Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 36 (1032), 17.09.2010
"МЫ МОГЛИ УЙТИ С СУДНОМ ПОД ВОДУ В ЛЮБУЮ МИНУТУ"
С мая начались перипетии одесских моряков на аварийном
судне "Святая София", тонущем у египетских берегов. Моряки в
чужой стране оказались совершенно беззащитны. Судно с тремя
пробоинами могло уйти под воду в любой момент, если бы прорвали
цистерны, находящиеся под давлением.
В январе "Святая София" должна была стать на ремонт в
Ильичевске. Но это требовало затрат. И одесский судовладелец
решил отправить его в рейс, несмотря на ржавое дно и
неисправность одного двигателя. Причем команда собиралась в
считанные дни. Люди не успели опомниться, как были наняты на
сухогруз.
- На это судно я попал неожиданно быстро, - сказал Петр
Горгуц, - вечером сказали, что к 9 утра нужен старший механик.
Очень быстро со мной подписали контракт, прошел медкомиссию. И
я поехал в Херсон. Однако на назначенную встречу мой агент не
пришел. То есть неприятности начались с самого начала. Я
переночевал в порту и явился утром к отходу судна. И только
когда я поднялся на борт, понял, во что ввязался. Оно было в
ужасном состоянии. До нас на судне была авария с
обесточиванием. Я сообщил жене, успокоил ее, что постараемся
привести его в порядок по пути. Но это было невозможно.
- Я должна была сразу сказать мужу, чтобы брал вещи и уходил
с судна, - говорит жена Любовь Горгуц, - мы потом узнали, что
этот судовладелец два года не рассчитывался с экипажем. Люди
ждали, что им заплатят, не выдержали и ушли. И он стал набирать
новую команду. Через несколько месяцев рейса стало ясно, что
команда тоже попала в западню. Ни о каких выплатах речи не шло.
К тому же поломки на судне, течь. Мы обратились в организацию
"Ассоль" и вместе обивали пороги СБУ, прокуратуры, профсоюзов.
"МЕСЯЦ МЫ ПРАКТИЧЕСКИ ГОЛОДАЛИ"
Всю дорогу от Херсона до Стамбула одесские механики пытались
отремонтировать судно своими силами. Руки у наших ребят
золотые. Египтяне потом очень удивлялись, что сухогруз еще на
плаву. В Стамбуле "Святая София" разгрузила минеральные
удобрения. Казалось бы, рейс выполнен, пора рассчитаться с
экипажем.
- Мы подписали контракт на Черное и Средиземное море, -
заметил Петр Горгуц, - но нам пообещали, что заплатят, если мы
сделаем еще один рейс. Контракт у меня закончился 14 мая. Но
никакой замены прислано не было, и мы пошли на Бейрут. Там тоже
были странности. Мы долго стояли на рейде, около двух суток.
Вдруг команда - идти на Тартус. В Сирии загрузили 4200 тонн
удобрений и пошли на Индию. Шли со скоростью 12 км в час. Уже
обросли ракушкой, и быстрее идти не могли.
За это время судно дало течь. Вышел из строя один из
двигателей. Перед проходом Суэцкого канала на борту уже была
напряженная обстановка. А тут еще судовладелец отказался
платить за проход канала, сославшись на отсутствие денежных
средств. Арабы так и говорили морякам: "Ваш хозяин - плохой
украинец". Судно стало на дальнем рейде в 28 км от берега. Ни
запчастей, ни продовольствия морякам не подвозили. Судовладелец
словно забыл о моряках. Трижды экипаж подавал сигнал SOS,
запускал сигнальные ракеты. Но никакой реакции не последовало.
- В судне было три пробоины, - сообщил матрос Дмитрий
Чалапко, - машинное отделение в воде. Один двигатель тоже в
воде. Темнота. Мы ныряли, чтобы залатать дыры, делали так
называемый цементный ящик. В любой момент цистерна, находящаяся
под давлением, могла прорвать, и мы бы пошли ко дну. Целый
месяц мы буквально голодали. Оставалась одна фасоль. Варили ее,
жарили, в супе ели. Лепешки из муки пекли. Пили техническую
воду со ржавчиной. Готовили в корыте на корме, разобрали панель
на дрова.
Умельцы ловили рыбу, несколько человек взяли с собой удочки.
Тем и разнообразили свой рацион. Душой коллектива был одесский
повар. До рейса он работал в Аркадии.
- Из ничего такие блюда готовил, - восхищаются моряки, - то
лучок найдет, зажарит к супчику, то уху, то рыбу жареную
подаст.
Вокруг кухни в основном и бурлила жизнь.
- Были минуты депрессии, - рассказал Руслан Чеботарь, - но
мы поддерживали друг друга, ждали, что помощь придет.
БРОШЕНЫ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ
Но самое страшное было то, что судно оказалось без
освещения.
- Генераторы перестали работать, аккумуляторы разрядились, -
рассказывает второй помощник Виталий Иванов, - аварийного
освещения не было. Ночью разглядели, что на нас идет танкер.
Если бы нас не заметили, раздавили, как скорлупку. Мы начали
стрелять сигнальными ракетами. Потом рыбаки подарили нам
фонарики. С ними ходили по борту.
Моряки изо всех сил пытались удержать судно на плаву. Но не
могли даже откачать воду, не работали насосы. Судно дало крен.
- Мне в мае начали сниться страшные сны, - поведала мама 27-
летнего Руслана, Елена Чеботарь, - как будто у него на лице
ожог, весь худой. Тогда стала переживать. Он нам не хотел
сообщать. А когда по телевизору рассказали, написал СМС, что в
судне течь.
В это время жены, матери и дочери вместе с
представительницами организации "Ассоль" уже штурмовали СМИ,
прокуратуру, СБУ, МИД. Причем, зная ситуацию с украинскими
моряками, консульство Украины в Египте практически
бездействовало. Шумиха, поднятая СМИ, заставила МИД Украины
предпринять действия.
8 августа военный катер ВМС Египта подошел к "Святой Софии",
чтобы забрать украинцев. Однако моряки решили разделиться.
- Мы не должны были все покидать судно, чтобы оно не
осталось бесхозным, - отметил моторист Виталий Шульженко, - Они
хотели нас всех забрать на военном катере. Пригрозили, что
будут стрелять. "Ну стреляй", - сказал я. И они отстали.
Оставшиеся на судне моряки поддерживали его
жизнедеятельность. Ведь там был опасный груз, который в случае
затопления судна грозил экологической катастрофой.
На это время судовладелец самоустранился от ведения дел. На
помощь ребятам из Одессы вылетела инициативная группа, которую
возглавила Светлана Фабрикант. На деревянном баркасе в шторм
они доставили провизию и дрова голодающим морякам. Чтобы выйти
в море, отважным женщинам даже пришлось немного подраться с
представителями ITF и дать обещание, что вернутся в том же
количестве на берег. Но больше всего их возмутило равнодушие
консула Украины в Египте. Он даже пальцем не пошевельнул,
возмущались женщины.
СУДНО ВЫСТАВЯТ НА АУКЦИОН
28 августа 6 моряков вместе с инициативной группой вылетели
из Каира в Прагу, а затем в Одессу. Встречать их пришли
родственники, друзья и экипаж "Святой Софии".
Пять человек во главе с капитаном еще остались на судне,
чтобы контролировать ситуацию. Когда откачают воду, судно
отбуксируют к берегу. Затем в течение 10 дней его выставят на
продажу. После чего эти деньги пойдут для расчета с моряками.
В очередной раз наши земляки столкнулись с одной и той же
проблемой - незащищенностью в других странах. Одесский
судовладелец бросил их на произвол судьбы. Украинский консул
тоже что-то выжидал. Действовали только те, кто сам оказался в
этой шкуре, - жены моряков "Арианы", побывавших в пиратском
плену. И теперь они готовы помогать другим, подавая пример, как
надо работать профсоюзам и другим организациям, которые
объявляют себя защитниками прав моряков.
- Нужно проверять, что за судовладелец тебя нанимает, -
сделал выводы Петр Горгуц, - как он рассчитывается, есть ли у
него долги перед экипажем. И не соблазняться заманчивыми
предложениями, которые выходят таким боком.
А украинскому государству хорошо бы пересмотреть политику
защиты своих граждан за рубежом.