что я делал на чердаке?", "Что моя мама делала на кухне?", и так далее. Честно говоря, я никогда не думал, что эта серия работ произведет такой эффект. Я получаю много отзывов. Люди пишут мне на электронную почту или звонят и говорят, что мои фотографии, действительно, вызвали у них определенные чувства, что они испытывали ностальгию, вспомнили свой собственный опыт и слились с моей работой на личном уровне. Мне рассказывали, что одни люди смеялись, рассматривая эти сцены, а другие плакали. Например, один мужчина вспомнил анекдот, который давным-давно рассказал ему дед в канун Рождества. Фотография прихожей в квартире, где мужчина и женщина находятся в разных комнатах после ссоры, заставила одну из женщин плакать, потому что это напомнило о ссоре ее родителей накануне развода. Думаю, теперь я понимаю, для чего я создал эту серию, и куда мне двигаться в будущем. Я взглянул на свою жизнь и на свою автобиографию в более общем "повествовательном" смысле. Я ищу своего рода аутентичность и способ ее определения. Все началось с моих воспоминаний и продолжается по мере постижения моего настоящего и будущего. Возьмем, к примеру, фотографию гостиной на Рождество. Наряжена елка, подготовлены подарки, просто идеальная картина. Тем временем, мама на кухне готовит праздничные блюда. За окном видно соседский дом, соседскую елку. Наши воспоминания полны противоречий и контрастов, но их разделяют и другие люди, каждый по-своему...".

При желании может получиться знатная детективная история! А есть на выставке и просто созерцательные работы из проекта "Эмпирические зарисовки" — водяные лилии, всякие прекрасные мгновения нашей жизни, которые не грех остановить. Спасибо, Томас!

Виолетта СКЛЯР.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.