Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 03 (850)
26.01.2007
НОВОСТИ
Культура
Происшествия и мнения
Юбилеи
Женский клуб
Вопрос - ответ
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 03 (850), 26.01.2007

"И ЧТО ХОРОШО НА ЗАПАДЕ"

(Продолжение. Начало см. в № 2, 2007 г.).

Побывав во Львове, наш корреспондент пришел к выводу, что по уровню развития медиа-бизнеса этот город на несколько лет опережает Одессу. О причинах и выводах – эти размышления.

Не могу не сказать несколько добрых слов в отношении Центра информационных исследований "Меридиан", который осуществляет программу журналистcких обменов, благодаря чему я и оказался во Львове. Дело, которым занимаются руководители Центра Александр Лавринович и его коллеги, чрезвычайно полезное. К великому сожалению, украинские журналисты имеют очень слабое представление о том, чем занимаются их коллеги в других регионах. Есть, конечно, интернет, но, положа руку на сердце, многие ли из нас (включая автора этих строк) станут шарить по Сети в поисках сайтов черкасских или харьковских газет! И дело не только в том, что мы "ленивы и нелюбопытны", хотя слова русского классика полностью приложимы и к нам. Просто очень сузился круг интересов наших читателей, их мало волнует, что происходит за пределами своего города или района. Да и новости страны интересуют людей постольку, поскольку они влияют на их жизнь. А что мне, одесситу, до того, что творится, к примеру, в Луганске или Тернополе: у них свои заботы, у нас – свои. Подозреваю, что точно так же рассуждают об Одессе тернопольчане или луганчане. И это, увы, примета времени.

Не могу в связи с этим не привести цитату из размышлений публициста Владимира Золоторева, помещенных на сайте "Телекритики" 22.12.2006. "Украина пока что – большое село. Это главная проблема страны вообще – политическая, культурная, какая хотите. Просто государство, нация – вещи городские, они присущи горожанам, гражданам, в селе государство невозможно, так как просто не нужно никому. С сельским менталитетом связана и феодальная структура нашего общества, и коррупция, когда общественное понимается как ничье, как нечто, могущее пропасть, если его вовремя не присвоить... Все это имеет непосредственное отношение к СМИ. Феномен прост: в селе никакие СМИ никому не нужны. Роль авторитета там играет дядя Вася, роль информатора – баба Настя. Это не хорошо и не плохо. Просто сельский уклад не требует ничего сверх того... Информация, которую сообщают СМИ потребителям, в большинстве случаев абсолютно бесполезна для них. Сельский феодальный уклад означает, что вы никогда не сможете заработать на той информации, которая стала вам доступна из СМИ, поскольку заработок зависит не от знаний, а от других факторов – прежде всего, знакомств и связей. Что толку в том, что ваше предприятие лучше работает, если у конкурента более влиятельные родственники? Поэтому спрос на новости, то есть факты, как они есть, здесь очень небольшой. Соответственно, еще меньше спрос на комментарии и анализ. Они никому не помогут, даже если будут выполнены идеально".

Между тем, если мы так уж хотим быть европейцами, то неплохо было бы знать, что происходит за пределами твоего хутора (пусть даже этот хутор с миллионом жителей), в других регионах. И журналистам – в первую очередь. Потому каждая поездка по стране – благо для представителей нашей профессии. Тем более, если есть возможность целенаправленно знакомиться с тем, как работают коллеги. Эту возможность и предоставил мне львовский Центр "Меридиан" в лице Александра Лавриновича, которому не могу не выразить глубокую признательность.

Что поражает сразу, стоит взять в руки львовские газеты, так это тиражи. Отмечу, кстати, что газеты выходят разным количеством экземпляров даже по отдельным дням (наибольшие – в четверг), потому удобнее сравнивать тиражи еженедельные...

Так вот, "Львiвська газета", выходящая пять раз в неделю, имеет тираж 282 тыс. экземпляров. "Високий замок" при такой же периодичности – 465 тыс. А недельный тираж газеты "Экспресс", выходящей четырежды в неделю, с приложениями зашкаливает за 1 млн 100 тыс.! И это тиражи настоящие, а не "нарисованные" , как то, чего греха таить, случается со многими изданиями, включая популярные киевские. Проверить это утверждение я решил самым надежным способом – опрашивая конкурентов. Ответы местных журналистов совпадали: если газеты и завышают свои тиражи, то совсем немного. Добавим к тому же, что все ведущие газеты выходят частично в цвете. "Високий замок", "Львiвська газета" имеют цветными внешние полосы – первую и последнюю. В "Экспрессе", помимо того, вся реклама – в цвете, и даже горсоветовская "Ратуша", газета, по местным понятиям бедненькая, позволяет себе выпускать четыре цветные полосы. Что еще приятно поразило, так это обилие рекламы. В "Високом замке" ей отдана примерно пятая часть газеты, а в "Экспрессе" – без малого треть. Нужны ли более весомые доказательства качественного уровня и популярности издания?!

Конечно, возникает вопрос: по одежке, как известно, встречают, а вот как начет ума, т.е. содержания? Отвечаю: содержание по европейским "лекалам". Тексты большей частью невелики по объему (примерно 5-6 материалов на страницу формата А3) и достаточно информативны. Большой объем только у комментариев или интервью известных людей. Еще один вопрос: как можно насытить оперативными материалами издания такого объема? Ведь "Львiвська газета" выходит пять раз в неделю на 8 полосах формата А2 плюс четверговое телеприложение; "Високий замок" при таком же количестве выходов и аналогичном формате имеет 12 полос, а "Экспресс" вообще выпускается на 24 полосах формата А3. Ответ на этот вопрос легко найти в информации о редакционном составе.

Возьмем "Високий замок". Занимает газета четыре этажа издательского комплекса (типа нашего "Черноморья"). В газете девять отделов, в том числе и такие нехарактерные для нашего города, как происшествий и криминала, здоровья, науки и истории. Кроме того, "Високий замок" имеет своих представителей не только в городах Львовской области, но и в Тернополе, Ивано-Франковске, Луцке, т.е. в основных центрах Западной Украины. Согласитесь, что когда в редакции достаточное количество журналистов, то и материалов больше, и оперативность выигрывает...

"Экспресс" удивил меня наличием таких структур, как группа политического анализа, отдел связей с общественностью (одновременно тут оказывают правовую помощь читателям), редакция молодежного приложения "Экспресс COOL". Действует при "Экспрессе" и телефон читательских жалоб и предложений... Так стоит ли удивляться популярности этих изданий, их тиражам и – как следствие – обилию в них рекламы?!

(Окончание следует.)

Александр ГАЛЯС.

Материал подготовлен при содействии МФ "Вiдродження".

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.