Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки


Номер 06 (649)
14.02.2003
НОВОСТИ
Политика
Культура
Ретро
Вопрос-ответ
Криминал
Спорт
Здоровье
Наш вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 06 (649), 14.02.2003

ОН ЖИЛ ТОГДА В ОДЕССЕ...

(Окончание. Начало в №№ 4, 5.)

Окрик Зеленого возымел действие: Дорошевичу пришлось покинуть Одессу, однако договор с издателем "Одесского листка" Навроцким не был аннулирован. Было принято соломоново решение: Влас Михайлович переезжает в Петербург, а когда шум утихнет, вновь станет с отрудничать в одесской газете, правда проживая в столице империи. В Петербурге Дорошевич работает в "Петербургской газете", в которой ведет рубрику "Злобы дня". Это издание в общем было довольно посредственным, и творчество талантливого журналиста пережи вало упадок.

В начале мая 1894 года Дорошевич вернулся в Одессу. И вновь на страницах "Одесского листка" появляются его язвительные репортажи, однако уже под псевдонимом Фигаро. В 319-м номере газеты, еще живя в столице, Дорошевич объясняет одесскому читателю причины своего временного исчезновения и заодно определяет свое журналистское кредо. Он открыто противопоставляет себя "охотникам жевать пережеванное", вершить мировые вопросы – мирить Германию с Францией или вновь переделывать карты Европы с Бисмарками и Глад стонами...

Дорошевич обещает читателю писать о жизни и писать честно. Это само по себе было, если угодно, подвигом, так как писать правду значило вступить в открытую схватку с теми, кому честность и правдивость поперек горла.

1894 год – юбилейный для Одессы. Ей исполнилось ровно сто лет. В городе предполагались большие торжества. Газеты были заполнены умилительными статейками, рисовавшими райскую жизнь у Черного моря. Лишь один Дорошевич по-настоящему портил настроение властям, упорно не желавшим смотреть на городские проблемы "честными и открытыми" глазами.

"Может быть, – спрашивает фельетонист в обозрении "За день", – по случаю юбилея будет оказана помощь беднякам? Но они, оказывается, в помощи не нуждаются, ибо в Одессе все для бедных. Доктора для бедных. Лекарства для бедных, состоящие из уксуса и горчицы. И, наконец, лиманы для бедных".

Одессу, которая славится своими богачами, Дорошевич называет Вахлатчиной символизирующей запустение и пошлость "мира дельцов и подлецов".

В то время когда со страниц одесских периодических изданий сыплются, как из рога изобилия, поздравительные телеграммы и статьи, превозносящие достижения Южной Пальмиры, Дорошевич публикует свою сатирическую поэму "Пир на весь мир".

Вахлаки из "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова предстали в ней людьми иного сорта – погрязшими в спекуляциях, морально опустошенными.

Вскоре появляется новое сатирическое произведение Власа Дорошевича "Кому в Одессе жить хорошо". В нем он откровенно выступил против влиятельных одесситов – крупных маклеров, подрядчиков, купцов.

В памфлетах, посвященных богатому городу, Дорошевич обличает социальную систему, при которой "хлеб обогащает всех, кроме тех, кто его создал. Он оплачивает существование железных дорог, банков, контор, скупщиков, перекупщиков, маклеров, – и только пахарь остается таким же бедным, таким же одинаково нищим".

Идеи журналиста-обличителя шли вразрез с высказываниями большинства газетчиков, утверждавших, будто одесские миллионеры, нажившие состояние на торговле пшеницей, в то же время являются крупными филантропами, благодеяниями которых пользуются тысячи рабочих.

В конце XIX в. Одесса – не только крупнейший экономический, но и культурный центр России. Например, в Новороссийском университете работали известные всей стране ученые-исследователи: И.И. Мечников, И.М. Сеченов, А.О. Ковалевский, Н.А. Умов, А.А. Вериго и многие другие. Библиотечный фонд города по праву считался одним из богатейших в империи. Кроме того, в Одессе в это время работали более тридцати типографий, и по масштабам книгоиздания она уступала лишь Северной Пальмире и Москве.

Особый интерес вызывала театральная жизнь Одессы. Выступать перед одесской публикой считалось немалой привилегией. На сцене знаменитого оперного театра представляли свое искусство лучшие певцы России, Италии, Франции... Любила бывать в Одессе и превосходная труппа украинского театра под руководством М.Л. Кропивницкого.

Среди различных газетных обозрений Дорошевича ("За день", "Злобы дня", "На кончике пера") "Театр и музыка" занимает особое место. Как правило, в конце недели (по субботам и воскресеньям) появлялись в "Одесском листке" и других изданиях превосходные фельетоны на литературные темы.

Журналист писал в этой связи: "Сколько ни ройтесь в одесской жизни за неделю, вы ничего не обретете в ней – кроме думы и театра. Театр и дума, дума и театр... "

Попробуйте перелистать одесские газеты той поры (как это делал Дорошевич), вот и получалось: театральная тема доминировала. Влас Михайлович пытался объяснить интерес отечественной журналистики к театру таким образом: "Его (русского журналиста – Авт.) душу разрывают гнев, подавленный смех, негодование, желание разнести администрацию, министров, но, по цензурным условиям, он может нанизывать на свое перо лишь актеров и актрис и жарить их на медленном огне невыплаканных слез, непроявленной иронии, несказанной брани".

Тем не менее Дорошевич считал, что газета должна быть "газетой политики, общественной жизни, литературы, и тогда уже искусство, и потом уже театр". Газетное творчество должно будить совесть, привлекать внимание общественности к язвам жизни. Вместе с тем можно использовать театральную тему, чтобы четко высказаться о социальных проблемах.

В качестве примера следует привести фельетон Дорошевича "Тартюфы". Тартюфами названы дельцы от искусства. Их бездарным сочинениям, их развлекательному театру противопоставлен театр-кафедра, театр-трибуна.

Дорошевич, анализируя театральную жизнь Одессы, восстает против засилья в оперном театре итальянского репертуара и возмущается теми трудностями, которые испытывают постановки произведений русских композиторов.

Разумеется, острая сатира В.М. Дорошевича была не по нутру многим. Она вызывала злобные нападки как официальных властей, так и поддерживавшей их прессы. В Одессе Дорошевич столкнулся, по его словам, с "провинциальным каннибальством", когда "живьем едят честных, а потому неудобных людей".

Однако запугать честного и мужественного журналиста, заставить его отступить было невозможно. Дорошевич видел одну из своих первейших публицистических обязанностей в отстаивании демократических традиций русской печати.

И. ШКЛЯЖ, доктор исторических наук, профессор.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660