Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 43 (788)
04.11.2005
НОВОСТИ
Культура
Город
День календаря
Мужчина и женщина
Детский мир
Закон и общество
Здоровье
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 43 (788), 04.11.2005

ПРОГУЛКИ ПО ОДЕССЕ

АРКАДА КАРАНТИНА

Первым каменным сооружением Одессы стала крепость, построенная по проекту Деволана еще до основания города, в 1793 году. Крепость имела звездообразный план, который можно встретить на самых ранних картах Одессы...

17 июля 1794 года был учрежден городской карантин. В 1807 году территория карантина была ограждена уже с трех сторон: наверху по кромке обрыва протянулась каменная стена-аркада с двумя башнями по концам, от которых по склону уступами спускались к берегу две стены, а с четвертой стороны было море. С ростом грузооборота порта потребовалось расширение карантина и в 1811 году к нему присоединили упомянутую крепость, уже к началу позапрошлого века потерявшую стратегическое значение. Крепостные сооружения окончательно разобрали еще в 1875 году при закладке Александровского парка (ныне им. Т.Г. Шевченко). Сегодня карантин представлен лишь частью аркадной стены с так называемой сторожевой башней, частично сохранившейся другой башней поодаль и фрагментами стен, некогда опускавшихся к морю. Чтобы обеспечить из парка "организованный" обзор, аркадную стену в 1900 году привели в порядок, обновили решетку, благоустроили территорию...

Аркада, арочные пролеты, арки... Значение их в истории строительства огромно. Ведь для перекрытия проема в капитальном сооружении каменная балка на двух опорах мало подходит: в нижней ее части образуется растяжение, в результате чего она обвалится. Другое дело, если верхнюю кромку проема сделать изогнутой, расположить камни (кирпичи) лучеобразно. Силовые линии "перекроются", тяжесть распределится над проемом. Вместо балки мы будем иметь дело с аркой. Нигде не будет растяжения. А это означает, что древним строителям удалось изобрести такую конструкцию, с помощью которой можно и из камня строить горизонтальные опорные балки.

Долгое время считали, что арки (своды) были изобретены древними жителями Италии, этрусками. Некоторые утверждают, что своды изобрел древнегреческий мудрец Демокрит, которому принадлежит открытие атома. Вероятнее всего, однако, что идея сводчатости возникла одновременно во многих местах. Судя по раскопкам, в Вавилонии, за много веков до появления там греков, сточные канавы были перекрыты арками. Более того, многие считают, что одно из семи чудес древности, висячие сады Семирамиды, были террасообразным строением, покоящимся на сводах.

Зодчество долгое время означало почти исключительное умение строить своды. Поэтому в древности и особенно в эпоху средневековья возникли целые династии строителей. Мастерство передавалось от отца к сыну, и секреты сводчатых перекрытий хранились как бы за семью печатями. Многие даже утверждали, что человек лишь своими силами не в состоянии разрешить такую трудную задачу. В Лотарингии, например, одного священника отлучили от церкви как еретика, потому что он построил такой замечательный мост, на какой не мог быть способен правоверный христианин... А в Испании считали, что дьявол, вероятно, требует жертву за оказанную им при постройке моста помощь, так что живое существо, первым проходящее по мосту, должно погибнуть. Некоторые испанцы поэтому обычно прогоняли по аркам черную кошку, чтобы обмануть таким образом сатану...

Наверное, многие удивятся, узнав, что в нашем городе под толщей земли расположен... большой целый мост. А такие подземные мосты в Одессе есть. Один из них – на улице Гаванной. История его такова. Когда-то на месте нынешней улицы и Военного спуска проходила Водяная балка. Она начиналась от Греческой площади, пересекала Дерибасовскую и, отделяя Городской сад от улицы Ланжероновской, впадала в Военную гавань.

В начале XII века над балкой построили мосты: один – на Дерибасовской и другой (тот, с которого мы начали рассказ) – между Городским садом и Ланжероновской. Эти мосты просуществовали сравнительно недолго. Вскоре балку – в верховьях она была неглубокой – решили укоротить. При этом мост на Дерибасовской разобрали, а на Ланжероновской просто засыпали. Так по сей день и лежит он под мостовой на углу улиц Гаванной и Ланжероновской... Об обычных городских мостах говорить не будем. Заметим лишь, что все они (кроме Тещиного) в центральной части города каменные арочные...

Обратимся к языку символов.

Арка в Древнем Риме – триумфальное сооружение, ассоциировалось с куполом неба и верховным богом – Зевсом. Ритуальное прохождение под аркой символизировало окончание определенного этапа жизни и начало нового (отсюда и традиция прохождения молодоженов под аркой).

Вспомним задумчивые мосты над Сеной, гудящий от напряжения George Washington Bridge в Нью-Йорке, арочные мостики над каналами в Петербурге и над Яузой в Москве. Символ соединения разрозненного, разведенного, в частности, объединения культур или планов существования. Таким символом у многих народов является радуга – мост между небом и землей. Во многих мифологиях душа после смерти переходит по мосту пространство, отделяющее два мира: земной и мир посмертия. В исламе, например, этот мост тоньше волоса и скользкий, как лезвие ножа, так что грешники соскальзывают с него в ад, а праведники достигают рая раньше или позже, в зависимости от степени их праведности. Это иллюстрирует двойственность символизма моста, который не только соединяет разведенные части, но и является объектом преодоления. По мосту можно и не дойти до другого берега.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60