Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 09 (856)
16.03.2007
НОВОСТИ
Культура
Актуальная тема
Скандал
Дискуссия
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 09 (856), 16.03.2007

ОТКЛИК

"В РАЮ МНЕ БУДЕТ СЛИШКОМ СКУЧНО, А АД Я ВИДЕЛ НА ЗЕМЛЕ"...

Размышления Елены Кутиновой о причинах наркомании в современном мире и обществе, предложенные под рубрикой "Острая тема" (см. "Порто-франко" от 2 февраля с.г.), привлекли к себе не только темой, но и профессиональной подачей материала. И коллаж талантливого фотохудожника А. Костроменко, и само название - "Бог даровал нам эти досуги" (вроде как перевод древней мудрости, щекочущий самолюбие псевдоинтеллектуалов эпохи постмодернизма), и подрубрики - "Зачем они это делают?", "О "хлебе" и "зрелищах", и приглашение к дискуссии о проблеме, поднятой в статье как попытке "узреть корень корней" - вызывали настойчивое желание прикоснуться к плодам раздумий молодого одесского литератора о смысле жизни и первопричинах наличия в ней всяких гадостей и уродств...

"И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ"

"Все мне позволительно, но не все полезно", - помнятся мне слова одного библейского персонажа. Даже газета, пишет Е. Кутинова, - "тот же интеллектуальный наркотик, от которого вы получаете привычную дозу эмоций и информации". И все-таки хочу поделиться собственными наблюдениями, отдавая себе отчет, что проблема от этого не решится ни завтра, ни в ближайшее время. Но это не должно нам мешать бросать свою лепту в копилку добра и зла. А вот куда она попадет, эта "лепточка" нашего грешного земного опыта, - решать не мне. У меня может быть только намерение - не увеличить число желающих попробовать марихуану или экзотическую таблетку экстази, последствия чего так романтически описаны в материале. Но попробуй не увеличь! Там же черным по белому сказано: курят все - "от горшка до сорока, от студента до дипломата".

И мне почему-то хочется заявить упрямо, по Станиславскому: не верю. Почему? Наверное, по той же причине, по какой автор утверждает обратное. "Философия - отыскивание сомнительных причин того, во что веришь инстинктивно", - всаживает в подсознание пользователя ПК бегущая строчка, подписанная О. Хаксли. Ловлю себя на той мысли, что не уверена, а Хаксли ли это вообще, и что он сказал еще интересного, в частности. Велик соблазн покопаться в энциклопедии, но это та же зависимость, о которой пишет Кутинова. И все-таки, почему "не верю".

"НЕ ДУМАЙ О ЗЕЛЕНОЙ ОБЕЗЬЯНЕ"

Скажите мне, поверит ли нормальный человек информации, озвученной на мероприятии, посвященном проблеме предупреждения наркомании среди подростков: "По данным анонимных опросов, 60 процентов 12-летних школьников ведут половую жизнь"? И тем преступнее звучит такой бред, чем выше статус распространяющего его человека. Почему эта информация является бредом - отдельный разговор, например, на тему "Статистика как один из видов мировой лжи". Но вы уже поняли, что провозглашающий его дядя попросту отрабатывает какие-то, пусть небольшие, деньги, о чем автор статьи тоже говорит внятно и четко: наркотики - один из самых выгодных бизнесов в мире. Нет, этот дядя не распространяет наркотики. Он борется с ними, объясняет их вред заинтересованным юношам. Например, на прямой и элементарный вопрос одного из них: "Где находится этот рынок?" - отвечает с дотошностью психоаналитика, разбивая его на три: "В вопросе заключено следующее: есть проблема; как уберечься; как не попасть в зависимость". А потом мы удивляемся, почему дети нам не верят. Мы ушли от прямого ответа, и подросток, задавший прямой вопрос, естественно, поверит больше ровеснику или "старшему другу", который не только ответит, где этот рынок, но и принесет ему с этого рынка любопытное зелье.

Никто в сложившейся ситуации как бы не виноват. Каждый исполняет свою роль, по возможности, честно. Как говорится, делай, что можешь делать, и будь, что будет. Но мне интересно: не будь упомянутой встречи, может, не было бы у парня лишнего повода задать провоцирующий вопрос?

"Круглые столы" и профилактические встречи со школьниками, недели борьбы со СПИДом и наркоманией - это те же бигборды с социальной рекламой, что соседствуют с "плакатами" противоположного содержания, "отстегивая заказчикам первых акцизные дивиденды", как пишет Елена Кутинова.

"Реклама, - говорило когда-то мне в интервью одно ответственное лицо третьего снизу ранга, - это правила игры". А дети, которым игра присуща по природе, для которых она является самым действенным способом познания мира, с удовольствием играют во все, тем более, если взрослые весело предупреждают: курите, пробуйте, мы вас предупредили, видите, даже лошадь не выдержала.

"ВСЕ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО, НО НЕ ВСЕ ПОЛЕЗНО"

"Да что такое какая-то там лошадка, кляча заезженная по сравнению с нашей внутренней силой", - скажет любой подросток, и будет прав, такой уж у него возраст. Потому было бы больше пользы, если бы обо всем этом просто меньше шумели. Помните психологический эксперимент - "не думайте о зеленой обезьяне"? Читающий эти строки - попробуй сейчас о ней не подумать.

С наркотиками получается то же самое. Концерты "Рок против наркотиков" не то, что "разжигают к ним интерес", - это в своей основе нонсенс, и, по Задорнову, это "то же самое, что украинец против сала, что Карлсон против варенья"! Потому что и то, и другое вызывают в человеке вибрации одного типа. В общем-то, мы, наверное, не могли избежать этой "болезни". Только если бы опухоль наркомании действительно не была бы злокачественной...

Не верит сегодня весь мир - всем, себе и друг другу, таковы основные издержки информационного общества. Государство - народу, рядовой гражданин - чиновнику, учитель - ученику, ребенок - своему родителю. Не верим реальному миру, его простым и жестким законам: миром правит инстинкт, удовольствие, чувство голода. Когда общество сыто физически, начинается голод душевный - на чувства, эмоции, информацию. Но пресыщение оказывается хуже самого голода: голодный знает, что он ищет, пресыщенному искать нечего, и это самое страшное.

ВИЗИТЫ К МИНОТАВРАМ

Когда-то один человек, представитель труда интеллектуального, сказал мне: "В общем виде ответы на все вопросы дает религия. Но человеку даны мозги, чтобы думать". Не хочется впутывать Бога в нашу мышиную возню, но тут уместно высказывание классика: если бы Бога не было, его стоило бы выдумать. Тем более, что уже вспомнили о Всевышнем всуе - названием размышлений (см. - КТО "даровал нам эти досуги"?).

Над ксенофобией православия не потешаются только ленивые. Если же всмотреться в этот вопрос глубже (как мы претендуем, "в корень корней" - на потеху дьяволу), то православная вера, запрещая что-либо делать категорически, лишь предупреждает: не смотри в такую-то сторону, будет хуже. Что именно будет хуже - человеку объяснить невозможно, у нас не тот понятийный аппарат. Чрезмерное любопытство признается пороком во многих религиях. А ведь главный "двигатель" наркомана - не потребность даже в новизне ощущений, а любопытство: что будет? Зависимость появляется позже. "За все нужно платить", - замечает автор дискуссионной статьи, признавая, что наркотик - слишком мощная сила, чтобы заигрывать с ней на равных. Только не сам наркотик, думаю я, а подсознание, в которое мы вторгаемся с его помощью.

Публикуя спорные размышления "путешествующего в эксклюзивных мирах" писателя, редакция отметила: "Страх и гнев - плохие помощники в любом деле". Гнев - да, это признак слабости. Но страх нам дан как инстинкт самосохранения. Следуя этой логике, если общество сегодня повально лишено страха и пускается в эксперименты с собственной психикой, значит, у этого общества инстинкт выживания уступил место саморазрушению. Человек, спускающийся в подвалы своей души без уверенности, что оттуда выберется, напоминает камикадзе, который решил, что "здесь" ему терять уже нечего. Я говорю о том, что, к сожалению, хорошо знаю, но, в отличие от автора, не на своем опыте, а на опыте близкого человека. Это хуже, наверное, своего собственного, когда не можешь ничем помочь, а тот, кто тебе дорог, беспомощно говорит о том, что "включилась программа уничтожения".

Строки, выведенные в названии, принадлежат Саше Черному - поэту, о котором юное поколение знает мало. Не хочется признавать, что все безнадежно, что "программу самоуничтожения" включило сегодня все человечество. Удивляясь похожести ситуаций сегодняшнего дня и столетней давности, все трудней говорить о путеводных звездах - вере, надежде, любви, когда смысл этих слов для многих выхолощен виртуальными путешествиями. О духовном развитии, о йоге и медитациях как способах самопознания говорят сегодня многие. Это не для меня, но, если раньше я говорила: "С Востоком у меня свои счеты", то сегодня больше склонна к позиции экуменизма: пусть каждый идет своим путем, если эти дороги в конце концов сходятся. Но сходятся ли они в самом деле?

Ирина ДЕНИСОВА.

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.