Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 12 (1008)
2.04.2010
НОВОСТИ
Культура
Море
Обратная связь
История
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 12 (1008), 2.04.2010

ЮБИЛЕЙ

КАПИТАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ

Есть на Полтавщине большое село Сосново. Половина его обитателей носит фамилию Грантовских. В конце позапрошлого века крестьянин-бедняк Степан Грантовский ушел из этого села на юг, к морю, искать лучшей доли. По четырнадцать часов в сутки работал он грузчиком в порту, а до счастья было так же далеко, как от полтавского села до большого приморского города Одессы.

В 1904 году Степана забрали в солдаты. Он оказался на Дальнем Востоке и узнал тяжесть солдатской судьбы в русско-японской войне на сопках Маньчжурии. По окончании войны остался Степан в Приморье, женился и всю остальную жизнь проработал слесарем на железной дороге. Жили Грантовские неподалеку от Владивостока, на берегу небольшой бухточки, по ту сторону Уссурийского залива. Теперь на берегах этой бухточки построен город под романтическим названием Большой Камень, там 28 августа 1910 года родился у Грантовских сын Анатолий - будущий капитан.

Море окрестило мальчика, когда ему было полтора месяца от роду. Родители переезжали в Посьет на маленьком парусном кораблике через залив Петра Великого. Мать рассказывала сыну: когда испортилась погода, сильно закачало. Женщину с младенцем привязали к мачте, чтобы не смыло за борт.

Раннее детство Анатолия прошло на берегу моря, у самой воды, там, где у южной части Приморья сходятся границы трех государств - России, Китая и Кореи. Эти места стали известны много лет спустя по событиям у озера Хасан.

В 1931 году Анатолий Грантовский завершил учебу на судоводительском отделения и Владивостокского морского техникума. На ежегодных плавательных практиках освоил все судовые профессии. Он плавал юнгой, камбузником, матросом, кочегаром, рулевым. На судах Дальневосточного пароходства Анатолий Степанович прошел путь от младшего помощника до капитана.

Капитаном стал в годы войны, в октябре 1943 года на пароходе "Дон". Всю войну с фашистской Германией и милитаристской Японией Анатолий Степанович плавал на транспортных судах, обеспечивая перевозки грузов, необходимых для победы над врагом. Счастливый День Победы капитан Грантовский встретил в океане.

В 1945 году Анатолий Степанович начал работать в только что созданном Сахалинском пароходстве. Этому пароходству он отдал пятнадцать лет жизни. Капитан помнил, что в порт Холмск он вошел на пароходе "Дон" в то время, когда у нас еще не было карты порта. В это время и позже капитан Грантовский много раз водил суда в порты Китая, Японии и Кореи. Ему особенно запомнились рейсы на Курильские острова зимой. Северокурильск - романтика жестокой природы, мощнейших течений в проливных теснинах между островами и ураганных ветров. Берега суровы и неприветливы. Видны ржавые корпуса пароходов, не выдержавших схватки со стихией и выброшенных на скалы.

В 1948 году капитан Грантовский был откомандирован в смешанное советско-корейское пароходство. Два года советский капитан, не заходя в родные воды, учил корейских товарищей искусству мореплавания.

Возвратившись в Сахалинское пароходство, капитан Грантовский стал командовать уникальным пароходом "Ванцетти", имевшим четыре пятидесятитонные стрелы. Судно перевозило из Владивостока на Сахалин тяжеловесные энергопоезда.

Пятьдесят лет прожил Анатолий Степанович на Дальнем Востоке. В 1960 году его перевели в Черноморское пароходство, где в то время в связи с бурным развитием флота требовались опытные капитаны. Там Грантовский плавал более десяти лет, освоив последовательно все серии судов - от парохода "Ингул" до турбохода "Валентина Терешкова", который он принял в 1963 году на судоверфи в Херсоне. В Гаване, куда заходило судно, первая женщина-космонавт была гостем моряков. Свои последние пять лет плавания капитан Грантовский командовал теплоходом "Алексей Толстой", построенным на Гданьской судоверфи.

22 октября 1971 года Анатолий Степанович вышел по возрасту на пенсию и, как говорил он, "стал на якорь в тихой гавани прекрасной Одессы". Всего Анатолий Степанович проплавал 43 года, из них 30 лет - капитаном дальнего плавания. Он посетил практически все советские порты, 118 иностранных.

Более 100 раз прошел Босфор и Дарданеллы, 32 раза пересек Атлантический океан, 28 раз прошел через пресловутый Бермудский треугольник, 22 раза пересек экватор, обошел несколько раз вокруг мыса Доброй Надежды, испытал на себе, что такое кейп-роллеры (волны-убийцы судов у берегов Юго-Восточной Африки). Много раз ходил капитан Первым Курильским проливом вокруг мыса Лопатка на Камчатке и проливом Бабуян на Филиппинах. Помнил, как начиналось его плавание в самых неспокойных водах планеты, по бурным и коварным морям Дальнего Востока. Японское, Охотское и Берингово моря он называл своей "колыбелью" и "классами великого тихоокеанского университета". "Кто прошел эти классы, - говорил капитан, - тот никогда их не забудет и станет отличным мореплавателем".

Как прожектором, высвечивались в памяти капитана отдельные моменты жизни, когда требовались от него высшие формы проявления мастерства, мужества и находчивости.

Во время маньчжурского конфликта 1929 года Грантовский обеспечивал безопасность советских пассажиров и доставку грузов на зафрахтованных шанхайских пароходах.

Ему помнился 1939 год. Специальный рейс в США. Нужно было срочно вывезти стальные трубы для нефтепровода Оха (Сахалин) - Комсомольск-на-Амуре. Как эти трубы укладывали, расскажет потом В. Ажаев в романе "Далеко от Москвы"... Памятны были рейсы 1962 года на теплоходе "Долматово" на Кубу во время карибского кризиса, рейсы в сражающийся Вьетнам и многое другое.

На склоне лет капитан Грантовский с любовью вспоминал людей, которые помогали ему на нелегком трудовом пути. Его воспитанники, ученики стали капитанами, руководителями коллективов. Находясь на пенсии, он активно выступал на страницах журнала "Морской флот", газет "Водный транспорт" и "Моряк".

Я стал публиковаться в "Моряке" с 1978 года. В частности, готовил с А. С. Грантовским совместные материалы - к его статьям по истории мореплавания выполнял иллюстрации. Бывал у капитана в доме. Он проживал в одной из трех 10-этажек в начале улицы Красной гвардии (Торговой). Из окон квартиры, выходящей на Комсомольский бульвар (Искусств, Жванецкого) открывался вид на панораму порта. Анатолий Степанович рассказывал о долгих милях своей жизни. Недавно обнаружил у себя записи бесед с ним тридцатилетней давности, подаренную фотографию. В этом году капитану исполнилось бы 100 лет...

В дальнейшем я сам стал публиковаться в "Морском флоте", "Судоходстве", "Водном транспорте", "Воднике", "Моряке Украины", практически всех флотских газетах. В том числе и в "Боевой вахте" Краснознаменного Тихоокеанского ВМФ, редакция которой находится на улице Посьетской во Владивостоке.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.