+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 10 (857), 23.03.2007 ВЗГЛЯД ПОБАЗАРИМ ЗА БАЗАР
Зима промелькнула незаметно. Можно сказать, ее и не было. Вплотную подошла весна - самое поэтичное время года. Время романтики и философии. Время ожидания чудес. Но... никаких чудес, никакой поэзии! Поговорим о прозе жизни. Конкретно, о ценах на фрукты и ягоды, на помидоры и огурцы, на редис и морковку, на свеклу и капусту, на картошку, в конце концов. О ценах на все эти дары земли, которые она не дарит, а дает в награду за тяжкий труд. И если уж мы по инерции называем все это "дарами земли", то будем говорить о дарах земли нашей, а не заморской, словом, "не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна" для того, чтобы в поте лица вырастить урожай и обеспечить горожан продуктами, а себя их денежным эквивалентом. ДЕШЕВО КУПИТЬ - ДОРОГО ПРОДАТЬ Когда-то эта строка куплетов из знаменитого спектакля Товстоногова "ХАНУМА" могла быть девизом спекулянтов, скупавших дефицитные товары и перепродававших их втридорога. Нет дефицита - нет спекулянтов, а девиз остается. Он взят на вооружение перекупщиками, скупающими оптом у сельских тружеников плоды их трудов по низкой цене и продающих их втридорога на розничных рынках, попросту именуемых базарами. Я несколько упростила схему, потому что перекупщик (по нынешней терминологии - посредник) почти никогда сам не становится продавцом (по нынешней терминологии - реализатором). Более того, между первым скупщиком сельхозпродукции и реализатором может оказаться еще не один посредник, а значит цена, снова говоря словами песни, поднимается "все выше, и выше, и выше..." Чтобы убедиться в этом, достаточно проехать по дорогам Одесской области, скажем, в сезон помидоров. Лично я, прошлым летом на Овидиопольской дороге покупала отличные помидоры по 50 копеек, а люди из остановившейся рядом машины скупали ящиками помидоры-сливку по 18 копеек за килограмм. В то время как на одесских базарах дешевле 2 грн помидоров не было. "НОЧНОЙ ЗЕФИР СТРУИТ ЭФИР", или НОЧНОЙ БАЗАР СУЛИТ ТОВАР Хорошие хозяйки знают, что ночью с фермерских машин можно купить продукты намного дешевле, чем днем с тех же машин, при условии, что товар не перехвачен перекупщиками. Впрочем, перекупщики чаще всего - перехватчики. Они скупают продукты еще на подъездах к городу или прямо в хозяйствах. Как-то по одному из российских телеканалов показывали сюжет о перекупщиках, не пропускавших фермерские машины в город. Выставлялись даже полицейские кордоны и проводились рейды, чтобы прекратить такое "экономическое насилие". Но Россия пошла еще дальше. На российских рынках введена узаконенная квота мест для производителей продукции. А у нас места на рынке давно распределены между реализаторами. Впрочем, сельскому труженику стоять за прилавком, теряя драгоценное время в сезон сельхозработ, не резон, да и рыночный сбор платить не хочется. Так что реализаторы - не самое большое зло. Вот только если бы товар попадал к ним из первых рук. Или хотя бы цепочка производитель-реализатор сократилась до минимума. Но и гарантированное место на рынке тоже не помешает: зимой, в свободное от сельхозработ время, можно и на рынке постоять, самому продать свой товар по зимней цене, была бы только возможность сохранить его... В общем, в российском опыте урегулирования рыночных цен есть рациональное зерно, а точнее, зернышко, так как милицейские пикеты на дорогах и квотированные для фермеров места на рынках - меры недостаточные. Прежде, чем перейти к обсуждению других мер, приведем еще один пример, как говорится, для усиления интриги. РАЗ КАРТОШКА, ДВА КАРТОШКА! В данном случае - это не название фильма. Дело в том, что на одесских рынках прошлым летом возникла ситуация, когда картошки было, что называется, раз-два и обчелся, а цена ее взлетела до 3-3,5 грн за килограмм. В супермаркетах картофель продавался еще дороже. Такая ситуация длилась недолго, но чтобы разобраться с ней, нужно учесть, что, хотя Одесская область является крупнейшим поставщиком разного вида продуктов питания (например, морепродукты составляют 84,3 % в общеукраинских поставках, виноград - 85,1 %, подсолнечник - 22 %) и при этом производит 43 % всей плодоовощной продукции в Украине, но конкретно картофель едва тянет на 4 %. Здесь лидирует Волынщина (хотя в Одесскую область в основном завозят картофель из Винницкой области). А кто завозит? По названным выше причинам завозят посредники. Хозяевам невыгодно. Расходы на транспорт, разного рода поборы, отрыв от своего хозяйства, особенно если оно небольшое... Выгоднее, не покидая дома, продать продукт посреднику и... пусть у него голова болит. Так же рассуждали и производители Одесской области. Дальше обочины близлежащей дороги они свой товар не везли. И потому на трассе можно было отовариться картофелем по 1 грн за килограмм у теток и дядек, вышедших с несколькими мешками, а то и ведрами. В какой-то момент (виват посредникам!) наладился поток картофеля из других областей, и картошка из деликатеса перешла в разряд обычного, ежедневного продукта. ВАЛЕНКИ В СОЧИ, А СОЛОМЕННЫЕ ШЛЯПЫ В МАГАДАН? Не смейтесь! В СССР при плановом ведении хозяйства такие ляпсусы случались. Ну ладно, Сочи (к сожалению), а Магадан (к счастью) в состав Украины не входят, так что, как говорится, сделаем привязку к местности. Взять, к примеру, Западную Украину, Прикарпатье и Одесскую область. Прошлым летом, как часто бывает на Одесщине, был большой урожай помидоров. Но рынок держал цену. Происходило то, о чем в свое время писали с возмущением газеты, освещающие жизнь американских фермеров: несобранные на поле помидоры шли в перекопку. В то же время в Западной Украине помидоры были товаром дефицитным, а потому - дорогим (как в то же время картофель в Одессе), понадобилось время, чтобы посредники и хозяева спохватились, сориентировались и стали завозить картофель из картофельных областей в Одессу, а помидоры чаще стали украшать столы львовян и других наших западных соседей и собратьев. Из этого примера видно, что огромное значение должно иметь единое информационное рыночное пространство. КТО ВИНОВАТ? И ЧТО ДЕЛАТЬ? Эти два извечных, просто уже классических, русских вопроса в данном случае вполне правомерны в Украине. На оба вопроса можно ответить коротко. Виновато отсутствие оптовых рынков. Что делать? Строить такие рынки. В Одесской области работает почти 100 рынков, но нет ни одного оптового (оптовый рынок в Одессе является таковым только по названию, практически, это тот же розничный рынок, то есть базар). На отсутствие в Одессе оптового рынка нам, журналистам, жаловались фермеры из Староказачьего. Они выращивают главным образом персики и некоторые виды ягод. У них есть холодильник для хранения фруктов, есть машины, фирменная тара, но с Одессой торговые связи ограничены супермаркетом "Аэропортовский". А ведь их продукцию могли бы брать и другие магазины и рестораны (пусть хоть мелким оптом) или переработчики и наконец непосредственно реализаторы. Но ни один из одесских рынков не может предоставить фермерам из Староказачьего условий, необходимых для реализации оптимально-выгодного для перевозки количества продукции. Поэтому свою продукцию они везут главным образом в Киев и некоторые другие города. А в Одессе на рынке (и в супермаркетах) персики "тянут" на 8-10, а то и на 12 грн, вместо 4-5 грн за кг, которые они бы стоили у реализаторов, непосредственно купивших их у фермеров. И это были бы наши ароматные сладкие персики (утверждаю не по наслышке, сама "надегустировалась" ими в Староказачьем), а не забальзамированные импортные. КОГДА ОПТОМ, А НЕ В РОЗНИЦУ Во всем мире каждый большой город имеет свой оптовый рынок. Эти оптовые рынки занимают большие площади, на них съезжаются тысячи машин сельхозпроизводителей. Он (рынок) оборудован холодильниками-хранилищами, на нем работает санитарный и фитоконтроль, а также таможенный контроль. Аукционы на таких рынках работают как на повышение, так и на понижение цены, в зависимости от ситуации. В любом случае фермер получает за свой товар больше, чем дал бы ему посредник-перекупщик. При наличии оптового рынка ни переработчикам, ни агентам супермаркетов и ресторанов, ни реализаторам на рынках нет смысла работать через посредников, диктующих свою цену. В итоге к потребителю товар приходит по цене, сопоставимой с той, по которой продукты были закуплены у производителя. Словом, пример зарубежья - положительный. Да зачем далеко ехать? Есть положительный пример и в Украине - это рынок "Шувар" во Львове. Он не совсем отвечает требованиям оптового рынка, хотя бы потому, что находится в городе, а должен был бы располагаться вне города - у самой оживленной трассы, но выигрыш от него для производителей и потребителей уже ощутим. ПОЛЯ БЫВАЮТ ПОМИДОРНЫЕ, КАРТОФЕЛЬНЫЕ и ПРАВОВЫЕ Так вот, правового поля в отношении оптовых рынков пока в Украине нет. Еще в июне 1999 года Кабмин Украины определил главные направления создания и функционирования оптовых рынков. Но... до последнего времени ничего не делалось. Лишь 12 октября 2006 года Верховная Рада Украины зарегистрировала поданный группой депутатов законопроект "Об оптовых рынках сельскохозяйственной продукции". В этом законопроекте предусмотрены льготы для сельхозпроизводителей. В любом случае фермеры будут оплачивать только услуги по хранению продукции и рыночный сбор (весьма умеренный), поскольку рынок не посредник, а лишь учреждение, предоставляющее услуги, в том числе информационного характера, позволяющее регулировать торговлю и ценообразование. КРЕСТЬЯНАМ - ЗЕМЛЮ (под оптовый рынок) Подсчитано, что оптовый рынок под Одессой должен иметь площадь в 50 га и вмещать одновременно до 2 тысяч машин. Оптимальное место для него было бы у Киевской трассы. Но все земли там уже распаеваны. Однако есть надежда на успех переговоров между муниципалитетом и руководством Аграрного университета о передаче под оптовый рынок 50 га принадлежащих университету резервных земель у "двух столбов". Если переговоры благополучно завершатся, и под Одессой появится оптовый рынок, можно будет надеяться на цены "с человеческим лицом" на базарах. КТО ОТВЕЧАЛ ЗА БАЗАР В любом случае "за базар" отвечает журналист, но она готова разделить ответственность с председателем Совета основателей Всеукраинского оптового рынка Олегом Ярмоленко, руководителем направления "Реформа в сфере сельского хозяйства, совершенствование законодательно-нормативной базы" Романом Коринцом и заместителем генерального директора оптового рынка "Шувар" г. Львова Клавдией Гордиенко. Елена ГРИГОРЬЕВА. Коллаж А. КОСТРОМЕНКО.
|
|
||||||||||||||
|