Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 49 (1294)
25.12.2015
НОВОСТИ
Праздник
Дела и люди
Юбилей
Детская страничка
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
История
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 49 (1294), 25.12.2015

ВОПРОС - ОТВЕТ

Накануне Нового года мы получили от читателей немало вопросов, связанных с магазинами. И это неудивительно. Накануне праздника большинство наших земляков посещает супермаркеты, где периодически возникают конфликты с продавцами и охранниками. Чтобы избежать или предупредить возможные неприятности, следует хотя бы в самых общих чертах ориентироваться в законодательстве. В этом нам поможет сайт "Архив журналиста".

"В некоторых супермаркетах запрещают фотографировать товары и продавцов. Законен ли такой запрет?"

Нет, незаконен.

Во-первых, супермаркет - это общественное место вне зависимости от формы собственности. А в общественных местах может производиться любая фотосъемка.

Кроме того, статья 50 Конституции Украины гласит, что каждый гражданин имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.

Еще в одной статье Конституции Украины, а именно, 34-й, четко определено, что каждый гражданин имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом - по своему выбору. А это значит, что мы можем выбирать - всматриваться в товар или его фотографировать.

"Почему запрещают заходить в магазины с сумками и рюкзаками?"

Эти запреты - самодеятельность хозяев. Ибо никакой закон не запрещает заходить в торговые залы с сумками и рюкзаками, а значит, это разрешено. Но, поскольку охранники супермаркетов часто не пускали людей с личными вещами, правительство прояснило этот вопрос в Постановлении № 833:

21. Суб'εкт господарювання зобов'язаний:

забезпечити доступ споживачiв до торговельних об'εктiв без здавання на збереження особистих речей, крiм товарiв, реалiзацiя яких здiйснюεться у таких торговельних об'εктах; {Пункт 21 доповнено абзацом згiдно з Постановою КМ № 706 (706-2011-п) вiд 29.06.2011} створити умови для збереження речей споживачiв, у разi, коли вхiд до торговельного об'εкта з товарами, якi реалiзуються в таких закладах, заборонено. {Пункт 21 доповнено абзацом згiдно з Постановою КМ № 706 (706-2011-п) вiд 29.06.2011}.

"Могут ли охранники требовать показать содержимое сумок?"

Нет. Делать это имеют право только сотрудники милиции в присутствии понятых и с составлением протокола.

Что касается охранников, то им нельзя:

- обыскивать покупателей и рыться в чужих сумках или пакетах:

- принуждать оставлять вещи в камере хранения;

- хватать покупателей за части тела и одежду, надевать наручники и вообще применять силу и спецсредства, кроме случаев, когда посетитель угрожает жизни, здоровью или имуществу других людей;

- обращаться к людям в неуважительной форме, оскорблять, угрожать арестом, задержанием или иным наказанием;

- препятствовать покупателям входить в открытый торговый зал или выходить из него;

- принуждать покупателей покинуть открытый торговый зал;

- запрещать фотосъемку в торговом зале, отбирать фотоаппараты и требовать удаления фотографий, отбирать другие принадлежащие покупателям вещи.

Можно же следующее:

- вызывать милицию, если посетителя подозревают в совершении преступления. При этом задержание, в принципе, допустимо, но только для предотвращения явного преступления, а в случае ошибки охране придется нести уголовную или гражданско-правовую ответственность за свои действия;

- по просьбе покупателя вызывать администратора;

- вежливо попросить покупателей показать содержимое сумок или карманов, осматривать и проверять их исключительно с их согласия, не настаивая в случае отказа;

- вежливо попросить покупателей оставить вещи в камере хранения, не настаивая в случае отказа.

Правда, тут есть нюанс. Все вышеизложенное относится к тем охранникам супермаркета, которые не являются сотрудниками официально оформленных охранных агентств. Это может быть внутренняя служба безопасности, к примеру. Если же супермаркет заключил контракт с охранным агентством, то действия этих охранников подпадают под Закон Украины "Об охранной деятельности", вступивший в силу 18 октября 2012 года. Закон не дает права обыскивать, запрещать входить в торговый зал с рюкзаком, без веской причины ограничивать свободу граждан и прочее, но сотрудники ЧОПов получают право задерживать подозреваемых в воровстве или представляющих угрозу для окружающих людей до приезда милиции, применяя при этом спецсредства. Повлиять на сотрудников ЧОПов легче - если они превысили свои полномочия, по вашей жалобе частное охранное предприятие могут лишить лицензии.

"Можно ли распространять фотографии сотрудников супермаркетов в интернете? Не будет ли это вторжением в частную жизнь?".

Охранники и продавцы супермаркетов нередко прикрываются 308-й статьей ГК Украины, но они забывают прочитать последний пункт, который все расставляет по своим местам:

"Статья 308. Охрана интересов физического лица, которое изображено на фотографиях и в других художественных произведениях.

3. Фотография может быть распространена без разрешения физического лица, изображенного на ней, если это вызвано необходимостью защиты его интересов или интересов других лиц".

Фотографируя в супермаркетах, мы защищаем свои интересы, а если фотографируем во время общественных рейдов - защищаем также интересы других лиц.

"По объективным причинам у меня накопился долг перед банком. Теперь мне постоянно звонят из службы безопасности этого банка, требуют, чтобы я до Нового года погасил задолженность. Звонят даже ночью, когда все дома спят. Жаловался в банк, но звонки продолжаются. Как следует поступить?"

Тем, кому звонят из служб безопасности банков или коллекторы, следует запомнить несколько простых правил:

1. С такими службами нельзя общаться по телефону. Не нужно пытаться что-либо им объяснить или попросить. Никакого диалога, с первых секунд разговора, только поняв, что звонят коллекторы и из СБ, необходимо твердо сказать, чтобы по данному номеру больше не звонили - и сразу положить трубку.

2. Единственное место, где можно в правовом поле обсуждать вопросы принудительного взыскания долга, - это суд и исполнительная служба. Все остальные действия коллекторов или сотрудников служб безопасности - чистейшей воды вымогательство. С соответствующими заявлениями можно и нужно обращаться в правоохранительные органы, желательно записав разговор на диктофон.

3. В большинстве своем то, что говорят коллекторы по телефону, - ложь и психологические трюки. У коллекторов нет никаких прав. В случае необходимости в правовой защите от произвола коллекторских и банковских структур обращайтесь к юристу. Очень полезным способом борьбы с надоедливыми коллекторскими службами либо банками является занесение их номеров телефонов в "черный список" или иные блокирующие звонки телефонные программы.

"Что означает понятие "оборонительная прожорливость?"

"Оборонительная прожорливость" (Defensive Eating) - это стратегическое поглощение еды, чтобы она не досталась другим. Будем надеяться, что таких стратегов не будет за вашим новогодним столом.


Рис. Алексея КОСТРОМЕНКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.