Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 18 (865)
18.05.2007
НОВОСТИ
Культура
Среда обитания
Архив
Море
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 18 (865), 18.05.2007

ПАРУСА НАД МОРЕМ

Последние несколько лет в Одессе снова стал развиваться парусный спорт, благодаря поддержке фирмы "Трансбункер". Но тот пробел, когда яхт-клуб был на грани закрытия и не работал, сегодня особенно ощутим в нехватке капитанов яхт. И если яхты приобретаются, паруса шьются, то спортсменов надо воспитывать, и не один год. О яхтенном спорте и его материальном оснащении мы решили побеседовать с парусных дел мастером Валерием Никифоровичем Миндрой, генеральным директором ООО "Акватон".

— Валерий Никифорович, у парусного спорта Одессы есть будущее?

— По всей видимости, да. Когда за дело взялся "Трансбункер" – это наши спортсмены, вышедшие из черноморского яхт клуба, дело пошло на лад. Уже закуплены детские гоночные лодки, набрана и воспитывается юная смена яхтсменов. Яхт-клуб приглашает тренеров с Украины, причем с предоставлением жилья. В программе развития предусмотрено строительство спортивной школы, раздевалок, душевых. Я как член совета яхт-клуба отвечаю за развитие детского спорта.

Во время беседы Валерий Никифорович то и дело давал указания своим мастеровым. Мастерская должна была срочно изготовить комплекты парусов для воспитанников яхт-клуба, которым предстояло соревнование в море. Одесская парусная школа всегда славилась своими спортсменами. Одесситы были представлены в сборных Советского Союза. Подготовка шла на олимпийском уровне. И уже сейчас одесские яхтсмены снова показали хорошие результаты на международной регате в Испании, завоевав третье место.

— Скажите, какова роль удачи в гонке?

— Ей отводится решающая роль. Поэтому моряки так суеверны. Несмотря на прогнозы погоды, ветер может измениться в любую минуту. Например, берег нагреется быстрее, ветер в акватории, где проходит гонка, поменяется. Или одна яхта успеет проскочить между двумя другими и вырвется вперед. Но, конечно, выигрывают более опытные спортсмены, которые правильно разработают стратегию и тактику гонки.

— Но результат гонки зависит и от быстроходности яхты и парусов?

— Бесспорно. Американцы на исследование и улучшение парусности тратят миллионы. Для этого у них есть экспериментальные лаборатории, испытательные стенды. И качество парусов все время растет. В своем производстве парусов мы используем американские технологии. Фирма "Акватон" создавалась как совместное американско-украинское предприятие. Нам поставили современное оборудование, на котором мы смогли шить хорошие паруса. В Украине мы были первыми. В Союзе паруса шили только в Таллинне и Ленинграде. Наши паруса идут на Россию, Польшу, Америку и другие страны. Мы не участвуем в выставках и не рекламируемся. Спортсмены на соревнованиях видят нашу эмблему на парусах победителей и тоже хотят такие паруса.

— Сколько стоит парус?

— Есть разные паруса: тренировочные – от 400 у.е. Гоночные – дороже. Для детей паруса меньше, для взрослых бывают паруса и в 200 квадратных метров. Все зависит от размера яхты.

— В Украине строят яхты?

— Яхты, в основном пластиковые, строят в Киеве. Днепропетровске, детские лодки делают в Севастополе, Николаеве. В Николаеве есть 3 верфи, где производят большие стальные яхты от 10 до 30 метров в длину. Это в основном моторные яхты. По техническим возможностям и качеству они ничем не уступают иностранным, разве что по дизайну.

— В Одессе есть тенденция увеличения числа яхт?

— Да, в основном моторных. Для управления ими нужно пройти курсы судоводителей. Яхты приобретают чаще всего предприниматели. По-другому дело обстоит с парусными яхтами. В Одессе каждый год появляются 2 новые парусные яхты. Они безопаснее, под парусом всегда дойдешь до берега, если мотор заглохнет. Но они сложнее в управлении. Обычно для такой яхты нанимается экипаж, зачастую из воспитанников яхт-клуба.

Но сейчас, несмотря на воскрешение парусной школы, в Одессе ощущается острый дефицит капитанов. 15 лет простоя Черноморского яхт-клуба дали себя знать.

— Сегодня развитие парусного спорта в Одессе зависит от спонсорской поддержки. А как обстоят дела с подготовкой яхтсменов в других странах?

— Я участвовал в подготовке российской команды к Кубку Америки и мне довелось увидеть, как обучаются американские яхтсмены. Начальная подготовка осуществляется за счет частных школ. В Америке все платное. За деньги всему можно научиться. Хочешь выходить в море – иди на курсы управления яхтой. Буквально за 10 дней люди получают сертификаты на право вождения. Кроме ускоренных курсов есть и полугодичные, и годичные. Это зависит от того, сколько знаний ты хочешь получить и какой специальностью овладеть.

Яхтенный спорт – дорогой во всем мире. Подумать, хотя бы, сколько стоит одна стоянка яхты в порту? Правда, в некоторых странах есть муниципальные марины, где на якорях можно стоять бесплатно.

— А в Одессе арендная плата для стоянки яхт снова подорожала?

— Так же, как и все остальное: выросли коммунальные услуги, растет и арендная плата. Стоянка яхты в Черноморском яхт-клубе не дешевле, чем на морвокзале и на 8-й станции Фонтана, где стоят только моторные яхты. Сейчас строится яхт-клуб в Лесках. Но это тоже частная структура со своими расценками.

— Парусный спорт – дорогое удовольствие. И занимаются им, наверное, только дети богатых?

— Нет. У нас в школе занимаются обычные ребята. Сначала набирается большая группа. Потом дети отсеиваются. Остаются самые способные. Они занимаются в школе, совершенствуются в парусном деле, участвуют в соревнованиях. Потом ребята переходят на крейсерскую яхту. Становятся капитанами. Ну и опытных капитанов уже приглашают на частные яхты. Так что парусной школой образование не оканчивается. Если у человека призвание к морю, он будет ходить под парусом.

— Как всё начиналось у вас?

— Я начинал с флотилии юных моряков. Попробовал и понял, что это мое. Гонялся на скоростной "Торнадо", на крейсерских, был в сборной СССР, тренировал ребят. А сейчас я делаю для наших яхтсменов паруса. И уже не так часто, но все равно выхожу в море.

На сегодня парусная школа в Одессе единственная. Подобные парусные школы были созданы в Сергеевке, Ильичевске, Южном, Белгороде-Днестровском. Но половина уже закрылась. Выживать парусному спорту очень тяжело. Нужен крепкий спонсор. Мы надеемся, что Черноморский яхт-клуб будет продолжать свою линию развития парусного спорта. На сегодня уже проведено дноуглубление. Для стоянки яхт приобретены понтоны. Вот только странно, что к клубу нельзя подъехать. Во всем мире к яхт-клубам проложены дороги. У нас же, чтобы довезти краску, материалы для ремонта яхт, спортсмены пользуются тачкой. Этот факт очень трудно объяснить иностранцам, которые посещают яхт-клуб.

В планах парусной школы – проведение чемпионатов и регат как городского, так и международного уровней. Спортсмены должны расти, набираться опыта, соревнуясь со своими сверстниками, чтобы стать победителями, держа нос по ветру и выбирая верный маневр под парусами Одессы.

Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.