Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 16 (1261)
30.04.2015
НОВОСТИ
События
Память
Правопорядок
Репортеры надежды
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Новые имена
Благотворительность
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (1261), 30.04.2015

"ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ" - С ЛИРОЙ

Героиней передачи "Против течения" ("Проти течiï"), которая выходит на Одесском областном радио, нередко становится сама ее автор - журналистка Светлана Лира. Она рассказывает о себе, своих проблемах и достижениях, делится своим опытом и даже кулинарными рецептами... Что это? Самореклама за бюджетные деньги? Нет, конечно! Просто Светлана - незрячая, и идею ее радиопрограммы можно сформулировать следующим образом: ничто не может помешать добиться успеха, если ты того желаешь и делаешь для этого все, что в твоих силах. И личный пример Светланы, выпускницы журфака ОНУ им. Мечникова, тому подтверждение.

- Светлана, насколько мы можем судить, "Против течения" - это не просто название программы, а ваше жизненное кредо?

- Да, я не люблю, когда о людях с ограниченными возможностями говорят с придыханием, упирая на то, что он (она) не такой, как все и нуждается в помощи.


Возьмем такой пример. Когда я прихожу в магазин (а хожу я за покупками сама), то обычно подхожу к охраннику и прошу позвать кого-то из сотрудников, кто поможет мне выбрать продукты. Мы набираем целую торбу, уже подходим к кассе, и тут меня спрашивают: "А как же вы поднялись к нам по ступенькам?" То, что продукты, которые я купила, еще надо приготовить, прежде чем съесть, не заинтересовало! А заинтересовало почему-то, как я по ступенькам поднялась! Я в таких случаях говорю: "А вы считаете, что подняться по вашим ступенькам намного труднее, чем приготовить еду?"...

Или, когда я захожу в маршрутку, то начинается: "Ой, слепая! Уступите ей место!" Иногда в процессе общения я пытаюсь объяснить людям, насколько это мне неприятно, и привожу такой пример. Представьте, что вошла в маршрутку девушка, которая весит 120 килограммов. И тут вдруг кто-то скажет: "Ой, толстая! Уступите ей место, чтобы она пространства меньше занимала". Правда, неприятно будет! Вот и мне неприятно, когда подчеркивают мой недостаток, когда жалеют...

Да вспомните сами, какими таких людей, как я, показывают по телевидению?

Вот он такой классный, но ему нужна квартира...

Или: она такая хорошая - и поёт, и танцует, но ей не хватает дивана, диктофона или ещё чего-то...

Я этого терпеть не могу, потому что каждому человеку чего-то не хватает. А мне хочется рассказывать о людях с ограниченными возможностями в позитивном ключе; что они могут нормально себя обслуживать, обеспечивать, что не сидят в квартире, а трудятся... Иными словами, я хочу показать, что мы - такие же, как и все остальные.

В нашем обществе до сих пор многие считают, что люди с инвалидностью должны сидеть дома - и всё. И нам в самом деле приходится идти против течения, доказывать, что мы можем реализоваться, быть самими собой. Ведь в каждом человеке есть какое-то движение. Если движется мозг, значит, движутся мысли. Если движутся мысли, значит, должно двигаться и всё остальное...

Я понимаю, что одна пятнадцатиминутная передача, выходящая раз в неделю, не изменит наше общество. Но если за мной эту идею подхватят другие, то что-то поменяется к лучшему.

- А как вообще появилась идея такой передачи?

- Я училась в 93-м интернате - для незрячих. Поскольку это учебное заведение - специализированное, мы были во многом изолированы от общества. И когда я поступила в университет, то весь первый курс занималась тем, что учила однокурсников со мной общаться.

Объясняла, что не нужно проходить мимо меня, а нужно поздороваться... Что не обязательно каждый день спрашивать: кто меня расчесывает...

Приходилось доказывать преподавателям, что не надо говорить мне: "Ладно, учитывая твои особенности, поставлю пятёрку", потому что если я не вижу, это не значит, что я тупая. И если я не подготовлюсь как следует к модулю или экзамену, то это вовсе не потому, что я не вижу, а потому, что я такая же ленивая, как и все студенты...

Вы можете себе представить, чтобы вас по пять-шесть раз в день спрашивали: почему вы ходите в этих штанах или в этом платье? Да вы в какой-то момент просто взбеситесь и скажете: "Блин, да сколько можно? Почему вы меня не спрашиваете о чем-то другом?" А мне приходится регулярно выслушивать вопрос: почему я не вижу? Это как тест какой-то на самообладание - в тысячный раз отвечать на этот вопрос.

Это, так сказать, предисловие, а теперь по сути дела.

Мне передача нужна для того, чтобы я могла рассказывать людям о простых, обычных вещах... И чтобы мне, может быть, на один-два раза реже задавали вопрос: почему я не вижу.

- Светлана, а что побудило вас выбрать профессию журналиста?

- А из чувства противоречия, всем назло!

Прежде незрячие после окончания школы, как правило, шли работать в УТОС (Украинское общество слепых), но сейчас эта структура, как и все советское, рушится, поэтому перспектив там нет. И многие выпускники поступают учиться на юристов, историков, филологов, психологов или массажистов.

Как-то к нам в школу пришла девушка, она рассказывала о своей массажистской практике, показывала свои руки: они все в жилах выделяющихся. Я подумала: нет, я такие руки не хочу иметь.

Учиться на историка? Так получилось, что с пятого по двенадцатый класс я проспала на всех уроках истории (смеётся).

На филфак меня толкали идти. Я ведь в школе многим помогала писать сочинения, проверяла диктанты, писала рефераты... Еще говорили, что филологический - это факультет невест. И что, думала я, мне тоже предстоит быть в этом стаде невест? Не хочу!

У меня был знакомый, который работал в газете, и он буквально заворожил своими рассказами о журналистике. Но мне в школе начали говорить, что в университет "на журналистику" нереально поступить, что там очень сложно учиться, в общем, чтобы я туда даже не лезла. А я взяла и поступила!

- Что было для вас самым сложным в процессе учёбы?

- Когда преподаватели делали одолжение и ставили хорошие оценки.

Сдавала я как-то экзамен преподавательнице, о которой девчонки говорили, что ей по семь раз ходят пересдавать. Конечно, я переживала. Но вот задала она мне вопрос - я ответила. Задала второй - я ответила. И приободрилась так. А третий вопрос - не помню. Еще один - не знаю... Уже понимаю, что всё - на два из четырёх вопросов не ответила, и говорю преподавательнице: "Давайте, я в следующий раз приду, пересдам".

И тут она говорит: "Подождите. Вас 80 баллов устраивает?" (это по стобалльной шкале "четверка" получается).

Я растерялась, а она не поняла, что я растерялась, и говорит: "Ну хорошо, девяносто".

Мне так обидно стало! Вышла в коридор, разрыдалась... Мне девочки говорят: "Ты - дура, мы бы хотели оказаться на твоём месте". А мне неприятно было...

-То есть, вам и учиться пришлось "против течения"?

- Сначала - да. Мои однокурсники восприняли меня как равную только в конце второго курса, когда я защитила курсовую. Наверное, я не должна говорить, что это была самая крутая работа? Но это была крутая работа! (смеётся).

После чего мои предложения "скинуть конспект" уже воспринимали всерьёз (смеётся).

Но, с другой стороны, я никого не виню, что поначалу у нас были проблемы. И не здоровались со мною однокурсники не потому, что они такие злые дети, а потому что не знали - как это делать. Мне одна девочка так и сказала: "Подскажи, как с тобой обращаться, чтобы я знала".

- Почему вы выбрали радиожурналистику?

- Я не выбирала, это случайно произошло. После окончания университета мне нужно было искать работу. Пробовала заниматься копирайтингом, но не сложилось. Хотя узнала кучу информации про биокотлы, блютуз-браслеты и так далее (смеется).

А в областной телерадиокомпании работает моя знакомая Оля Горносталь. Она меня познакомила с директором радиопрограммы областной телерадиокомпании Геннадием Викторовичем Степаненко, и он меня взял на работу.

Никогда не думала, что мне понравится радиожурналистика, потому что нас готовили как "печатников". Но оказалось, что работать с радиотекстами очень интересно. Мне нравится подбирать звукоряд, я получаю особый кайф, когда понимаю, что попала именно в точку этим звуком. Ещё мне нравится сидеть со звукорежиссёром, когда идет монтаж передачи.

- Ваши герои - тоже те, кто "против течения?"

- Да, вот, например, Анна Серпутько, которая преподавает в Киевском университете имени Драгоманова. Она очень плохо видит, а поскольку работает на кафедре педагогики, было поучительно послушать, как ей удаётся обучать людей с ограниченными возможностями здоровья.

Был такой интересный случай. Срывалось интервью, и я попросила прийти на запись свою одноклассницу, умеющую вязать крючком. В конце нашей беседы я предложила ей провести мини-мастер-класс по вязанию. Она рассказала, как сделать цветочки к празднику Весны. Оказывается, это довольно-таки легко. И слушателям понравилось...

Много я рассказываю о повседневной жизни. Ко мне однажды даже подошла наша секретарь и попросила рецепты, которые я давала в эфире.

Рассказывала я и о своём опыте занятия дайвингом. Романтичная такая получилась передача...

Возможно, это прозвучит слишком пафосно, но я во многом сама герой этих передач. Мне нравится, что я рассказываю о проблемах именно так, как хочу я, а не как это делают журналисты. Хоть я и сама журналист (смеется).

- А вот тут попросим поподробнее...

- Когда у нас принято говорить о людях, у которых проблемы со слухом, зрением и так далее? Ко Дню инвалидов либо к Международному дню белой трости. Журналисты всегда в это время судорожно бегают по городу и ищут себе объекты. И всем хочется найти такого героя, который не просто сидит в квартире, а чем-то занимается. Но тем, кто чем-то занимается, уже немного надоело, что журналистов они интересуют только два раза в год.

Как-то мне, еще студенткой, довелось стать героиней телепередачи. Сюжет был на тему "Город глазами незрячих".

Я пришла вся такая красивая, расфуфыренная: в красном плаще, в замшевых ботинках на каблуках, с распущенными волосами, с маникюром. Пусть, думаю, все знают, что я - нормальная тётка!

Мы прошлись по Приморскому бульвару. Я рассказывала, как себе всё это представляю. Старалась быть такой умной, интересной. А я действительно многое знаю о бульваре... Но в итоге - такую несчастную умудрились из меня сделать!

Хотя я понимаю, что среднестатистический здоровый человек думает так же, как и авторы этого сюжета. И для зрителей диссонанса в той передаче наверняка не было. Он был только у меня.

- Светлана, но давайте говорить прямо: журналистика - это же не только работа в студии, но и выезды на место события, подготовка репортажей, опросы...

- Я не могу сказать, что передвигаюсь свободно. Но по тем маршрутам, которые знаю, хожу хорошо. Например, на проспекте Шевченко нормально ориентируюсь: могу найти и банк, и почту, и магазины. Но, понятное дело, если меня на поселок Котовского закинуть, то буду стоять, как камень....

- Вопрос, конечно, банальный, но как без него обойтись: каким вам видится будущее?

- Когда я окончила университет, мечтала стать преподавателем. Сейчас готовлюсь к поступлению в аспирантуру. Сдала кандидатский экзамен по философии. Нашла преподавателя, который согласен уделять мне много времени. Правда, это будет не журналистика, а прикладная лингвистика.

Я хочу со своим научным руководителем создать достойный украинский синтезатор для незрячих. Нельзя сказать, что таких синтезаторов нет; их даже целых четыре штуки, но это адаптированные русские синтезаторы, где просто поменяли некоторые фонемы. Я понимаю, что это очень трудоёмкая работа, но я люблю быть полезной людям. У меня не всегда это получается, но я очень люблю. И горжусь, когда ко мне кто-то обращается за помощью...

Комментарий Г. В. Степаненко:

"Я не скрою, что консультировался со многими людьми, прежде чем принять решение о зачислении в штат Светланы Лиры. И большая часть из них отговаривали от такого шага. Что характерно, среди них были и незрячие.

Но Светлана произвела сильное впечатление своей настойчивостью, напористым характером, требовательностью к другим и себе, своим желанием доказать, что не имеет ограничений в самореализации. У меня такое впечатление, что она может достигать тех целей, которые многие ставят перед собой в юности, но которые у большинства потом мельчают и нивелируются. Светлана не такой человек.

Безусловно, мы предложили ей максимально благоприятный режим работы. Если Светлана и выезжает в незнакомые места для интервью, то это решение она принимает сама и, если нужно, ищет сопровождающих. Кстати, она - помимо работы - путешествует без сопровождающих. Света - очень коммуникабельный человек, всегда знает когда и с кем можно договориться.

Что касается профессии, то её материалы отличаются глубиной и свежестью восприятия. Парадоксально, но именно она работает над тем, чтобы создать качественный звуковой фон для своих материалов. У других на это не хватает энтузиазма. А её передачи отличаются тем, что вы погружаетесь в звуковую атмосферу того, о чём рассказывает журналистка.

Отклики на ее передачу восторженные, особенно, понятное дело, от незрячих. А замысел этой программы и состоит в том, что люди, которые при трудностях опускают руки, должны понять, что, потеряв многое, можно тем не менее многого и достичь. Конечно, для тех, кто не имеет потенциала преодолевать препятствия, все бесполезно. Но ведь немало тех, кому нужно показать пример. Продемонстрировать, что нет безвыходных ситуаций.

У Светланы в одной из передач был герой по прозвищу Фантик. Он был скалолазом-одиночкой, ходил на сложные восхождения. Но разбился на летательном аппарате и сильно повредил позвоночник. Тем не менее, преодолевая адские боли, добился того, что начал передвигаться. И чтобы вы думали: как только он этого достиг, тут же полез с костылями за плечами в гору. Конечно, тут есть элемент безрассудства, но зато какая воля к жизни!

Еще хочу отметить, что Светлана проявляет себя не только как журналист. По её инициативе собирали вещи для инвалидов-беженцев, которые жили в Сергеевке. Она лично укомплектовала все вещи, что принесли, проследила за отправкой.

Я знаю, насколько важно для Светланы делать то, о чём она мечтала. Я и верю в то, что она многого достигнет".

Вместо послесловия

Готовя этот материал, мы обнаружили любопытную деталь. Оказывается, в древности о слепцах говорили так: это человек с изобилием света. И есть какая-то символика в том, что нашу собеседницу зовут именно Светлана, Света...

Александр ГАЛЯС,
Юлия ТАТАРЧУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.