+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 41 (1286), 30.10.2015 БАБУШКА ШУРАВоспоминания о дорогом мне человеке
БАБУШКА И ЕЁ ДОМ Сестра моего дедушки, Александра Владимировна Бедрицкая (моя бабушка Шура), родилась примерно в 1882 г. В юношеские годы она, как и её сестра Лёля (Елена Владимировна), помогала родителям содержать кафе в парке "Ботаник", а со временем устроилась на службу в кондитерскую, расположенную на улице Садовой по соседству с аптекой Гаевского. Туда принимали лишь хорошо воспитанных барышень с хорошими манерами и привлекательной внешностью. Из её рассказов знаю, что хозяин кондитерской прекрасно относился к своим служащим. Они получали хорошее жалование, по праздникам получали подарки. Весной и летом хозяин нередко в выходные дни нанимал брички и вывозил своих служащих на загородные пикники.
Я бывала в этой квартире со времени, когда в 1952 году мой отец демобилизовался с армейской службы и вернулся с семьёй в родную Одессу (2 ноября 1952 г.). Основной её достопримечательностью для нас, детей, был стоявший в гостиной шкафчик со стеклянными стенками и подсветкой, в котором хранились старинные фарфоровые статуэтки. Здесь были китаец и китаянка, покачивавшие головками, всевозможные ангелочки, застывшие в танцевальных па испанки, цыганки, балерины. Было множество статуэток животных и красивые представители морского дна - ракушки, кораллы. Также в гостиной стоял кожаный диван с очень высокой спинкой, украшенной сверху резным деревом, и большой обеденный стол. На стенах располагались репродукции с полотен великих мастеров, помещенные в красивые рамы. Это были "Последний день Помпеи" Карла Брюллова, "Юдифь с головой Олоферна" Джорджоне, "Матерь Божия и Мария Магдалина возле распятого Христа", "Св. Себастьян" Пьетро Перуджино со стрелой, пронзившей шею. В спальне стоял старинный мраморный умывальник с овальным зеркалом, к которому прилагались эмалированные кувшин и таз с красочными рисунками райских птиц. На кровати красовалась огромная смуглая с обликом цыганки кукла по имени Аза в красном платье. Кукла эта под своим платьем могла сохранять чайник с кипятком, чтобы он не остывал. В небольшой клетке, подвешенной возле окна, всегда жил щегол. Ещё у бабушки Шуры жила абсолютно черная кошка Тафа, шею которой, как правило, украшал красный бант. Окна всех комнат квартиры были украшены подвесными цветочными вазонами с ампельными растениями. Чета Хрипко не имела собственных детей, однако воспитывала племянника - Николая Тимофеевича Копельца (для меня - дядя Ника). Дядя Ника был сыном сестры Н. С. Хрипко. Он остался сиротой, жил и воспитывался в доме моей бабушки Шуры. Дядя Ника получил хорошее техническое образование, работал в солидной строительной или архитектурной организации, часто ездил в командировки в Москву. Он считался материально очень хорошо обеспеченным человеком, баловал нас детей, вручая всякий раз, когда мы уходили от бабушки, по 3 рубля каждому. А приходило нас трое - я, моя родная сестра Женя и двоюродная (по маме) сестра Светлана. В то время это были значительные деньги. Так за 28 копеек можно было купить самое дорогое мороженое "Эскимо", за 5 копеек большой стакан семечек, а за 30 копеек стаканчик очищенного арахиса. Всем этим мы лакомились на обратном пути с Маразлиевской к Куликовскому переулку. В то время на углу улицы Канатной и Итальянского бульвара, там, где сейчас расположен клуб "Палладиум", сидела вереница старушек, продававших семечки и орешки, у которых мы и покупали лакомства. Дядя Ника очень уважительно и заботливо относился к своим приёмным родителям. Он был холостяком, однако его часто сопровождали очень интересные женщины. Одна из них была солисткой нашего одесского оперного театра. Как-то бабушка Шура даже водила нас на спектакль - оперу Римского-Корсакова "Садко", где она исполняла партию Любавы. ПОХОДЫ В ТЕАТР
Эти посещения театра оставили в моей душе след на всю жизнь. Безусловно, в 7-8 лет я ещё не могла разобраться во всех сюжетных линиях и интригах спектаклей, однако прекрасная хорошо исполняемая музыка, хороший вокал и балет, сама атмосфера праздника во время спектаклей и пребывание в роскошном и красивейшем театре мира сделали своё дело. Я полюбила классическую музыку, оперное и балетное искусство. В то время шли спектакли, которые теперь уже давно не ставятся в нашем театре. Это были "Паяцы" Леонкавалло, "Демон" Рубинштейна, "Тоска" и "Чио-Чио-сан" Пуччини, "Русалка" Даргомыжского, "Сильфида" Адана, а также ставящиеся по сей день "Травиата" Верди, "Севильский цирюльник" Россини, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского. Моими любимыми спектаклями были балеты "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Спящая красавица" Чайковского, "Дон Кихот" Минкуса и "Жизель" Адана. Бабушка ненавязчиво учила нас хорошему поведению и хорошим манерам. Сидели мы, как правило, в пятом-шестом ряду партера. И поскольку посещали театр еженедельно, то знали каждый его закуток от партера до галёрки. Иногда во время перерыва или после спектакля Николай Сергеевич заводил нас за кулисы. Мы с интересом разглядывали вблизи грим и костюмы артистов, наблюдали за сменой декораций на сцене. После завершения спектаклей дедушка показывал нам, как опускается бетонный занавес, отгораживающий сцену от зала на случай пожара. Этот занавес был установлен в целях безопасности, так как наш театр пережил несколько сильных пожаров. Кстати, первый одесский оперный театр полностью сгорел в 1873 году, а современное здание построено в 1887 году архитекторами Фельнером и Гельмером в стиле венского барокко. Архитектура зрительного зала выдержана в стиле позднего французского рококо. Уникальная акустика подковообразного зала позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала. Одесский оперный считается мировой архитектурной жемчужиной. Переоценить щедрый бабушкин дар, который получали наши детские души, невозможно. Учитывая, что ей в то время было за 70 лет, можно лишь преклонить голову перед её благородными хлопотами по отношению к нам, детям, и её желанием дать нам как можно больше духовной пищи. Очень часто по пути в театр или из театра бабушка заходила с нами в православный храм (Успенский собор или Святоильинскую церковь на ул. Пушкинской), там покупала нам свечи, чтобы мы их поставили перед иконами, и подводила для поклона и поцелуя к иконе перед алтарем. Иногда подводила нас к священнику для причастия. Я думаю, что, с точки зрения православных канонов, не всё в действиях бабушки Шуры было безупречным, так как двое из нас, а именно я и моя сестра Женя, были некрещёными и не носили нательных крестов, однако в моих глазах её оправдывает огромное желание приобщить нас к Богу и православной культуре. А некрещёными мы были, так как наш отец Константин Константинович Бедрицкий был членом коммунистической партии и мог поплатиться исключением из рядов партии в случае, если бы стало известным, что его дети крещёные. Такое исключение вело за собой множество неприятностей для бывшего члена партии и его семьи. (Окончание следует.) Наталья ЛЕНСКАЯ На фото: чета Хрипко - Александра Владимировна
|
|
|||||||||||||||||
|