Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 24 (1020)
25.06.2010
НОВОСТИ
Культура
День Конституции
День молодежи
Личность
Компетентный собеседник
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (1020), 25.06.2010

МНЕ ЗДЕСЬ МАЛО МЕСТА

На получение стипендии Эдмунда Маски было подано несколько тысяч заявок со всей Украины. В результате комиссия отобрала 15 человек. В их числе оказалась и аспирантка Одесского экономического университета Юлия Николаенко. Два года назад мы рассказывали о молодой красавице, обладающей двумя дипломами о высшем образовании (Юлия окончила также факультет романо- германской филологии ОНУ им. Мечникова), огромным запасом энергии и стремлением реализовать себя в серьезных проектах. И вот такая возможность ей представилась.

Для справки. Эдмунд Маски - видный политический деятель США. В 1992 году основана программа его имени для специалистов с высшим образованием из 12 стран бывшего СССР. Стипендия Э. Маски дает возможность получить магистерскую степень в университетах США по пяти специальностям: "деловое администрирование", "экономика", "государственное управление", "государственная политика", "юриспруденция". Участники программы за два года проходят полный академический курс, профессиональную стажировку по его окончании, разрабатывают и реализуют проект, направленный на поддержку местного сообщества.

- Юля, прежде всего, прими наши поздравления. Попасть в число 15 лучших со всей Украины - это, конечно, звучит гордо. Но ответь на вопрос, который наверняка возникнет у многих читателей: неужели в самом деле вот так просто можно взять и выиграть этот конкурс?

- Во-первых, "так просто" ничего не бывает. И блат, и тем более взятки в данном случае категорически исключены. А права поехать в США я добилась с третьего захода. Перед этим дважды была альтернативной финалисткой, т. е. если бы кто-то отказался, то я бы поехала. Так что нужна настойчивость и понимание того, чему ты хочешь научиться.

Кстати говоря, при собеседовании комиссию больше всего интересует вопрос: зачем тебе это нужно, и что ты будешь делать с полученными знаниями?

- И как же ты него ответила?

- Я подавала заявку на специальность "государственная политика" с уклоном в образование. Проучившись в двух весьма престижных по нашим понятиям вузах, имея опыт преподавательской работы, я увидела, как много недостатков в нашей системе образования. А главное - в Украине начисто отсутствует стратегия развития образования, и вот я хочу учиться тому, как эту стратегию разрабатывать и реализовывать.

- Но ведь у нас постоянно твердят, что советская система образования была едва ли не лучшей в мире, и надо просто вернуться к ней, а не искать невесть чего на Западе...

- Единственное преимущество нашей системы образования - это ее широта. В Америке образование всегда было уже, но зато неизмеримо глубже. И если пытаться сравнивать знания и умения выпускников наших и американских вузов (а у меня были такие возможности), то это просто несопоставимые вещи. Обучение у нас страшно оторвано от практики. Наши молодые специалисты, даже получив диплом с отличием, вынуждены еще несколько лет учиться на своем рабочем месте.

Однако почему-то у нас существует стереотип, будто американцы - "тупые", а мы все из себя такие умные. Я не берусь судить обо всех, говорю только о своем опыте. Впервые я приехала учиться в США еще школьницей, в 2001 году. Так вот, хоть я была отличницей, мне там было совсем не просто. И это в некоем Нормане, в некой Оклахоме, о которой сами американцы говорят, что это Богом забытое место. Но тем не менее... Я давно уже пришла к выводу, что легко будет и там, и здесь, если ничего не делать. Но если заниматься, как следует, то сложно будет, и там и здесь. Вот и все.

В системе образования США и Европы есть одно большое преимущество: там студенты выбирают не столько предмет, сколько преподавателя. У них нет нашей обязаловки, когда студенты вынуждены слушать лекции того, кого им назначили. Потому самим преподавателям нет особого смысла как-то повышать свой уровень: все равно ему дадут нагрузку, он придет, отчитает свои часы, и студенты вынуждены будут его слушать (или не слушать), но сдавать экзамены придется именно этому преподавателю, и никому другому.

В западных вузах существует конкуренция среди преподавателей. Если студенты тебя игнорируют, не ходят на лекции, то все - гуляй, остаешься без денег. И это одно из тех нововведений, которые, я считаю, пора внедрять у нас. И чем быстрее, тем лучше. Я с большим уважением отношусь к нашим ветеранам педагогики, но все же как-то нелепо читать лекции по советским книгам и конспектам.

- Юля, но ты же прекрасно знаешь, что многих студентов такое положение вещей вполне устраивает. Им проще заплатить энное количество денежных знаков, и не "пудрить себе мозги", готовясь к занятиям и экзаменам.

- Но есть умные ребята, которым просто неинтересно учиться по старинке: выучил параграф из учебника - ответил - получил оценку. Им нужны новые формы, новые методы.

Я вела на пятом (выпускном) курсе такой сугубо специальный предмет "Профессиональная деятельность участников рынка ценных бумаг", где очень много теории. Но вот каким образом я построила занятия: дала ребятам американскую книжку "Покер лжецов", и мы вели деловую игру в этот "покер" целых четыре пары. Смотрели фильмы, обсуждали их, ребята готовили индивидуальные задания, словом, был настоящий интерактив. И что меня поразило: на первой паре, в восемь утра почти вся группа уже сидела в аудитории. А потом я узнала, что студенты пошли к завкафедрой и просили, чтобы я вела у них занятия и по другим предметам. Мне это было приятно, но, к сожалению, в своем сегодняшнем статусе я не могу повлиять на процесс в целом. Мне нужны другие навыки, другой статус, чтобы подобные вещи развивать и внедрять.

- Но разве для этого обязательно ехать в Штаты?

- Вы знаете, я родилась в Одессе, у меня ментальность одесская, но я никогда прежде не думала о скоротечности жизни.

Вот недавно моя подружка отмечала 25-летие. И какие же были основные тосты: чтобы у нее поскорее появился муж, дети, была достойная работа... Мне это резануло ухо. Потому что буквально перед тем я вернулась из Берлина, где участвовала в научной конференции вместе с 45 молодыми учеными из ведущих европейских стран. Так вот, у них совсем другие цели и представления о жизни. Например, многие едут учиться в другую страну, чтобы лучше узнать и понять ее культуру. Вот это - действительно элита. В отличие от нашей, так называемой, "элиты", которая нигде не была дальше турецких пляжей. А почему? Да потому что у нас к 25-30 годам основная жизнь уже вроде как прожита. Есть образование, семья, работа - и к чему стремиться дальше? Рутина... Я понимаю, откуда у нашей "элиты" этот пафос, эта гонка - кто "круче". Да просто людям больше заниматься нечем, у них уже все в жизни случилось.

А на Западе к 30 годам человек только получает образование и находит работу, где он может не подрабатывать, а зарабатывать. Ему есть куда стремиться, расти, поскольку сама система стимулирует саморазвитие.

- Ну, хорошо, а что тебе мешает жить так? Умом Бог не обидел, внешностью тоже. Удачно выйти замуж - вряд ли является проблемой. Тогда что тебя заставляет жить иначе?

- Трудно сказать. Наверное, сказывается воспитание, характер. А главное - мне тут мало места. Я, наверное, слишком активная и мне нужно куда-то выплескивать энергию.

- Мы начали с вопроса, который непременно возникает, давай таким же завершим. Я понимаю, зачем тебе нужна учеба в Штатах, а вот зачем ты нужна Штатам?

- Такой вопрос нередко задают своему правительству и сами американцы: к чему, мол, тратить такие большие деньги на разные программы для иностранцев? На что замечательно ответил Колин Пауэлл, бывший госсекретарь США: "Люди, которые прожили у нас хотя бы год, уже никогда не будут врагами Америки". И это - правда. Вы можете плохо относиться к политике американских властей, но после того, как я прожила там год, и у меня появились друзья, я знаю, что люди там абсолютно нормальные и ничем в глобальном смысле не отличаются от нас. И мы никогда не пойдем против этой страны.

- Юля, но, положа руку на сердце, захочешь ли ты после двух лет учебы вернуться сюда?

- Одно из условий стипендиальной программы, под которым мы подписываемся, - это то, что после ее окончания я обязана уехать из Штатов.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.